МААМ-картинки

Характеристика различных анализаторов детей дошкольного возраста

Елена Холод
Характеристика различных анализаторов детей дошкольного возраста

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.

В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы.

Малыш познает качества и свойства предмета в практической деятельности: движениями глаз как бы прослеживает его форму, размер; руками ощупывает, обследует форму, материал.

Такие обследовательские, изучающие предмет действия называются перцептивными действиями. Они функционально связаны с практической деятельностью детей - игрой, трудом, учением.

Публикация «Характеристика различных анализаторов детей дошкольного возраста» размещена в разделах

«Шкаф сзади тебя»,- говорят ребенку.

«А где это сзади: где спина?» - уточняет ребенок и прижимается к шкафу спиной, чтобы конкретно ощутить, познать пространственное положение предмета сзади.

«Найди среди игрушек такие, которые похожи на этот треугольник» - ребенок обводит пальчиком треугольник, обследуя его форму, а затем отыскивает аналогичный данной форме предмет, тщательно «изучая» его движениями глаз и рук.

«На карточку, где нарисованы грибки, наложи по одному грибку на каждую из картинок». И ребенок, обследуя их на карточке, прежде всего тычет пальчиком в каждую из картинок, как бы показывая самому себе, где эти картинки.

«Раскладывать грибки надо правой рукой слева направо, вот так»,- показывает воспитатель. И ребенок проводит по карточке пальчиком правой руки слева направо, обследуя указываемый путь движения.

Многочисленные факты подобных перцептивных действий свидетельствуют о том, что в основе формирования первых математических представлений лежат сенсорные процессы.

В перцептивных действиях происходит сравнение (по форме, величине, количеству, сопоставление с тем, что уже было в прежнем опыте ребенка. Поэтому весьма важно организовать накопление опыта, научить ребенка пользоваться для сравнения общественно значимыми эталонами и наиболее рациональными способами действия.

Операция установления взаимно-однозначного соответствия является основой сравнения в математике. Она является чувственной основой и в развитии счетной деятельности детей.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсорная система - это система органов чувств, или анализаторов, позволяющая человеку осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем его мире. Зрение, слух, осязание и другие виды чувствительности являются средством чувственного познания мира, порождая ощущения, восприятия, представления.

Можно сказать, что сенсорные системы - это «информационные входы» организма для восприятия им характеристик окружающей среды. Понятие сенсорная система шире и сложнее, чем анализатор.

Учение об анализаторах создал И. П. Павлов. Это упрощённое представление о восприятии. Он делил анализатор на 3 звена.

Строение анализатора :

1. Периферическая часть (отдаленная) - это рецепторы, воспринимающие раздражение и превращающие его в нервное возбуждение.

2. Проводниковый отдел - это проводящие пути, передающие сенсорное возбуждение, рождённое в рецепторах.

3. Центральный отдел - это участок коры больших полушарий головного мозга, анализирующий поступившее к нему сенсорное возбуждение и строящий за счёт синтеза возбуждений сенсорный образ.

Таким образом, например, окончательное зрительное восприятие происходит в мозге, а не в глазу.

Различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и кожный анализаторы, двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах, сухожилиях, суставах, и вестибулярный анализатор, его рецепторы раздражаются при изменении положения тела.

Рассмотрим подробнее те из них, которые наиболее важны в формировании элементарных математических представлений дошкольников.

Благодаря деятельности зрительного анализатора различают цвет предметов, их освещенность, размеры, форму, расстояние, на которое они удалены от глаза и друг от друга, подвижность предметов. Все это позволяет оценивать окружающую среду, ориентироваться в ней, выполнять различные виды целенаправленной деятельности. Через глаза поступает около 90% всей информации об окружающем мире.

Кожный анализатор осуществляет контактную (тактильную) чувствительность. Тактильная чувствительность неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание - специфически человеческую, выработанную в труде систему познавательной деятельности руки. Благодаря осязанию рука может отражать форму, пространственное расположение предметов и в этом отношении является чувством, параллельным зрению.

Значительная часть информации об окружающей среде поступает к человеку в виде звуковых сигналов. Слуховой анализатор обеспечивает восприятие звуков и построение слуховых образов, т. е. слух. Адекватным раздражителем для неё является звук.

Таким образом, анализаторы человека представляют собой систему, управляемую мозгом, основанную на различных сенсорных чувствах, к числу которых относится зрение, слух, тактильные ощущения, кожные ощущения и т. п. дошкольник сенсорный перцептивный дидактика

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что восприятие информации об окружающем мире, ее анализ и формирование представлений (в том числе и математических) у дошкольника происходит посредством анализаторов. И основываясь на этом, для формирования элементарных математических представлений, подбираются соответствующие средства и формы образовательного процесса.

Публикации по теме:

Дидактические игры для выработки навыков счета у дошкольников с использованием различных анализаторов Дидактические игры для выработки навыков счета у дошкольников с использованием различных анализаторов. «Сделай столько же движений»Дидактическая.

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Конспект ОД по познавательному развитию «Растения различных климатических зон» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Рисунки детей в стиле пуантилизм «Мой город» с использованием различных материаловРисунки детей в стиле пуантилизм «Мой город» с использованием различных материалов Хочу предоставить Вам наглядно те возможности нетрадиционного рисования в жанре пуантилизм, что рождаются с использованием различного материала.

Роль различных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возрастаРоль различных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста Одной из главных задач детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их физическое развитие. Это.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Характеристика различных анализаторов детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 декабря 2022 в 11:38
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД