МААМ-картинки

Ходьба на лыжах как эффективное средство укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста

Тихонова Елена
Ходьба на лыжах как эффективное средство укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста

Тихонова Е. Н., муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №62 «Рябинушка» города Вологды

ХОДЬБА НА ЛЫЖАХ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена отличительным особенностям проведения занятий по физической культуре на лыжах с детьми дошкольного возраста, когда методика их проведения согласуется с возрастными закономерностями их воздействия на детский организм. Обоснована значимость двигательной деятельности в соответствии с требованиями современных нормативных документов.

Публикация «Ходьба на лыжах как эффективное средство укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, физическая культура, физическое развитие, двигательная деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, спортивные упражнения, ходьба на лыжах.

Согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», занятия физкультурой должны стать неотъемлемой частью педагогического процесса в образовательном учреждении [4].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — Стандарт, ориентирует дошкольные образовательные учреждения на решение задачи, направленной на «развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности», охватывающей структурные единицы, представляющие «определенные направления развития и образования детей» - образовательные области, в состав которых входит такая образовательная область как «физическое развитие». Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [3, раздел 1, п. 2.6.].

Согласно требованиям СанПиН 2.4.1. 3049 – 13, один раз в неделю для детей 5 - 7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям [2, раздел XII].

Бесспорно, для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста (оздоровительных, образовательных и воспитательных) важно использовать гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям. В природных условиях движения детей становятся более естественными, непринужденными [1, С. 54].

Движение – естественная биологическая потребность детей, которую нельзя чем – то заменить без ущерба для здоровья. Ограничение мышечной деятельности не только задерживает разностороннее формирование и развитие организма, но и приводит к тому, что ребенок не может овладеть основными видами движений на последующих возрастных этапах. Мышечная активность взаимосвязана с состоянием всех органов и систем. В ней отражаются типологические особенности нервной системы, индивидуальность, специфика пола, возраста, состояния здоровья [7, С. 56].

В зимний период, когда выпадает достаточно снега, в рамках занятия инструктор по физической культуре организует обучение дошкольников технике зимних спортивных упражнений. Двигательная деятельность детей, насыщенная спортивными упражнениями, требующими интенсивного движения, проявления ловкости, быстроты, самостоятельного выбора способа действия, определенных волевых усилий, смелости, находчивости, имеет большое воспитательное значение для формирования личностных качеств ребенка – сознательной дисциплины, выдержки, решительности. Она приучает детей преодолевать трудности, воспитывает чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи.

В соответствии с классификацией физических упражнений, данной Т. И. Осокиной, зимние спортивные упражнения включают в себя катание на коньках, санках, ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам.

Ходьба на лыжах как важное средство физического воспитания, эффективное средство укрепления здоровья детей может оптимально применяться в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. При наличии спортивного участка и достаточной оснащенности лыжами организация занятий не вызывает трудностей у педагогического состава. Важно знать, что хотя спортивные упражнения в практике физического воспитания занимают значительное место, заниматься спортом с целью достижения высоких спортивных результатов детям дошкольного возраста не рекомендуется, а элементарные элементы подготовки и соревнований возможны и целесообразны [6, С. 94].

Ходьба на лыжах вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергетическому обмену веществ в организме ребенка, усиливает функциональную деятельность внутренних органов; развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, оказывает благоприятное влияние на формирование осанки и свода стопы.

Лыжи – одно из самых доступных дошкольникам зимних спортивных упражнений. Нормально развивающемуся крепкому ребенку можно встать на лыжи с 2 – 2,5 лет. Палки вначале не даются. Ребенка обучают ходить на лыжах без палок, сохраняя равновесие. Как определить размер лыж в соответствии с возрастом? Для малышей высота лыжи должна быть до локтя, для старших дошкольников - до ладони вытянутой вверх руки. Лыжи должны быть легкими и ровными и не иметь сучков, трещин, шероховатостей на скользящей поверхности. Для лыж нужны специальные ботинки. Ботинки должны быть по размеру больше, чтобы можно было надевать 1-2 пары шерстяных носков. Лыжные палки должны быть легкими и прочными, а по размеру – не выше плеча и не ниже подмышки. Лыжные палки должны иметь удобные для захвата петли. Уход за детскими лыжами такой же, как и за взрослыми, т. е. они должны быть натерты соответствующей мазью. Перед тем, как внести лыжи в помещение, их нужно очистить от снега [1, С. 59]. В младшей и средней группе, когда дети поочередно небольшими подгруппами только начинают осваивать навыки ходьбы на лыжах в течение 10 – 15 минут, они катаются в той одежде, в которой обычно выходят на прогулку. Примерно на 6-7 занятии, когда все дети освоят простейшие способы передвижения на лыжах, занятия проводятся со всей группой. В связи с тем, что дети становятся более активными, нужно несколько облегчить одежду, используя спортивные куртку и шапку [5, С. 14]. В самом начале детям важно овладевать и такими навыками, как умение нести лыжи, раскладывать их на снегу, надевать и снимать их, закреплять ботинки.

Для обучения детей ходьбе на лыжах на территории детского сада прокладывается лыжня в виде круга. Лучше иметь два круга: маленький (дистанция до 100 м) и большой (дистанция 200 – 300 м). На малом кругу дети выполняют различные упражнения, а на большом они тренируются, закрепляя навыки передвижения на лыжах. Лыжня должна проходить на расстоянии 1 – 1,5 метров от выступающих из-под снега предметов – заборов, скамеек, пеньков.

Начинающий лыжник должен освоиться с непривычным для него ощущением тяжести лыж. Поэтому первые его движения – постоять на лыжах, присесть, поочередно поднять одну и другую ногу с лыжей, поставить на снег, попытаться пройти ступающим шагом. Носок лыжи при ходьбе должен приподниматься, задний конец - прижиматься к снегу, туловище ребенка наклонено вперед. Движения руками как при ходьбе, с перекрестной координацией. Далее дети учатся ходить скользящим шагом. Скользящий шаг выполняется на согнутых ногах, энергичными толчками ног в сочетании с широкими и размашистыми движениями рук. Для совершенствования скользящего шага используются различные упражнения: скольжение на одной лыже от флажка до флажка, преодоление дистанции за меньшее число шагов. Повороты на лыжах выполняются на месте, и во время движения.

Детей 3-4 лет необходимо самостоятельно приучать надевать и снимать лыжи, стоять на лыжах, сохраняя равновесие, ходить на лыжах ступающим, а потом скользящим шагом, выполнять повороты на месте, самостоятельно подниматься после падения.

Дети 4-5 лет учатся ходить на лыжах скользящим шагом – это основная задача обучения, кроме этого они выполняют повороты на склон ступающим шагом, «полуёлочкой», если нужно подняться на невысокий склон наискось. В этом возрасте дети могут проходить по лыжне расстояние от 0,5 до 1 км.

Старшие дошкольники (дети 5-7 лет) владеют разнообразными приемами лыжной подготовки. Они самостоятельно берут лыжи и ставят их на место, переносят на плече к месту занятий, учатся ходить простым скользящим, а также попеременным скользящим шагом, выполняют повороты на месте вокруг пяток и носков лыж, спускаются с невысокого склона, разучивают способы подъема «полуёлочкой», «ёлочкой», учатся тормозить «плугом» и «полуплугом». В этом возрасте дети могут проходить по лыжне со средней скоростью расстояние до 600 м, а в спокойном темпе – 2 – 3 км [7, С. 96].

В младшей, средней и старшей группе (дети 3-6 лет) дети ходят на лыжах без палок, в подготовительной группе (дети 6-7 лет) – можно обучать ходьбе на лыжах с палками.

В результате проведения планомерной работы по обучению детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах дети осваивают и соблюдают правила:

идти, соблюдая интервал, не отставать, не наезжать на лыжи впереди идущего;

не разговаривать на дистанции;

при подъеме на горку и преодолении других препятствий, трудностей помогать слабому;

скатываться с горки тогда, когда, когда внизу никого нет;

если на пути при спуски с горки неожиданно возникает препятствие, постараться мягко упасть на бок.

Начинать подготовку к обучению ходьбе на лыжах нужно уже в осенний период.

1. С целью улучшения координации движений упражнять их в перешагивании, подлезании, бегу по узкой дорожке. Тренировать вестибулярную устойчивость, предлагая различные повороты, наклоны туловища, кружения, прыжки с поворотом. С целью подготовки голеностопных суставов включать ходьбу с пятки на носок, бег на носках, с подскоками, сжимание и разжимание пальцев рук. Вызвать у детей интерес к ходьбе на лыжах могут беседы о пользе этого занятия для здоровья, рассматривание иллюстраций в книгах, фотографий лыжников – спортсменов, победителей соревнований, просмотр видеороликов о проведении Олимпиад.

2. Вопрос об укреплении физического здоровья ребенка – дошкольника целесообразно включить в повестку родительского собрания, заранее подготовить информационный материал для родителей для формирования и развития их интереса к ходьбе на лыжах, выработке единых подходов в работе с детьми.

3. Провести инвентаризацию лыж для проведения зимних занятий – учесть их исправность, проверить количество. При необходимости заручиться помощью родителей в проведении необходимого ремонта, обновления. Закупить недостающее количество лыж.

4. Проверить безопасность спортивного участка и прилегающей территории для проведения занятий.

5. На основании списков, составленных медицинским работником, при планировании нагрузки учитывать группу здоровья воспитанников.

6. Провести инструктаж по технике безопасности на занятиях физической культуре зимой для воспитанников.

7. Составить план действий для воспитателя, если ребенок получил травму на занятии по физической культуре зимой.

8. Раздать воспитателям инструкции по безопасности проведения зимних прогулок и занятий с воспитанниками.

Таким образом, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Дошкольный возраст – это период, когда у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приведут к положительным результатам. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья одной цепи, в которой ходьба на лыжах является одним из эффективных средств воспитания здорового ребенка.

Список литературы

1. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей : Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1986. – 128 с.

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 г Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155

4. Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

5. Фролов В. Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя. – М. : Просвещение, 1986. – 159 с.

6. Шебеко В. Н. и др. Физическое воспитание дошкольников : Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений –М. : Издательский центр «Академия», 1998. –192 С.

7. Щербак А. П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Двигательная активность // Дошкольное воспитание. 2018 №10

Публикации по теме:

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Лэпбук — эффективное развивающее пособие по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук — эффективное развивающее пособие по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук, или тематическая папка уже широко и эффективно используется педагогами в образовательном процессе дошкольных учреждениях. Тематика.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Советы музыкального руководителя для родителей «Музыка как средство укрепления здоровья детей во время самоизоляции» Все мы сейчас переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами,.

Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей»Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей» «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять.

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 "Солнышко. " Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ходьба на лыжах как эффективное средство укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 мая 2020 в 12:08
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД