Никонова Наталья Владимировна
Хороводные игры для младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЗНАЧЕНИЕ ХОРОВОДНЫХ ИГР
1. Хороводные игры приобщают дошкольников к образцам народного
поэтического творчества.
2. Хороводные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг
с другом, дети учатся выражать свои эмоции, «договариваться» на языке
действий, чувствовать состояние сверстника. Игры помогают поддерживать
атмосферу радости и веселья, строить доброжелательные взаимоотношения
Публикация «Хороводные игры для младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
детей с воспитателем и друг с другом. Воспитателю эти игры помогают
завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание. Хороводные
игры - верный помощник в организации детей. Стоит только предложить
такую игру - забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает,
сближает детей. Хоровод всегда объединяет и собирает большое количество
участников. Хоровод любит дружное притопывание, хлопки в ладоши, он
учит каждое отдельное, собственное движение подчинять общему
настроению, он заставляет радоваться или грустить сообща.. Хоровод да т
почувствовать детям, что каждый из них — важная часть коллектива.
3. Хоровод развивает чувство ритма и музыкального слуха, выразительность
движений, фантазию и воображение. Выразительное, нараспев, ритмичное
произнесение текста помогает найти необходимый двигательный образ,
придает движениям пластичность и выразительность. Развивается звуковое
восприятие и координация движений.
4. Благодаря наличию мелодического и ритмического начала в хороводных
играх совершенствуются двигательные навыки :прыжки, пружинный и
дробный шаг, топающий шаг, подскоки, переменный шаг, галоп,
стремительный бег.
5. Хороводные игры, построенные на основе сочетания простых
повторяющихся движений со словом, способствуют развитию совместной
деятельности детей, облегчают адаптацию новых детей к условиям детского
сада. Эти игры предполагают синхронность движений и физический контакт
участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет
детей, удовлетворяя их потребность в подражании.
6. Детский фольклор стимулирует творческие проявления реб нка, будит
фантазию. Жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной.
Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с
народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки,
приговорки. Занимая собой три годовые эпохи – весну, лето и осень, -
хороводы представляют собой особенные черты нашей народности. В них
вся творческая сила народной поэзии и самобытность вековых традиций.
7. Велико значение хороводных игр в нравственном воспитании реб нка.
Содержание хороводных песен приобщает детей к народной культуре. Ребята
погружаются в напевность медленных мелодий, резвятся под потешные
песни. Фольклорные песни зарождают в ребятах нравственные качества:
любовь к родному краю и живой природе, стремление к добру. Основное
значение в разучивании хороводов — соприкосновением с миром русского
народного искусства. Игра носит коллективный характер, приучает детей к
деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества,
солидарности и ответственности за действия друг друга.
Дети проявляют свои лучшие качества: доброту, благородство,
взаимовыручку, самопожертвование ради других. Игры воспитывают
характер, ум, волю, дисциплину, настойчивость в преодолении трудностей,
честность, правдивость, учат премудростям жизни, добру и
справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.
8. Хороводные игры вызывают активную работу мысли, способствуют
расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в
некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют
персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что
требует от детей активной умственной деятельности.
В хороводных играх много познавательного материала, содействующего
расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и
самостоятельности действий. В них много юмора, шуток, соревновательного
задора. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое
значение.
Таким образом, организуя хороводные, игры педагоги решают
коррекционные, оздоровительные, образовательные, воспитательные,
развивающие задачи.
Хороводные игры используются в разных видах образовательной
деятельности (совместной, самостоятельной, в разные режимные моменты:
как элемент зарядки, на прогулке, в перерыве между занятиями, как
физкультминутка на занятии, во время закаливания, в самостоятельной
детской деятельности.
Организация игры-хоровода
Для начала вес лой игры в хоровод недостаточно сказать: «Возьм мся за
руки и встанем в круг!» Чтобы игра оказывала развивающее и
воспитательное воздействие, дети должны быть увлечены процессом. Когда
реб нку в удовольствие игра, он прикладывает максимальные усилия, чтобы
следовать правилам, мелодично петь и красиво двигаться. Если хоровод
захватил ребят, его мелодия и движения обогатят игровой опыт участников,
они будут водить его в самостоятельной деятельности.
Какими способами педагог включает детей в игровую ситуацию?
1. Игра-хоровод предлагается в качестве смены вида деятельности. Формы
занятия, требующие умственного напряжения, следует чередовать с
подвижными играми. Тема хороводной игры в идеале согласуется с
основным содержанием занятия НООД
На занятиях по ознакомлению с народным бытом, рем слами, искусством,
фольклором для всех возрастных групп органично проведение хороводных
игр, по изучению домашних и диких животных, птиц проводятся хороводные
игры, герои которых — соответственно звери или птицы («Заинька,
попляши», «Мыши водят хоровод», «Как сорока стрекочу», по
окружающему миру дети водят хоровод, связанный с природной тематикой
(«Солнышко», «Дождик», «На дворе мороз и ветер»)
2. Разученные музыкальные хороводы педагоги включают в сценарии
праздников и развлечений. На праздниках, утренниках и досугах
организовать хороводную игру помогает сказочный персонаж. При этом
герой может быть наблюдателем или танцевать и петь вместе с ребятами. На
праздничных гуляниях в детском саду такие персонажи привлекают к
участию в хороводе детей, и родителей.
Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик завлекают ребят в хоровод на новогоднем
утреннике.
Петрушка, Скоморохи, Барышни — на народных гуляниях.
Красавица Осень — на празднике урожая.
3. На прогулках дети не всегда могут самостоятельно организовать хороводы,
но с удовольствием откликаются на предложения воспитателей, провести ту
или иную игру. Во время прогулок хороводные игры проводятся по
природному календарю. Мотивирует к хороводной игре на улице изучение
какого-либо природного явления или растения:
o осенью — «Уже траву не косят», «Осенние листочки», «Дождик,
дождик, поливай»;
o зимой — «Мороз», «Ид м дорогой зимнею», «Каблучок»;
o весной и летом — «Бер зка», «Л н», «Весна-красна».
4. Следует побуждать детей к проведению игр-хороводов в самостоятельной
деятельности. Для этого рекомендуется:
-между режимными моментами воспитатель включает
аудиозапись разученной детьми хороводной песни.
-В свободном доступе находятся атрибуты для хороводных игр :
ленты, платочки, маски персонажей.
-организовывать макеты и мини-выставки для самостоятельного
изучения ребятами: как на Руси проводились хороводные игры.
Длительность хороводной игры
Когда игра-хоровод проводится в свободное от занятий время (совместно с
педагогом или самостоятельно детьми, е длительность зависит
исключительно от состояния ребят. Дети веселятся и полны сил — игра
продолжается! Младшие дошкольники обычно повторяют игру 2–3 раза.
Старшие дошкольники могут повторять игру большее количество раз: их
интерес разжигается сменной ролью водящего.
Воспитатель наблюдает за хороводной игрой. Когда замечены признаки
усталости или угасания интереса к игре, взрослый направляет участников к
завершению хоровода.
Русская народная хороводная игра «Дубок»
Этот хоровод костромской губернии. Дети, встав в хоровод, поют или
приговаривают о дубке и, не разрывая рук, показывают движения.
У нас вырос дубок вот таков, вот таков (двигаются по кругу и
останавливаются)
Корень да его – вот так глубок, вот так глубок! (наклоняются, стараясь
достать руками пол)
Ветки да его – вот так высоки, вот так высоки! (руки поднимают вверх и
раскачивают ими)
Листья да его – вот так широки, вот так широки (хоровод расходится,
расширяется)
Вместо дубка можно взять любое другое дерево. В хоровод можно играть с
водящим. Одного из детей выбрать «дубком». Он встает в центр хоровода и
выполняет все движения. В конце «Дубок» выбирает из хоровода нового
водящего. При этом он может «присвоить» новому водящему имя другого
дерева.