Елена Анохина
Художественно-эстетическое развитие детей в изобразительной деятельности (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(из личного опыта)
Заслушано на педагогическом чтении
ДЕТСКИЙ САД МДОУ № 50 «СКАЗКА»
Подготовила воспитатель АНОХИНА Е. В.
2012 год
г. Кимры
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей в изобразительной деятельности (средняя группа)» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Тверской области
Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения
ребенка к миру прекрасного. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать
хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. В изобразительной деятельности происходит развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. В программе «РАДУГА» представлены системы занятий по ознакомлению дошкольников с такими видами искусства как живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство. В перспективном плане учитываются различные формы работы: занятия по ознакомлению с искусством, беседы практические занятия по рисованию, лепке, аппликации. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. В момент, когда ребенок остается один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле СОЗДАТЕЛЬ, ТВОРЕЦ, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично.
При организации работы по формированию художественно-эстетических способностей детей в изобразительной деятельности я поставила следующие ЗАДАЧИ:
1. ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ к окружающему, умение видеть и чувствовать красоту;
2. РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ, овладение техническими навыками и приемами создания изображений, развитие умений правильного пользования живописными материалами, умения сочетать различные живописные техники;
3. РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ, умения подбирать красивые цветовые сочетания для создания ярких, выразительных образов, закрепление знания цветов и оттенков, умения получать нужные цвета и оттенки;
4. РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ умений, навыков декоративного рисования, аппликации;
5. ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ детей о живописных материалах, бумаге, способах их использования;
6. РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ наблюдательности, активности, самостоятельности, умения слушать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.
При успешном выполнении детьми творческих заданий добиваюсь следующих результатов: создание стойкого интереса к занятиям изобразительной деятельностью, овладение приемом «ПРИМАКИВАНИЯ», рисования предметов округлой формы и закрашивание их по форме, создание изображения, состоящего из нескольких частей, осознанное использование цветов, умение ориентироваться на листе бумаги; закрепление навыков сюжетного рисования.
Для решения этих заданий в группе оформлена зона изобразительной деятельности, где дети могут экспериментировать с изобразительным материалом : карандашами, гуашью, цветными мелками, пластилином, трафаретами, бумагой разной фактуры и др.
Свою работу я строю по принципу «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ», с доступным нетрадиционным использованием разных видов техники изображения : рисование пальчиками, предметами, тычками и т. д. Развиваю у детей интерес к совместной художественной деятельности, приобщаю их к элементарной творческой деятельности, обучаю способам взаимодействия друг с другом, знакомлю с элементарными способами изготовления аппликации из нескольких элементов.
Анализ детских работ показывает, что рисунки и поделки детей отличаются индивидуальностью, дети постепенно приобретают необходимые навыки в рисовании и лепке. Учу детей рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой. Работу по развитию и обучению в изобразительной деятельности осуществляю комплексно. Работаю, как правило, в совместной деятельности взрослого и детей. На индивидуальных занятиях с детьми в основном осваиваю технические изобразительные навыки или осуществляю закрепление результатов знакомство с миром изобразительного искусства. Использую в работе с детьми художественные материалы и оборудование, которое соответствует программным требованиям и стандартам качества.
В группе оформлен «УГОЛОК КРАСОТЫ» с произведениями искусств, наглядных материалов для художественной деятельности, а так же демонстрируются изделия народных умельцев с элементами росписи «ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ», «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА», «ГОЛУБАЯ ГЖЕЛЬ», «ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА» и др.
Особое место в работе с детьми отвожу организации коллективной деятельности, развивающей умение и навыки работать вместе, строить общение, помогать друг другу.
В начале и конце года провожу диагностику детских рисунков, позволяющую проанализировать знания, умения и навыки детей в изобразительной деятельности по таким направлениям, как предметное рисование (передача формы, строения, пропорций предметов, декоративное рисование, сюжетное рисование. Оцениваются технические умения и навыки детей, их творческие возможности.
На начало года:
Высокий уровень – 6%
Средний уровень - 56%.
Низкий уровень – 38%
Общий уровень – 48%
В середине года:
Высокий уровень – 8%
Средний уровень – 67%
Низкий уровень – 25%
Общий уровень – 57%
Диагностику провожу три раза в год. Результаты диагностики определяют цели и направления индивидуальной работы с детьми, являются основанием работы.
С большим интересом дети рисуют различными изобразительными материалами : цветными карандашами, гуашью, акварельными красками, восковыми мелками, пастелью, угольными карандашами. Для ознакомления с творчеством великих русских художников предлагаю детям репродукции картин А. САВРАСОВА «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ», М. ВРУБЕЛЯ «ЦАРЕВНА-лебедь», И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» и др.
В свободное от занятий время добиваюсь от детей самостоятельного творчества:
Рисования пальчиками пуговицы, свечи, губка и т. д. Результатом моей работы в этом направлении стало активное участие детей в выставках и конкурсах детского творчества.
В группе были организованы следующие выставки детских рисунков:
«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ», «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ», «ГРИБНАЯ ПОРА», «ЛЕС, «ЗИМОЙ в ЛЕСУ», «НОВОГОДНИЙ ХОРОВОД». Совместные работы детей и родителей «ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ». Мной была организована выставка «Нетрадиционные методы рисования».
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности детей. Поэтому сотрудничество строю по двум направлениям:
Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением. При работе в данном направлении использую различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок-конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми («СЕМЕЙНОЕ ТВОРЧЕСТВО», «НОВОГОДНИЕ ФАНТАЗИИ» и др.)Для родителей провела консультацию «Как организовать деятельность ребенка дома», «Как раскрасить произведения живописи?».
Оформила папку-ширму «МИР ДЕТСТВА».
Каждый ребенок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя и мира в себе - наша основная взрослая задача.