КАТЕРИНА ЩЕРБИНИНА
Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Работа с картинами известных художников.
▼ Скачать + Заказать документы
Примерные схемы анализа различных жанров произведений живописи.
Портрет
Портрет – это отражение того, как художник относится к тому, кого он изображает.
Отношение художника к портретируемому.
Средства выразительности:
- поза;
- движение и положение головы;
- лицо – мимика глаз, губ;
- руки;
- одежда;
- фон.
Автор и название.
Определяем связь между главной идеей (художественным образом) и выразительными средствами.
Пример:
Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников, Работа с картинами известных художников,» размещена в разделах
Портрет. Тропинин Василий Андреевич «Кружевница».
Старшая группа.
Когда я смотрю на этот портрет, то чувствую, как художник с теплотой смотрит на то, как эта девушка работает, спокойно и даже радостно, несмотря на то, что работа ее кажется нелегкой. Девушка увлеченно работает, и работа требует от нее внимания и точности в движениях. Это видно потому, как она наклонилась вперед и такое ощущение, что она, только вот, отвлеклась от своего занятия. Она одета в простое голубовато-серое платье. Ее волосы гладко зачесаны назад, потому что эта прическа удобна для работы. Руки девушки немного пухлые с коротко подстриженными ногтями, видно, что пальцы кружевницы привыкли к такому кропотливому (требующему внимания, терпения) и тяжелому труду. Лицо девушки круглое и румяное, добрый и спокойный взгляд, легкая улыбка. Девушка находит в своем труде радость, она изображена в центре картины. На переднем плане картины изображен столик со станом (машина или большой станок для тканья) и коклюшками (деревянная, как правило, катушка с ручкой, на которую наматываются нитки для плетения кружева). На столике лежит рукоделие (вид ручного труда, искусство создания вещей из ткани, ниток, шерсти и других материалов, рукоделием называется чаще женский труд: шитьё, вышивание и вязание). Мы видим детали предметов труда: ножницы, кружева, которые вяжет девушка. Фон картины очень прост (неяркий, не привлекающий к себе внимание, но это еще больше выделяет девушку и ее рукоделие.
Это замечательное произведение написал Василий Андреевич Тропинин. Называется картина «Кружевница». Кружевница - трудящаяся девушка мило улыбается, и нам понятно, что она счастлива, занимаясь своим делом.
Натюрморт
Эмоциональное состояние, которое вызывает картина.
Средства выразительности, которые использовал художник.
Композиция.
Содержание. О чём картина.
- об эпохе;
- предметы рассказывают о человеке;
- картина создана просто для любования.
Выразительные средства и манера письма художника.
Название, автор.
Ещё раз определяется, о чем повествует картина.
Пример:
Натюрморт Иван Фомич Хруцкий «Цветы и плоды».
Подготовительная группа.
Хочется взять в руки красивый и пышный букет, вдохнуть аромат этих цветов, протянуть руку, попробовать парочку спелых и сочных персиков или желтую грушу. В центре картины – красивый букет цветов. Это первое на что обращаешь внимание. Больше всего в этом букете пионов: бледно-розовые, светло-желтые, белые, красные. Роза ярко-красная, а на краях лепестков можно увидеть нежно-розовую бахрому. На картине изображены два нарцисса. Они ярко-желтого цвета. Над нарциссами - гиацинты. Рядом с гиацинтами – нежно-фиолетовый ирис. На самом верху букета - ярко-синие васильки. Эти цветы растут в поле. Именно поэтому, наверное, рядом с васильками художник изобразил стройные, золотистого цвета колосья. У самого края вазы - фиалки.
Ваза, в которой стоят цветы, серебристо-медного цвета. На ней художник изобразил ветку дерева. Под деревом изображены животные, очень похожие на собак.
Сразу бросаются в глаза ярко-желтые с бордовым и темно-красным оттенком персики, заботливо положенные кем-то в плетеное лукошко. Причем видно, что положены они на какие-то листочки. Персики привлекают к себе внимание, Они выглядят очень сочными. Это видно по разломленному персику, который лежит отдельно от других – на столе.
Смородина блестящая, где-то красная, нежно-розовая, а где-то бежевая. С другой стороны букета лежит желтая тыква с зеленым хвостиком, приподнятым к верху. Она громадных размеров и словно поделена на продолговатые дольки. Рядом с громадной тыквой лежат сочные груши. Видно, что они сладкие и сочные. Ведь не просто так по одной из них ползет муха. Прямо за тыквой стоит прозрачный стеклянный графин. Он наполнен водой. Около вазы с букетом цветов – прозрачный стакан с водой. В нем долька лимона. Ощущается присутствие человека (и долька лимона в стакане, и ломтик лимона, лежащий недалеко от груши, и оторванная от грозди кисточка винограда, и разломленный пополам персик). Можно долго любоваться красотой этой картины. Натюрморт нарисовал Иван Фомич Хруцкий, а называется «Цветы и плоды». В названии картины звучит слово цветы (букет цветов занимает центральную часть картины) и плоды (плоды – это общее название: это и фрукты, и овощи).
Жанровая картина
Эмоциональное состояние, которое вызывает
Содержание.
О чём картина (главный художественный образ).
Герои картины, их внутреннее состояние, выраженное через позу, выражение лица, одежду и т. д.
Средства выразительности, взаимосвязь компонентов композиции.
Идея, загадка картины.
Название, автор.
Пример:
Жанровая картина Венецианов Алексей Гаврилович «Спящий пастушок».
Старшая группа.
Картина вызывает чувство умиротворенности и покоя, любовь к природе и человеку. Художник с особенной теплотой изобразил этого мальчика.
В светлый, погожий день, устав от работы, прилег на землю отдохнуть деревенский мальчик-пастушок. Прислонившись спиной к стволу дерева, пастушок незаметно для себя задремал.
Его ничто не беспокоит, вокруг тишина и, кажется, что вместе с ним отдыхает и огромный мир окружающей природы. Здесь нет никакого действия. Главный художественный образ картины – это спящий мальчик. Поза спящего мальчика хорошо передает состояние сна, выражение лица - спокойное. Одежда его светлых тонов, чистая. Главной темой картины является гармоничное, слияние человека с природой.
Самое интересное в картине – пейзаж. В нем переданы необъятные просторы родной земли. Пейзаж изображен неяркой цветовой гаммой, в сочетании серых, розовых, светло-зеленых и голубых тонов. Мирно заснувшая за мальчиком природа не шелохнет, не дрогнет, словно боится разбудить спящее дитя. Спокойные плавные ритмы равнин, пологие склоны холмов, поросшие тонкими деревцами, одиноко стоящие ели, речка с низкими берегами. По дороге, расположенной за водоёмом, идет девушка с коромыслом (деревянная дуга - приспособление для ручного ношения двух вёдер). За дорогой стоит сельский дом с частоколом (забор из тесно вбитых кольев – заостренных бревнышек). Пастушок изображен художником как бы на возвышенности по отношению к остальной местности. Хороший вид на родную деревню открывается мальчику отсюда. Художник при помощи зеленых и розовых красок показывает всю ширь и бескрайность русской земли, на которой живут сотни и тысячи таких мальчишек - пастушков. Пейзаж в картине является уже не просто фоном, а играет активную роль в передаче настроения, в решении образа.
Это удивительное произведение написал Венецианов Алексей Гаврилович. Картина называется «Спящий пастушок».