Елена Афанасьева
НОД по реализации образовательной области «Художественное творчество» с использованием ИКТ «Роспись печи петриковским узором»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое развитие
Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующего вида воспитанников шестого года жизни по образовательной области «Художественное творчество» с использованием ИКТ.
Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)
Тема: Роспись печи Петриковским узором.
Публикация «НОД по реализации образовательной области „Художественное творчество“ с использованием ИКТ „Роспись печи петриковским узором“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Темочки
Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств, средствами декоративно-прикладного искусства.
Программные задачи: Совершенствовать навыки детей в рисовании Петриковской росписи (капельки, цветы «ромашки» - одноцветные и в сочетании двух цветов, листья, ягоды, усики и «бегунки»); Учить самостоятельно, выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет. Развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме.
Интеграция образовательных областей :
Познание: формировать элементарные представления об истории Кубани, через знакомство художественного промысла кубанских мастеров; развивать сенсорные умения - координацию руки и глаза при рисовании Петриковских узоров, мелкую моторику рук.
Коммуникация: формирование словаря, развитие связной речи.
Чтение художественной литературы : развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.
Социализация: развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народной культуре и художественному творчеству мастеров Кубани.
Здоровье: формирование правильной осанки.
Физическая культура: развивать потребность в двигательной активности.
Музыка : развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества.
Методы и приемы: вопросы, устное народное творчество, объяснение, уточнение, физминутка, поощрение, педагогический контроль, оценка, рассматривание, сравнение, показ приемов рисования, приём примакивания, приём двуцветного мазка, печатание, слушание.
Предшествующая работа: Беседа о своеобразии народного декоративно-прикладного искусства на Кубани. Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением предметов быта (тарелки, печи, панно и т. д.).
Материалы и оборудование: Бумажные силуэты – печь, палитра, краски Гуашь, тычки (ватные палочки, салфетка, кисточки, подставки для кисточек, баночки с водой, интерактивная доска, проектор, презентация, музыкальная запись.
Ход:
Здравствуйте гости дорогие!
Спасибо, что мимо не прошли
К нам в гости зашли.
А вы девчонки и мальчишки
Проходите, не стесняйтесь
На стульчиках располагайтесь!
(Слайд 2)
Над станицей моей - солнце яркое
Над станицей моей - солнце жаркое,
(Слайд 3)
А вокруг как ковер – зеленеют поля
Это – Родина моя!
- Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называют Малой Родиной. А как называют нашу малую Родину? (Кубань).
- А станицу нашу? (Должанская)
- А как называют жителей на Кубани? (Казаки, казачки).
(Слайд 4)
- Слово - «Казак» означает вольный человек. Так называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II. За верную службу и охрану южных границ Екатерины II подарила казакам землю.
- Чем занимались казаки, что они делали? (Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот, охраняли южные границы России от врагов)
- Что можно сказать о казаках, какие они? (Крепкие, сильные, храбрые, честные, умелые).
- А как называли жилища на Кубани, в которых жили казаки? (Хаты).
(Слайд 5)
- Из какого материала строили хаты? (Из камыша, глины, соломы)
- Чем покрывали крышу? (Крышу покрывали соломой или камышом)
- Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво.
- Давайте заглянем в казачью хату.
(Слайд 6)
-Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенные фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах - самотканые коврики, окна украшали вышитыми занавесками.
(Слайд 7)
- Центральным местом в доме был «Красный угол» - красным, то есть красивым. Здесь стояли большой стол и лавки. В углу висела икона. За столом собиралась вся семья казака.
(Слайд 8)
- Особое место в кубанской хате отводилось русской печи. Как вы думаете почему? (Она обогревала хату, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней).
(Слайд 9)
- На Кубани была древняя традиция - украшать свое жилье, предметы быта, посуду. Кубанцы издавна славились как искусные мастера настенной росписи. Хозяйки соревновались в росписи своих домов. О самых удачливых говорили «Красиво как в церкви».
- Посмотрите на предметы, видите узор, которым они расписаны? Кто помнит, как он называется? (Петриковская роспись).
- Что вы знаете о Петриковской росписи? (Зародилась в селе Петриковка, на Украине)
- Из чего получали краски для росписи? (Рисовали красками, изготовленными из соков, отваров ягод, овощей и трав)
- Чем рисовали мастера? (Куринным пёрышком, самодельными кисточками из кошачьей шерсти или пальцами)
- Я предлагаю вам стать искусными мастерами и расписать кубанские печи Петриковским узором. Но прежде чем приступить поиграем.
Физминутка
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)
Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)
Осторожно, горячо (ходьба на месте).
- Я вас приглашаю сесть за столы. Давайте вспомним элементы Петриковской росписи. (Капельки, ромашки, листья, ягодки, волнистая линия, бегунок - показ)
- Повторите элементы росписи, которые я использовала.
- Сделаем зарядку для пальчиков и начнём работу.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом мы Петриковку
Будем дружно рисовать!
- Открывайте краски, подумайте, каким узором украсите печь, какой возьмёте цвет, какой элемент будете использовать.
- Помните, кисточку держим тремя пальчиками ближе к железному наконечнику, для того, чтобы рисунок получился ярче, необходимо воду с кисточки отжимать, чаще макать в краску.
(Звучит спокойная музыка, дети расписывают шаблон печи)
- Давайте рассмотрим работы.
- Какая печь тебе больше всего понравилась?
- Почему она тебе понравилась?
- Что особенного в этой работе?
- Чем отличается от других эта работа?
- Что тебе больше всего здесь понравилось?
Кубанской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать уложит.