Лучший педагог года

Художественно-эстетическое развитие. Проект «Бабушкин сундучок»

Елена Афанасьева
Художественно-эстетическое развитие. Проект «Бабушкин сундучок»

Проект "Бабушкин сундучок"

Реализация проекта осуществляется по программе ДОУ «С чего начинается Родина», по программе ДОУ «Свечечка».

Пояснительная записка

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений заключается в познании патриотических трудовых и нравственных традиций народа его природы, истории, культуры малой родины, ее вклад в мировую цивилизацию. Формирование и развитие патриотического сознания средствами нравственных и эстетических ценностей родной культуры, вызвано реалиями времени.

Публикация «Художественно-эстетическое развитие, Проект „Бабушкин сундучок“» размещена в разделах

Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Что позволяет формировать у дошкольников основы интеллектуальной, эмоционально-чувственной, экологической, семейной культуры и культуры творчества.

В современных условиях, когда почти утрачен естественный механизм освоения традиции от поколения к поколению, учреждения дополнительного образования детей, используя разнообразные формы обучения и образования, воспитания, призваны помочь в изучении и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление дошкольников развить их трудовые навыки и умения.

Цель проекта.

Формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства, создать условия для совместного процесса освоения педагогами, детьми и родителями региональной культуры.

Актуальность.

Приобщение детей к истокам народной культуры, развитие познавательных интересов и творческих способностей.

Гипотеза проекта

Процесс формирования нравственных качеств посредством народного искусства глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений; ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств; знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы; народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, аппликации, росписи игрушек и т. д. ; в ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.

Задачи проекта

• Расширять представления детей о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства: Петриковская роспись, Вытынанка.

• Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.

• Развивать творческие способности детей.

• Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.

• Расширять представления детей о происхождении данного вида народного искусства.

• Донести до воспитанников, что они являются частью общей русской культуры.

• Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.

• Приобщать родителей к совместной деятельности.

Сроки и этапы реализации проекта

Проект разработан до 2014 года и предусматривает следующие этапы развития;

1 этап: организационный (сентябрь 2011 –май 2012 г.)

• определение направлений работы воспитателей и специалистов в реализации проекта;

• создание творческой мастерской по проблеме:

• проведение методической работы с целью обогащения знаний педагогов о народной культуре, методах нравственно-патриотического воспитания детей, и об организации работы с родителями в данном направлении;

• разработка рабочих программ

• разработка сценариев мероприятий

• совершенствование системы взаимодействия педагогов и родителей.

2 этап: основной (сентябрь 2012-апрель 2014 г. г.)

• проведение мероприятий по реализации Проекта;

3 этап: итоговый (апрель-май 2014 г.)

• подведение итогов реализации Проекта;

• подготовка итоговой документации.

Этапы работы по внедрению проекта.

Организационный

Мониторинг

Основное условие—сотрудничество детского сада и социума

Педагоги: Определение направления работы воспитателей и специалистов. Создание творческой мастерской. Планирование методической работы. Выбор методов и форм работы.

Дети: Расширять и углублять знания детей.

Родители: Совершенствование системы взаимодействия.

Основной

Педагоги: Проведение методической работы: педагогические советы, консультации, семинары, практикумы, самообразование. Разработка перспективных планов. Разработка программ по дополнительному образованию. Наработка практического материала.

Сбор и оформление наглядного материала. Проектирование предметно-развивающей среды.

Дети: Организация образовательной деятельности: фронтальные, индивидуальные, подгрупповые. Работа кружков по дополнительному образованию. Интеграция: познание, коммуникация, социализация, здоровье, труд, безопасность, игра, музыка. Выставки, конкурсы, оформление творческих альбомов.

Родители: Организация консультаций, всеобучей, родительских гостиных. Участие в обогащении развивающей среды

Дети и родители: Проектная деятельность дошкольников

Итоговый

Педагоги: Анализ результативности. Презентация проекта.

Дети: Диагностическое обследование.

Родители: Приобщение родителей к организации выставки изделий народного творчества

Педагоги, дети, родители: Выставка совместных работ

Ожидаемые результаты

Повышение уровня компетентности педагогов по данному вопросу

Формирование основ национального самосознания и любви к малой Родине

Создание нравственных и эстетических ориентиров, направленных на сохранение традиций и ценностей народа

Расширение представлений детей о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства, расширение круга познания детей

Развитие творческих способностей детей

Приобщение родителей к совместной деятельности

Обучение детей народно-прикладному искусству в ДОУ осуществляется в двух направлениях: декоративное рисование Петриковская роспись, аппликация Вытынанка.

Народно - декоративное искусство, как и все виды искусства, развивает у ребенка чувства прекрасного, близки детям красочностью, простотой композиции, доступностью орнамента. Формирует эмоциональное отношение в действительности, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни, развивает любознательность, воспитывает любовь к природе, стремление охранять ее.

Перед педагогом стоят следующие задачи.

Петриковская роспись:

Развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах.

Развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях.

Учить видеть особенности народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народного орнамента.

Совершенствовать технику рисования кистью.

Использовать нетрадиционные техники рисования.

Вытынанка:

Знакомить с новым видом вырезывания из бумаги – Вытынанкой.

Знакомить с выразительными возможностями бумаги.

Приобретать навыки работы с бумагой, опыт работы с ножницами.

Формировать умение самостоятельно находить решение технических задач.

Развивать воображение, техническое мышление.

Находить цветовые сочетания, соотношение целого и частей

Вытынанка - искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или черной бумаги.

Работа над изготовлением вытынанок приучает находить пропорции, силуэт, форму орнамента, демонстрирует изготовление зеркального рисунка.

Основные черты вытынанки:

Зеркальная симметрия.

Складывание бумаги в несколько раз.

Относительная монохромность.

Создание изображения из прорезей простых геометрических форм.

Для работы необходимы следующие инструменты острые ножницы разной длины прямые, изогнутые, фигурные. Для мелких деталей обычно используют маникюрные ножницы.

Современный Петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, "лучка" или "кучерявки"). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астры, розы) и луговых (рамени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы. Для Петриковских орнамента листов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

В Петриковской росписи используется следующие материалы и приспособления—кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, пальчики.

Для работы нам так же понадобятся : гуашь, клей ПВА, карандаш простой, беличьи кисти.

Публикации по теме:

Образовательный проект «Природа родного края» (информационно-творческий, групповой, долгосрочный) Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 170 открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое развитие. Проект «Бабушкин сундучок»
Опубликовано: 18 апреля 2013 в 10:52
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД