Лучший педагог года

Художественно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства

Марина Викторовна Архипенко
Художественно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства

Марина Викторовна Архипенко,

руководитель изостудии

ОГОУ «Детский дом для детей с ОВЗ г. Черемхово»

Важное место в системе художественно-эстетического воспитания детей детского дома занимает изостудия «Семицветик».

Изостудия – это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного опыта ребёнка, где он ощущает себя творцом.

Публикация «Художественно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства» размещена в разделах

Специально организованная образовательная деятельность в изостудии включает в себя подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми с диагнозами «F-70» и «F-83».

Одно из главных направлений в работе изостудии – ознакомление воспитанников с изобразительным искусством – мощным средством воспитания чувств.

Огромную роль изобразительное искусство может сыграть в воспитании личности ребё нка с проблемами развития: можно сформировать многие личностные качества, снять психоэмоциональное напряжение, сформировать положительную «Я - Концепцию». Это бесспорный, доказанный наукой факт. На нём основаны методики лечения детей с ОВЗ средствами искусства.

Традиция врачевания больных с помощью искусства давняя и весьма продуктивная в своём продолжении. Пифагор лечил больных, подбирая каждому индивидуально конкретную мелодию и набор цветов. Это лечение имело поразительные результаты. На Востоке существовал его единомышленник – Конфуций, создавший учение о цвете.

Занимаясь художественно-эстетическим воспитанием детей, я формирую у них позитивное отношение к миру. Благодаря этому дети с ограниченными возможностями здоровья, которые живут и воспитываются в казённом учреждении, испытывают радость, и обретают уверенность в собственных силах, что врачует лучше любого лекарства.

Тонкий, отзывчивый человек не появляется сам собой. Воспитать ребёнка таким, развить в нём культуру чувств, наполнить жизнь его радостью – важнейшая задача, стоящая перед педагогами детского дома.

Эстетическое воспитание детей в первые три года пребывания в детском доме пронизывает всю жизнь детей в группе, реализуясь через различные методы работы педагогов и виды детской деятельности. На четвёртом году обучения выделяется специально организованная образовательная деятельность в изостудии, которая решает конкретные цели и задачи эстетического воспитания.

Цели художественно-эстетического воспитания :

Развивать у детей с ОВЗ личностные представления о красоте в произведениях изобразительного искусства и окружающей жизни.

Общие задачи художественно-эстетического воспитания :

1. Развивать у детей художественное восприятие произведений искусства,

Умение эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений.

2. Познакомить детей с различными видами искусства :

декоративно-прикладного, живописного, графического, искусства скульптуры.

3. Развивать умение понимать элементарные средства выразительности, характерные для разных видов изобразительного искусства.

4. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, давать оценку. Самостоятельно создавать художественный образ в собственной изобразительной деятельности.

5. Формировать представления о профессиях людей искусства.

6. Воспитывать у детей понимание красоты произведений изобразительного искусства, потребность общения с ними.

7. Коррекция эмоционально-чувственной сферы детей.

В работе используются методики:

1. методика Т. С. Комаровой позволяет реализовать художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности.

2. методика И. А. Лыковой помогает осуществлять новый подход к художественно-творческому развитию детей средствами кружковой работы, гармонично сочетать классику и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное.

3. Использование методики Н. А. Горяевой позволяет рассматривать искусство и детскую художественную деятельность, как мощное средство формирования отношения ребёнка к миру и к себе, как средство духовного воспитания.

Работу по художественно-эстетическому воспитанию в условиях изостудии осуществляется в трё х направлениях: знакомство детей с видами изобразительного искусства, эстетика развивающей среды, собственная изобразительная деятельность детей.

Непосредственно организованная деятельность с детьми по ознакомлению с искусством не имеют строгой структуры. Обязательно включается беседа. Рассказ педагога сопровождается вопросами для активизации знаний и опыта детей.

В помещении изостудии дети учатся получать удовольствие от рассматривания репродукций картин русских художников, книжных иллюстраций, малых форм скульптуры, народных игрушек, изделий народных промыслов и т. д. познание происходит в интенсивном общении и обмене впечатлениями. Набравших впечатлений, дети превращаются в юных мастеров, скульпторов или художников, пытаются выразить себя в продуктивных видах деятельности. Выставки рисунков детей, выполненные по мотивам картин художников, пластические работы из разных материалов, приводят к выводу: если искусство вдохновляет ребёнка на действие, значит, оно действительно обладает магической побудительной силой.

Содержание специально организованной деятельности включает игровую мотивацию изобразительной деятельности : игры-путешествия, «школа народных мастеров»; дидактические игры, подвижные; а так же сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации с обыгрыванием продуктов детского творчества. Особое место отводится сказке, которая облегчает вхождение детей в мир фантазии и волшебства, служит основой для развития воображения детей.

В работе используются следующие педагогические технологии и приё мы: моделирование, развивающие игры, алгоритмы, схемы для освоения процесса изображения детьми.

Условия реализация задач художественно-эстетического воспитания :

1. Максимальный учёт индивидуальных особенностей детей. Опыт показал, что общение с искусством не терпит фронтальных форм работы. Кратковременный разговор с каждым ребёнком оказывается более эффективным, особенно если он опирается на детское восприятие мира и детский опыт.

2. Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая боле глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственной изобразительной деятельности.

3. Уважительное отношение к результатам творчества детей, включение их работ в оформление изостудии, фойе, групп.

4. Организация выставок детских работ и педагогов, результатов совместного творчества педагогов и детей.

5. Организация эстетической среды. Созданная по законам красоты, среда способствует пониманию детьми прекрасного, формированию художественного вкуса. Помещение изостудии разделено на рабочую зону, выставочный зал, пластическую мастерскую. Детская мебель удобна в обращении, так как позволяет трансформировать пространство в зависимости от цели деятельности.

Интерьер изостудии соответствует сюжету «Город Мастеров», где на полках разместились предметы декоративно-прикладного, народного искусства, образцы малой скульптуры, пластические работы детей и педагогов, детская библиотека, развивающие игры, материалы для индивидуальной работы с детьми. Все предметы отвечают требованиям безопасности, доступны для детей.

Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. Пластическая мастерская во главе с игровыми персонажами гномом Лепилкиным и мышонком - Удивлёнком служит экспериментальной зоной в поисках пластических материалов и выявления их свойств.

6. Вариативность содержания, форм, методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания : беседы об искусстве; беседы о представителях профессий искусства (художник, художник - модельер, художник - иллюстратор, скульптор, гончар, т. д.). Посещение тематических выставок малых скульптур, народных игрушек, декоративно-прикладных промыслов; использование презентаций; экскурсии в природу, по улицам города, в мини-музей детского дома «Русская изба».

7. Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство - как классическое, так и народное. Воспитанники посещают выставки работ городских умельцев, художников. Знакомятся с особенностями архитектурных зданий улиц города, с городскими монументальными скульптурами, с деревянными парковыми скульптурами.

8. Обеспечение взаимодействия в коррекционно-развивающем пространстве с воспитателями групп и другими специалистами через ведение «Тетрадей взаимосвязи», индивидуальные и фронтальные консультации.

9. Тесное взаимодействие и взаимосвязь с социумом.

Мониторинг показателей диагностики детей позволяет сделать вывод, что дети с ОВЗ способны видеть и понимать произведения изобразительного искусства, пропускать его через свой маленький жизненный опыт, рассказывать о своих чувствах не только при помощи речи, но и при помощи доступных средств изображения, давать оценку, выделять элементарные средства выразительности, владеть простейшими художественными терминами.

К концу четвёртого года обучения воспитанники имеют представления :

о произведениях живописи, книжной графике, скульптуре, предметах декоративно-прикладного искусства, архитектуре, а так же литературе, музыке, театре.

Различают некоторые жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет. Имеют представления о творческих профессиях, их значении, особенностях: художник, художник – иллюстратор детской книги, художник – модельер, архитектор, скульптор, гончар, а так же композитор, поэт, писатель, музыкант. Получают удовольствие от рассматривания картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур, архитектурных сооружений.

Узнают 2-3 знакомые картины известных художников. Воспринимают выразительность и праздничность предметов народных промыслов (дымковская игрушка, хохломская и городецкая роспись). Умеют различать различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театр, храм. Активно участвуют в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого. Адекватно вести себя при посещении выставочных залов, выставок. Выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, эмоции, переживания. Бережно относятся к произведениям искусства. Усваивают нормы правильного, адекватного поведения в общественных местах.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Оформление изостудииОформление изостудии Я хочу представить вам изостудию «Радуга», которая функционирует в нашем детском саду. Нашей изостудии уже больше 15 лет (я работаю здесь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства
Опубликовано: 2 ноября 2014 в 09:27
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД