Раиса Крикун
Художественное образование в ДОУ как фактор реализации национальной доктрины образования в Российской Федерации
▼ Скачать + Заказать документы
Крикун Раиса Васильевна
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ, КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Художественное образование - это процесс овладения и присвоения
человеком художественной культуры своего народа и человечества, один
из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее
духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и
эмоционального богатства.
Целями художественного образования на современном этапе являются:
Публикация «Художественное образование в ДОУ как фактор реализации национальной доктрины образования в Российской Федерации» размещена в разделах
- обеспечение реализации Национальной доктрины образования в
Российской Федерации;
- повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем
образовании;
- сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы
учреждений художественного образования в области культуры и искусства.
Исходя из них, художественное образование в ДОУ призвано обеспечить осуществление следующих задач:
- приобщение дошкольников к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
- широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию
творческого потенциала детей;
- формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России;
- выявление художественно одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства. Искусство как специфическая форма познания действительности вызывает сильный эмоциональный отклик, оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие ее проявлений, увидеть ее красоту.
Составной частью педагогического процесса в ДОУ выступает художественно-эстетическое образование, включающее в себя воспитание и обучение детей в творческой художественной деятельности, в повседневной жизни.
Главная цель работы педагогического коллектива – это формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи, направленные на достижение цели:
– развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественные конструирование и труд);
– развитие детского творчества;
– приобщение к изобразительному искусству.
Решение этих задач осуществляется в тесной связи с различными образовательными областями программы «Детство» и направлено на:
- воспитание культурно-гигиенических навыков: цветотерапия, арт-терапия;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности;
- сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества;
- формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
- использование музыкальных произведений для обогащения содержания детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности приемы и методы в единую систему, реализуется на основе комплексно-тематического планирования и реализуется через организацию различных форм образовательного процесса.
1. Совместная деятельность педагога с детьми с использованием информационно-рецептивных методов: занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение)
2. C амостоятельная деятельность детей с использованием эвристических и исследовательских методов: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.
3. Взаимодействие с семьей: выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, дни открытых дверей.
В ДОУ дети не только получают новую для них информацию, являются не только слушателями и созерцателями, но и соучастниками, активными творцами красоты.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
- формирование отношения к культуре как к важнейшему условию
свободного и разностороннего развития собственной личности;
- формирование потребности в полноценном художественном общении с
произведениями различных видов искусств на основе их адекватной
эстетической оценки;
- формирование навыков самостоятельной художественной
деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части
своей жизни.
Педагоги ДОУ руководствуясь задачами сохранения и укрепления физического и психического здоровья, создают условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка, способствуют обеспечению обогащенного художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей. Осуществляют воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психических особенностей, проявлений одаренности. Постоянно модернизируют предметно-развивающую среду и условия для обогащений разнообразной творческой деятельности детей. Стремятся к созданию идеальной модели взаимодействия детского сада и семьи в эстетическом развитии детей.
Эстетически развивающая среда в ДОУ создана как фактор формирования в растущем человеке добра красоты и включает : этногорафический музей «Русская изба», театральный и музыкальный центры, внутренний интерьер групп, где эффективно используются раздевалки и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала; уголки детского творчества; репродукции живописи; центр релаксации; интерьерные цветы.
Многолетний опыт позволил педагогам выделить критерии, определяющие основы художественной культуры старших дошкольников, их эстетического развития. Среди которых: проявление у ребенка устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве; умение дать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам, нравственную - поведению людей; различать виды и жанры произведений основных видов искусства; стремление находить выразительные средства в музыке, живописи, литературе; владение навыками в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности.