Елена Подъякова
Занятие по ОО «Художественное творчество» (лепка) в старшей группе «Звонкие колокольчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Учить детей объемные полые поделки.
Совершенствовать изобразительную технику – учить лепить колокольчик из шара путем вдавливания и моделирования формы.
Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание орнамента из гороха, риса и гречки, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров.
Развить чувство формы, пропорций; воспитывать аккуратность; учить синхронизировать работу обеих рук.
Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, колпачки фломастеров для декоративных отпечатков; узкая тесьма для петелек, нарезанная на кусочки длинной 10-15 см или ленточки.
Публикация «Занятие по ОО „Художественное творчество“ (лепка) в старшей группе „Звонкие колокольчики“» размещена в разделах
- Колокольчик. Конструирование, поделки
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Старшая группа
- Темочки
Содержание занятия. Беседа о предстоящем празднике, о традиции украшения ели.
Древние истоки обычая.
Традиция наряжать елку пришла к нам из Германии. А появилась она задолго до возникновения христианства. Древние германские племена наделяли природу божественными силами. Они верили в существование лесных духов. Также считалось, что на хвойных деревьях живут сверхъестественные существа, которые могут насылать метели, вызывать морозы, запутывать охотников. И особенно сильными эти духи становятся в длинные и темные зимние ночи. Поэтому, чтобы умилостивить лесных существ и попросить у них помощи, люди старались их задобрить. Ели, на которых якобы обитали духи, украшали плодами и различными лакомствами, жрецы произносили особые заговоры и совершали обряды. У некоторых племен ель была символом жизни, благотворных сил природы, так что обычаи эти были призваны обеспечить людям здоровье и процветание.
Рождественская ель и Мартин Лютер
Прошло много лет, в Европе уже давно повсеместно было принято христианство. Но люди, как и в языческие времена, по-прежнему в рождественскую ночь уходили в лес, дабы украсить ели цветными лоскутками и плодами. Все это беспокоило священника и реформатора Мартина Лютера. Существует предание о том, что однажды в канун Рождества он шел по заснеженному лесу, печалясь такому поведению своей паствы. И тут он увидел высокую пушистую ель, на ветвях которой иней сверкал, подобно звездам на ночном небе. А самая яркая морозная звезда украшал верхушку, подобно Вифлеемской звезде, которая привела волхвов к младенцу Иисусу. Лютеру понравилась такая аналогия – он нашел решение проблемы. Елку доставили в дом священника, и он украсил ее свечами, чтобы их огоньки напоминали мерцание звезд. Так и появилась эта традиция.
Новогодние елки в Европе и России
На самом деле, нельзя точно сказать, откуда пошла традиция наряжать елку. Хотя легенда и приписывает ее Мартину Лютеру, первые письменные упоминания о рождественских елях датированы 1605 годом. В те времена их украшали розами из цветной бумаги, яблоками, орехами и другими подобными вещами. И только в начале 19 века этот обычай распространился по всем европейским странам. А в Америке украшенные ели стали повсеместным атрибутом Рождества к середине 19 века.
Откуда взялась эта традиция в России?
Хотя Петр I повелел праздновать Новый год и ставить перед воротами украшения из еловых, сосновых и можжевеловых ветвей еще в 1700 г., по-настоящему обычай украшать домашнюю ель повсеместно распространился только в конце 1830-х годов. Первым рождественскую ель приказал украсить царь Николай I, а затем и вся знать последовала его примеру. В те времена в моду вошла немецкая романтическая литература, и это поспособствовало распространению традиции. Любопытно, что в это же время швейцарские и немецкие кондитеры в Петербурге стали предлагать своим клиентам готовые деревца, украшенные сладостями.
Елка в Советском Союзе
В 1936 году елка стала атрибутом новогодних праздников. Ее украшали гирляндами из цветной бумаги, флажками с советской символикой, яркими шарами.
- Сегодня на занятии мы с вами будет лепить украшение для новогодней елки, а что мы будем сегодня лепить, вы узнаете, когда разгадаете головоломку!
- Правильно сегодня на занятии мы будем лепить колокольчики! Садитесь за столы!
Воспитатель показывает технику лепки и комментирует свои действия. Напоминает, что лепить лучше скульптурным способом – из одного куска.
- Раскатываю кусочек пластилина в шар – круговыми движениями ладоней. Потом надеваю шар на большой палец левой руки и делаю углубление. Расширяю углубление так, чтобы стенки колокольчика получились одинаковой толщины, - поворачиваю форму пальцами, будто мой колокольчик пошел в пляс. Если переверну, похоже на бокал или вазу. Как наш колокольчик будет висеть на елке?
- Сделаю ушко с дырочкой – прищипну пальчиками, и проколю стекой. В отверстие нужно вдеть ленточку или веревочку.
- А сейчас, встаньте рядом со своими партами. Мы немного отдохнем и приступим к работе.
Физминутка «Зимой».
Мы погреемся немножко, Натираем плечи
Мы похлопаем в ладошки, Хлопаем в ладоши
Ножками потопаем, Топаем на месте
И себя похлопаем. Хлопаем по коленям
На дворе мороз и ветер, Ходьба на месте.
на дворе гуляют дети.
Ручки, ручки согревают, Потираем руку об руку.
ручки, ручки потирают.
Чтоб не зябли наши ножки, Топаем ножками.
мы потопаем немножко:
тот-топ-топ.
Нам мороз не страшен, Приплясываем.
вот как мы теперь попляшем.
- Садитесь на свои места. Приступаем к работе.
- А теперь вы попробуйте слепить свои колокольчики с ушками-подвесками.
Дети лепят самостоятельно.
- Украсьте свои колокольчики. Можно начертить узор стекой, можно выложить узор из гречневой крупы, риса или гороха.
Дети украшают свои колокольчики, воспитатель помогает завязать петельки из ленты или тесьмы.
По окончании занятия дети выкладывают свои колокольчики на выставку. Рассматривают поделки друг друга.