Лучший педагог года

Художественные особенности и виды афоризмов в сказке Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц»

Орт Ирина Сергеевна
Художественные особенности и виды афоризмов в сказке Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц»

Воспитатель ГКУ СО КК "Новокубанский СРЦН"

Орт Ирина Сергеевна

Многие исследователи обращались к анализу сказки «Маленький принц» такие как Буковская А., Вайсман Н., Филатова М., Полторацкая Н., Соломно Н и др. Небольшое по объему произведение содержит богатый материал для исследования. В своих трудах они рассматривают вопросы об особенностях повествовательной манеры писателя, композиции произведения, анализируют литературные образы. Во многих работах обращается внимание на особенности языка сказки, выделяются афоризмы, но вопрос о художественных и типологических особенностях афоризмов остается открытым. Это обусловливает актуальность выбранной темы.

Публикация «Художественные особенности и виды афоризмов в сказке Антуана де Сент Экзюпери „Маленький принц“» размещена в разделах

«Маленький принц» Антуана де Сент Экзюпери - сказка совершенно удивительная, в первую очередь, потому, что, адресованная маленькому читателю, она даже более актуальна для взрослых людей. Устами юного персонажа автор говорит нам об истинном и настоящем в жизни, о недостатках и достоинствах людей, о верности и искренности. Афоризмы из «Маленького принца» вошли в нашу жизнь, стали философским обоснованием некоторых идеалов и человеческих ценностей. Экзюпери смог передать их с такой чистотой и невероятным светом и тонкостью, что книга сейчас представляет собой собрание мудрых изречений, а афоризмы завоевывают сердца новых читателей.

В первую очередь, это философская сказка. В ней за, казалось бы, простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.

Афоризм – четкое, легко запоминающееся точное краткое выражение определенной законченности мысли. (слайд 2)

В ходе работы мы пришли к выводу, что в сказке можно выделить следующие группы авторских афоризмов по содержательному компоненту: философские, морально-этические, эстетические. .(слайд 3)

Но четко провести между ними границу, на наш взгляд, нельзя, т. к. все они наполнены глубоким философским смыслом.

Поэтому мы попытались классифицировать афоризмы по тематическим группам. .(слайд 4)Центральное место занимает тема детства. .(слайд5)

Маленький принц, пришелец «планеты детства», помогает увидеть рассказчику, что истинно в жизни, а что ложно: «Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать», «Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «Я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр». Такими яркими лаконичными высказываниями автор показывает, что помочь человеку увидеть то, что скрыто от поверхностного взора, можно только глазами ребенка. Умение войти в мир ребенка, понять его и принять - вот что может сблизить мир взрослых и мир детей.

(слайд 6)Маленький принц о своей планете говорит очень мало, но афоризм «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету», - затрагивает экологическую тему, которая является очень актуальной для нашего времени. Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому.

В сказке четко прослеживается группа афоризмов, посвященная теме красоты: «Краса и радость недолговечна», «Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть», «Нет в мире совершенства!». .(слайд 7)

Маленький принц открывает истину для себя, автора и читателей: прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

Непонимание, отчужденность, одиночество людей. (слайд 8)

- еще одна тематическая группа афоризмов автора : «Среди людей тоже одиноко», «Знаешь…когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце», «Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать», «Нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей».

В афористической форме раскрывается и тема нравственности. (слайд 9)

: «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал», «Себя судить куда трудней, чем других», «Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврешь», «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».

Большое место занимают в тексте афоризмы дружбы и любви : .(слайд 10)

«Слова только мешают понимать друг друга», «Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: "Где-то там живет мой цветок. "», «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете.», «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», «Мой друг никогда мне ничего не объяснял. Может, он думал, что я такой же, как он». В афоризмах данной группы раскрывается сложная наука постижения этих понятий: «Нужно судить не по словам, а по делам», «Глаза слепы. Искать надо сердцем». Маленький принц постигает эту мудрость, и вместе с ним она открывается читателям. Мы снова открываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, но что составляет единственную ценность для человека. Это узы дружбы и любовь к жизни.

В афоризмах сказки затрагивается и тема смысла жизни: .(слайд 11)

«Хотел бы я знать, зачем звезды светятся… Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою», «У каждого человека свои звезды», «Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники…». Человек может спрятать самое лучшее в себе так, что никто никогда не сможет найти. В этих словах звучит вера в улучшение и изменение несправедливого порядка вещей: «На твоей планете… люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…а ведь то, чего они ищут, можно найти только в одной единственной розе, глотке воды…». В этом афоризме выражена глубокая мысль о главных ценностях человеческой жизни.

Остановимся на художественно-стилистических особенностях афоризмов сказки. «Для афоризмов не обязательна новизна мыслей, но очень важным является их словесное обличье, достигаемое умелым использованием стилистических и эмоциональных средств. Эти средства придают некогда или только что возникшим истинам своеобразие и оригинальность, которые усиливают их действенность.

Красота – важнейший признак афоризма, и достигается она применением таких художественных средств, как тропы и стилистические фигуры», - читаем мы в работе Самохваловой С. В. [3, с. 15].

Удачное употребленное слово делает афоризм ярким и точным : «Не забывай. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». .(слайд 12)

В словаре Ожегова С. И. дается определение глаголу «приручить» : «Приручить - стать ручным, привыкнуть к человеку» [2, с. 586]. Но у Антуана де Сент Экзюпери это понятие приобретает новый оригинальный смысл: «Приручить –это создать узы», связаться с другим любовью, нежностью, чувством ответственности: «Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать». Слово «утомительно» придает афоризму детскую непосредственность, простоту. В этой простоте – детская искренность и точность. Синонимы слова «утомительно», возможно, сделали бы фразу обыденной.

Многие афоризмы Экзюпери обретают значение символа: «Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить». .(слайд 13)

Светильник - это нежная, ранимая душа. «У каждого человека свои звезды». Звезды - это идеи, мечты стремления. «Знаешь, отчего хорошо пустыня? Где-то в ней скрываются родники…». (слайд 14)

Пустыня - символ духовной жажды. Родник - это порыв души, все доброе, прекрасное, что есть в человеке. «Вода бывает нужна и сердцу». Вода - символ любви, ласки.

Автор использует в своих афоримах приемы аллегории : .(слайд 15)

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету»;

антитезы: .(слайд 16)

«Глаза слепы. Искать надо сердцем», «Хорошо, если у тебя когда-то был друг, пусть даже надо умереть»;

олицетворения: .(слайд 17)

«Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом»;

метафоры : .(слайд 18)

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

анафоры : .(слайд 19)

«Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен, и я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я для тебя буду один в целом свете…». Повтор местоимения «ты» увеличивает силу эмоционального впечатления;

градации: .(слайд 20)

«Будь то дом, звезда или пустыня - самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами».

Из стилистических фигур используется эллипсис: .(слайд 21)

«У каждого человека свои звезды», «Среди людей тоже одиноко».

Писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: «Дети должны быть снисходительны к взрослым», «Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь…» или «У людей не хватает времени что- либо узнавать». В такой манере выражать свои мысли заключена тайна, она по-новому рассказывает старые истины, открывает их подлинный смысл, заставляет читателей задуматься.

«Маленький принц»– это романтическая сказка, мечта, которая не исчезла, а хранится людьми, бережется ими, как что-то драгоценное из детства. .(слайд 22)

Детство ходит где-то рядом и приходит в минуты самого страшного отчаяния и одиночества, когда некуда идти. Образ Маленького принца - один из самых светлых образов мировой литературы. И взрослые, и дети читают эту книгу с удовольствием. И афоризмы «Маленького принца» запоминаются на всю жизнь.

Библиография:

1. А де Сент Экзюпери. Маленький Принц. - М, 1983. – Библиотека мировой литературы для детей. – Т. 46. – С. 535-578.

2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М., 2009 г.

3. Самохвалова С. В. Методическая разработка. Работа над афоризмом. – М., 2010 г.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Большой — маленький» Цель: различать и называть предметы по величине. Игра способствует развитию речи, мышления, памяти и внимания. Оборудование. Карточки с.

Дидактическая игра «Маленький кулинар»Дидактическая игра «Маленький кулинар» Игровой материал для детей: 1. «Тесто для пиццы» 2. Пицца, разделенная на 8 частей 3. Набор ингредиентов для пиццы (колбаса, бекон, помидор,.

Фотоотчет с мероприятий в ноябре в нашей группеФотоотчет с мероприятий в ноябре в нашей группе Фотоотчет «Маленький муравейник» Наверняка, Вас, могло заинтересовать название "Маленькие муравейник", вы решили заглянуть. Ну что ж, открою.

Игра «Маленький композитор»Игра «Маленький композитор» Ход игры. Музыкальный руководитель зачитывает четверостишие. Можно попросить ребёнка прочесть отрывок любимого стихотворения. Разобрать с.

Инсценировка по мотивам сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Инсценировка по мотивам сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький Принц» Авторы стихов цветов: Шрамко С. А., Чайкина К. Я. Ведущий: На одной.

Лэпбук «Маленький ученый»Лэпбук «Маленький ученый» дним из наиболее эффективных методов развития, способов передачи детям знаний,является экспериментальная деятельность, которая способствует.

Опыт работы «Волшебство своими руками. Художественные техники в детском саду» Опыт работы «Волшебство своими руками» (художественные техники в детском саду) Воспитатель: Усова Светлана Константиновна Изобразительная.

Паспорт проекта «Он маленький, но смелый»Паспорт проекта «Он маленький, но смелый» Руководитель проекта: Кулькова Лариса Вячеславовна Участники проекта: дети старшей группы Цель: формирование исследовательских навыков детей.

Сценарии детских кукольных спектаклей «Маленький Дед Мороз» и «Маленький Дед Мороз путешествует вокруг света»Сценарии детских кукольных спектаклей «Маленький Дед Мороз» и «Маленький Дед Мороз путешествует вокруг света» Сценарий детского кукольного спектакля «Маленький Дед Мороз» и «Маленький Дед Мороз путешествует во круг света».По книге Штонер Ану и Генрика.

Использование здоровьесберегающих техгологий: их виды и особенности .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Художественные особенности и виды афоризмов в сказке Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц»
Опубликовано: 18 марта 2019 в 23:38
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД