Юлия Верхозина
Игра дошкольников в условиях семейного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Дома у детей много времени для игр. В семейной обстановке общение взрослых с, ребенком осуществляется на фоне доверительных, теплых отношений. Даже маленький дошкольник может принимать участие в домашнем труде, который в этом возрасте еще является фактически игрой. Взрослые должны понимать, что ребенку важно с ранних лет не только овладеть трудовыми навыками, но и быть причастным к делам и заботам взрослых.
Публикация «Игра дошкольников в условиях семейного воспитания» размещена в разделах
Любовь родителей к детям, эмоциональная близость, многосторонние связи со -всеми членами семьи создают благоприятные условия для применения дошкольниками в игре разнообразных знаний, правил поведения и взаимоотношений, усваиваемых в повседневной жизни. В семье ребенок приобретает бесценный опыт заботы родителей о старшем поколении, дружбы с соседями и друзьями, взаимопомощи в хозяйственных делах. Живя в подобной атмосфере, подражая родителям, дети рано начинают играть в «семью». В свою очередь, игры, отражающие быт семьи, взаимоотношения между ее членами, могут стать почвой для воспитания у дошкольников привязанности, нежности, чуткости, отзывчивости, внимания ко всем окружающим.
Результаты опроса родителей показали: взрослые играют с младшими дошкольниками лишь в сорока процентах семей, бабушки и дедушки в тридцати процентах. Неумение многих родителей использовать семейные условия для всестороннего воспитания детей в игре объясняется отсутствием у них педагогических знаний, времени, способности анализировать свои действия, давать им соответствующую оценку. Игрой в семье называют любую деятельность ребенка: рисование, игра на компьютере, просмотры мультфильмов или просто возню, баловство.
Большинство взрослых понимают игру широко, не придавая особого значения ее. воспитательной роли. Многие мамы и папы убеждены, если игра - самостоятельная деятельность, то взрослым вообще не следует в нее вмешиваться. Ребенок должен играл сам. Главным средством развития игры многие считают приобретения игрушек.
Взрослые должны осознать, что для ребенка любого возраста важно даже самое
малое участие в его игре, важно чувствовать поддержку, одобрение. Совместная игра с
детьми духовно обогащает всех членов семьи, расширяет круг их интересов, дает возможность взрослым, наблюдая за ростом и развитием ребенка, глубже понять истинный смысл своей жизни, осознать свою педагогическую функцию. Именно игру, можно и нужно использовать как средство воспитания.
Как известно, игрушка является одним из условий развития игры дошкольника. Поэтому родители покупая игрушки своим детям должны руководствоваться возрастной педагогической целесообразностью. А весьма типично для семейного воспитания изобилие игрушек при их видовом однообразии. А это утомляет ребенка и не отвечает духовным запасам. Купив новую игрушку, надо показать как с ней играть и где ее хранить; у старших дошкольников следует спросить, как он будет с такой игрушкой играть, какой игровой материал ему еще понадобится, с кем будет играть. Можно использовать и такой прием: убирать на время часть игрушек, которые надоели ребенку, затем постепенно вносить их.
Родители должны понимать, что для игры должно быть отведено специальное место и для хранения игрушек. Если ребенок не имеет определенного места для игрушки, то у него развивается небрежность, безответственность, стремление переложить свои -обязанности по уходу за ними на других членов семьи. С возрастом детей эти отрицательные качества закрепляются и в дальнейшем проявляются в учебной и бытовой деятельности.
Родители должны помнить, что именно их поддержка, подсказка, замечание, совет являются побудителями игры, обогащают ее, создают новые сюжеты. Взрослые должны понимать воспитательное значение игры и учитывать опыт, которых ребенок получает в повседневной жизни, в процессе чтения детской литературы, просмотра мультфильмов. И следовательно ставить задачу целенаправленно использовать эти знания в игре, применялись и закреплялись.
В практике семейного воспитания отмечается несколько направлений в руководстве детской игрой. Одни родители вообще не интересуются, как и во что играют их дети. Другие, наоборот, слишком регламентируют игру, превращая ее в занятия, берут инициативу на себя. Вступая во взаимоотношения с ребенком по ходу игры, они не умею стать равными партнерами, сохраняют позицию старшего, не берут на себя роль, а подсказывают, командуют. В результате игра теряет воспитательную ценность, превращается в упражнение, скучное нравоучение. Некоторые родители берут на себя второстепенные роли, реализуют все предложения ребенка и не влияют на игру. Задача родителей научиться руководить сюжетно-ролевой игрой ребенка. И обеспечить разнообразием разного вида игрушек. Это: сюжетно-образные с куклы, животные, фигурки людей, театральные, предметы игрового обихода, дидактические игры с правилами, конструкторы, игры-головоломки, музыкальные, спортивные игрушки (мячи,
скакалки, ракетки и т. д., игрушки забавы.
Родители помните, что игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его жизнь полной
и счастливой. Создавайте условия для разнообразных игр, играйте вместе с детьми, с уважением относитесь к ним, вдумчиво, умело руководите ими.