Получи документы

Игра как деятельность и форма обучения в современной дошкольной педагогике

Марина Мишина
Игра как деятельность и форма обучения в современной дошкольной педагогике

Игра во многих программах дошкольного образования выступает не как самостоятельная и самоценная детская деятельность, а как средство приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и т. д. Она подменяется игровыми приемами или методами обучения. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, где так или иначе присутствует данный термин: «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и т. п. Например, арифметические задачки задает плюшевый мишка, или дети соревнуются, кто больше придумает слов на букву «в», или, разыгрывая сказку, дошкольники учатся правильно прыгать. Все это называется «игра», а точнее, «игровые средства обучения». Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения, т. е. более «полезной» и направленной на усвоение нового.

Публикация «Игра как деятельность и форма обучения в современной дошкольной педагогике» размещена в разделах

Конечно, можно использовать игру в чисто дидактических целях, но при этом ее главные, специфические функции отходят на второй план или совсем вытесняются. Эльконин многократно подчеркивал, что ролевая игра ни в коем случае не является упражнением в какой-то частной функции. Главное преимущество игровой деятельности заключается в том, что игра имеет непосредственное отношение к становлению потребностно- мотивационной сферы ребенка. Игра — это не упражнение в какой-то частной функции, а форма жизни дошкольника, главное средство его развитин и формирования общих человеческих способностей (а не отдельных знаний и навыков). И это наиболее эффективное средство развития ребенка все больше вытесняется и заменяется другими занятиями или игровыми средствами обучения.

Сложившая ситуация побуждает вернуться к определению привычного термина «игра» с тем, чтобы различить игру как детскую деятельность и игру как средство обучения. Этот вопрос имеет очевидное практическое значение. Попытаемся рассмотреть главные признаки игры и четко обозначить отличия игры как самостоятельного вида деятельности от игровых форм обучения. Для этого следует вернуться к признакам игры, зафиксированным в концепции Л. С. Выготского и в Конвенции о правах ребенка.

Прежде всего, игра — это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Игра представляет собой главную и фактически единственную форму проявления инициативности и самостоятельности дошкольников. Такая самостоятельная активность позволяет ребенку почувствовать и увидеть воплощение собственного замысла и в конечном счете самого себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и чувства активности.

В отличие от этого, использование игровых приемов обучения предполагает инициативу и прямое руководство взрослого. Ребенок выполняет задания и инструкции взрослого, отвечает на его вопросы, следует его указаниям и т. д. Все это никак не ведет к развитию его инициативности и самостоятельности. Напротив, ребенок ждет заданий и указаний взрослого и привыкает делать то, что ему скажут.

Игра приносит эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не ее результат или оценка. Играющие дети получают удовольствие от того, что они делают и соблюдают принятые ими правила. Они сами хотят действовать правильно, в соответствии со своими представлениями о должном. Достаточно вспомнить меткое определение Л. С. Выготского: игра — это «правило, ставшее аффектом» или «понятие, превратившееся в страсть». Ребенок сам пытается преодолеть импульсивные действия, чтобы получить удовольствие более высокого порядка. Именно это определяющим образом влияет на развитие мотивационной сферы и личностных механизмов поведения. В случае игровых форм обучения действия ребенка направлены преимущественно на оценку взрослого, и ведущей становится мотивация достижения, которая всегда порождает сравнение с другими и конкурентные установки. Такие установки разделяют детей, делают их противниками, что порождает множество меж- и внутриличностных проблем (демонстративность, обидчивость, агрессивность и пр.).

Еще одно важное отличие игры как свободной деятельности заключается в том, что игра — это всегда проба, спонтанное, активное опробование себя и предмета игры. Она не может подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз. Даже если это игра по правилам, выигрыш заранее не определен и элемент случайности неизбежен. Да и правила игры тоже можно изменить, придумать, уточнить. Такая спонтанная импровизация становится источником поиска новых замыслов и решений. Она стимулирует творческую активность детей, их самовыражение. Благодаря этому в игре рождаются творческое воображение и общая креативность. В отличие от этого, игровые методы обучения предполагают следование определенным образцам, однозначные правильные действия или ответы на вопросы, что никак не способствует формированию творческого начала. Игры по разработанному взрослым сценарию, как и использование игрушек или сказочных сюжетов на занятиях, не имеют ничего общего с настоящей игрой.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.

Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника»Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника» Данная методическая разработка дидактического пособия "Обучение с развлечением" представляет собой игровой блокнот формата А6, включающий.

«Дневник путешественника» как форма включения детей в игровую и интеллектуально-познавательную деятельность«Дневник путешественника» как форма включения детей в игровую и интеллектуально-познавательную деятельность МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА «Дневник путешественника», как форма включения детей в игровую и интеллектуально - познавательную деятельность.

НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром»НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром» Задачи: Образовательные: -закреплять представления детей об осени, её характерных признаках, об осенних явлениях природы; -закреплять обобщающее.

Опытно-экспериментальная деятельность «Лава-лампа» в старшей дошкольной группеОпытно-экспериментальная деятельность «Лава-лампа» в старшей дошкольной группе Сегодня наши воспитанники побывали в роли учёных и провели опыт "Лава-лампа" из серии опытов и экспериментов "Почему так происходит?".

Проект «Издательская деятельность в детском саду как форма работы с родителями воспитанников» Проект «Издательская деятельность в детском саду как форма работы с родителями воспитанников. На примере газеты детского сада «Точка, точка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как деятельность и форма обучения в современной дошкольной педагогике
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 21:24
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД