Алвард Бабинян
Игра как средство педагогического обеспечения адаптации детей в воспитательной системе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
УДК 371
ИГРА КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ДОО
А. А. БАБИНЯН
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 120 г. Пензы
A.A.BABINYAN
babinyan.1993@mail.ru
Публикация «Игра как средство педагогического обеспечения адаптации детей в воспитательной системе ДОО» размещена в разделах
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме социальной адаптации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения средствами игровой деятельности. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей является важным условием их полноценного развития. Правильно организованная деятельность педагога с детьми может стать залогом эффективной социальной адаптации детей в условиях ДОО.
Abstract : This article is devoted to the problem of social adaptation of children in a preschool educational institution by means of play activities. Timely and properly implemented upbringing of children is an important condition for their full development. Properly organized activity of a teacher with children can become the key to effective social adaptation of children in preschool conditions.
Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, игра, игровая деятельность, проблемы.
Keywords : adaptation, social adaptation, game, game activity, problems.
Высокая значимость успешности адаптации ребенка в образовательном пространстве для дальнейшего личностного развития и появление стойких нарушений в формировании личности ребенка при отсутствии у него психологической готовности к переходу в новые социокультурные условия, нацеливают на разработку практических рекомендаций для педагогов и родителей по организации и содержанию работы в период адаптации детей к условиям дошкольной организации. А также созданию методик и моделей педагогического обеспечения социальной адаптации детей в условиях ДОО.
Первым институтом социализации в системе непрерывного образования является дошкольная образовательная организация, функциями которой являются:
1. Всестороннее воспитание личности ребёнка, приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).
2. Формирование активного и бережного отношения к окружающему миру.
3. Создание атмосферы комфортной для каждого ребёнка, способствующей развитию его индивидуальности, навыков созидательной деятельности.
4. Обогащение предметно-пространственной среды, которая даёт ребёнку возможность для саморазвития.
Социальная адаптация в коллективе сверстников предполагает включение ребенка в сложную систему общественной деятельности и общественных отношений, что требует от него определенной ориентации, перестройки его поведения и структуры деятельности. Однако это включение должно быть целенаправленным и относительно контролируемым. Роль такого контроля выполняет образовательный и воспитательный процесс в семье и дошкольной организации. Этому может активно способствовать игровая деятельность [1].
Игра, игровая деятельность – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением в процессе.
В психологическом словаре игра, игровая деятельность – один из видов активности человека и животных. Детская игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника, то есть такой деятельностью, благодаря которой происходит главнейшие изменения в психике [2].
Многие учё ные занимались проблемой игровой деятельности: К. Гросс, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин. Большое внимание роли игры в психологическом развитии ребёнка уделял Л. С. Выготский. По его мнению игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Такого же мнения придерживались и другие педагоги, такие как А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. П. Эльконин. В связи с развитием игровой деятельности происходят важнейшие изменения в психике ребенка, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития [3].
Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, а также взаимоотношения с людьми. Например, в игре развивается такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности.
Помимо воспитательного, игре присущ и дидактический аспект. В процессе игры человек обучается, приобретает умения различных профессий, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает своё отношение к ним. Игра – это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека.
Цитируя Л. С. Выготского, игра – это переработка пережитых впечатлений, построение на их основе новой деятельности, которая отвечает запросам и впечатлениям самого ребёнка.
К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путём подражания ребёнок воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений [4].
Таким образом, в психологии игра рассматривается как вид деятельности, заключающийся в развитии всех психических процессов личности ребёнка.
ФГОС ДО рассматривает игру как важнейшее средство социализации ребёнка, его развития. Данный документ выделяет важность индивидуального и личностно-ориентированного подхода к детям, а также определяет игру как форму образовательной деятельности. В стандарте чётко прослеживается повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника.
Существует ряд классификаций детских игр. Их отличие заключается в том, что за основу взяты различные признаки.
Первую классификацию создал Ф. Фребель, разделив игры по принципу дифференцированного влияния на:
1. Развитие ума (умственные игры).
2. Внешних органов чувств (сенсорные игры).
3. Движений (моторные игры).
Следующим свою классификацию предложил Карл Гросс в основу которой положил инстинкты, и разделил игры на экспериментальные и специальные.
Ж. Пиаже в основу своей классификации положил возрастную периодизацию, выделив следующие виды игр:
1. Игры – упражнения (до первого года жизни).
2. Символические игры (с 2-х до 4-х лет).
3. Игры с правилами (с 4-х до 7-ми лет) [5].
Следующая классификация была предложена П. Ф. Лесгафтом, в основе которой лежит идея о единстве физического и психического развития ребенка. Согласно данной классификации игры делятся на:
1. Имитационные (подражательные).
2. Подвижные (игры с правилами).
В настоящее время широкое распространение получила классификация игр, предложенная С. Л. Новоселовой. За её основу Новосёлова взяла признак «инициативности», то есть вопрос: «По чьей инициативе возникла игра?».
Игры по классификации С. Л. Новоселовой игры делятся на следующие группы:
1. Игры, возникшие по инициативе ребёнка, включают в себя:
- игру – экспериментирование;
-самостоятельные сюжетные игры
2. Игры, возникшие по инициативе взрослого:
- Обучающие игры
- Досуговые игры
3. Игры, возникшие по инициативе детей и взрослых – народные игры [6].
В свете традиционной педагогической науки принято выделять следующие виды детских игр:
1. Творческие игры (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, режиссерские игры, театрализованные игры, игры-драматизации) – игры, созданные самими детьми, и в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.
2. Игры с правилами разработаны взрослыми (подвижные, дидактические, музыкальные, народные игры: хороводные, игры-забавы, игры-развлечения) – игры, имеющие готовое содержание и установленную последовательность действий.
Безопасное комфортное вхождение ребёнка в новый социум – дошкольную образовательную организацию, может быть обеспечено за счёт максимального использования потенциала игровой деятельности. При этом следует отметить, что дети дошкольного возраста имеют различный опыт игрового взаимодействия, включения в игровые отношения с детьми и взрослыми, возможности использования предметов-заместителей в игре.
Игровая деятельность – ведущая у детей дошкольного возраста и эту психологическую особенность необходимо использовать. Воспитатель сразу вовлекает детей в игру, в свою очередь, со стороны родителей необходимо сотрудничество – подготовка и проведение совместных праздников, участие в мероприятиях детского сада. В игре ребёнок воссоздает воображаемые ситуации и легко справляется со сложностями окружающей действительности. Совместная деятельность ребёнка и взрослого, в свою очередь, выстраивает более близкий контакт между ними [7].
Задачи игр в период социальной адаптации :
1. Создание положительного эмоционального настроения в группе.
2. Снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей.
3. Развитие игровых навыков.
4. Воспитание у детей стремления сопереживать, поддерживать друг друга.
Цель педагога при использовании игр в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребёнком, вызвать у него положительное отношение к детскому саду [8].
Игры в период адаптации можно условно разделить на две группы:
1. Коммуникативные игры.
2. Игры на освоение окружающей среды.
Коммуникативные игры направлены на формирование эмоционального контакта педагога с детьми и детей между собой. Это игры-забавы, хороводы, подвижные игры. Их также можно разделить на две группы: вербальные и невербальные. Невербальный характер общения проявляется в тактильном, зрительном взаимодействии и выполнении совместных действий воспитателя с детьми. Это общие хороводы, они сплачивают детей в группе, дают возможность каждому ребёнку побыть в центре внимания. Игры-забавы снимают скованность детей, тревожность, приносят радость от выполнения простых знакомых игровых движений. В то же время они учат детей действовать согласовано, самостоятельно. Особенно важно участие в таких играх неактивных ребят. На вербальное общение детей друг с другом и воспитателем побуждают игры-знакомства (игры-обращения).
Игры на освоение окружающей среды имеют свою направленность – освоение детьми пространства игровой комнаты и помещений детского сада. Это игры-путешествия, игры с предметами [9].
Очень увлекают детей игры, активно используемые для развития мелкой моторики рук. Знакомые ребё нку из домашнего обихода предметы: прищепки, трубочки для коктейля, платочки, резинки для волос интересны больше, чем обычные игрушки.
Ребёнок, впервые придя в детский сад, часто не играет игрушками и не проявляет интереса к ним. В то же время, ему не хочется знакомиться со сверстниками, и трудно понять, что с ним происходит, его познавательная деятельность заторможена. Однако, через игру у малыша создаётся положительное отношение ко всем процессам, развиваются многочисленные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируется потребность в общении со взрослыми и детьми. Таким образом обеспечивается решение воспитательно-образовательных задач уже в период адаптации ребёнка к новым условиям ДОО, и тем самым ускоряется и облегчается протекание адаптационного процесса.
Основываясь на классификации С. Л. Новосёловой отметим, что наиболее подходящими для социальной адаптации детей дошкольного возраста являются сюжетно-ролевые, подвижные и театрализованные игры.
Каждый из видов игр является формой организации жизни детей, а также имеет большое значение в воспитании навыков общения, развитии взаимоотношений детей в группе. Грамотно организованные игры способствуют выработке положительных качеств, являются средством, способным оказать положительное влияние на взаимоотношения со сверстниками, облегчить и упростить процесс социальной адаптации дошкольников к условиям дошкольной образовательной организации.
Таким образом, можно утверждать, что одним из эффективных средств в процессе социальной адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОО является игровая деятельность. Через игру ребенок начинает доверять взрослым и другим детям, взаимодействовать с ними и проявлять себя.
Список литературы
1. Витцлак Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике // Психодиагностика: теория и практика. М., 1986.- С. 124-151.
2. Изучение личности дошкольника. /Сост. Лавровская И. В. - Киров, "Информационный центр", кафедра психологии КГПИ им. В. И. Ленина, 2001. - 129 с.
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М. : "Академия", 2000. - 416 с.
4. Кравцов В. И., Григорьева О. Н. Социальный опыт личности как философско-педагогический феномен // Вестник ОГУ. 2013. №5 (154). С. 57– 61.
5. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М. : Педагогика, 2017. -с. 34
6. Кравцов В. И., Григорьева О. Н. Социальный опыт личности как философско-педагогический феномен // Вестник ОГУ. 2013. №5 (154). С. 57– 61.
7. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте: дошкольник – младший школьник. М. : Прометей, 1990. 219 с.
8. Комкова Е. И. Социальная активность детей с разными уровнями мышления // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 3. Том II. С. 248–252.
9. Гогоберидзе А. Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (концепция образования детей старшего дошкольного возраста) // Управление в ДОУ. 2006. № 1. С. 10–19.
A.A.BABINYAN
Municipal Budgetary Preschool Education Institution
Kindergarten 120, Penza