МААМ-картинки

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ

Татьяна Хомягина
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний процесс, то есть привыкание ребенка к детскому саду. Целесообразнее учитывать три стороны: родители, воспитатели, дети, так как адаптируется каждая из этих сторон. Чтобы период адаптации проходил успешнее, детскому саду необходимо прийти на помощь семье. Актуальность данной работы состоит в том, что, при всем многообразии исследований, проблема адаптации детей к дошкольному учреждению стоит столь же остро, как и прежде.

Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ» размещена в разделах

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни. Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители? Предлагаемая программа – адаптационная программа к условиям детского сада для детей 1,5-3 лет, учитывающая психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляющая собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период. Цель работы психолога в решении данного вопроса – помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Цель:

1) определить помощь детям и родителям (или законным представителям детей) в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, и оказание своевременной помощи детям, родителям (законным представителям, педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях;

2) определить возможности создание условий для прохождения ребенком адаптационного периода;

3) гармоничное развитие детей после периода адаптации в условиях детского сада, содействие в создании в образовательном учреждении ситуации развития воспитанников, соответствующей индивидуальности;

4) создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, духовно-нравственного воспитания, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

5) подготовка ребенка к жизни в современном обществе, и обеспечение психологических условий для охраны здоровья, развитие личности всех участников образовательного процесса.

Задачи:

1) охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;

2) сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных особенностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой (задачи по ФГОС ДОУ);

3) создание условий для оптимальной социализации, т. е. взаимоотношений и взаимодействий с социально значимым окружением, создание условий для обеспечения эмоционального комфорта.

Участники проекта: вновь поступающие воспитанники и их родители, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Ожидаемые результаты:

- сформированное доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок;

- сформированное доброжелательное отношение детей друг к другу и воспитателю;

просвещение родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей.

Содержание работы: - помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей;

- помощь персоналу детского сада в установлении отношений с детьми и их родителями;

- помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками детского сада.

Теоретико-методологической основой работы явились труды ученых: Р. В. Тонковой-Ямпольской, Т. Я. Черток, которые выделяют уровни адаптации. Исследования педагогов, медиков (Н. М. Аксарина, Н. П. Жукова, К. П. Печора и другие) показывают, что характер адаптации зависит от ряда факторов: возраста, состояния здоровья, уровня развития ребенка, индивидуальных особенностей, биологических и социальных факторов, уровня тренированности адаптационных механизмов.

Программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», ведущей целью которой, является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Нормативно – правовой и методической основой программы являются :

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2015.

Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению осуществляется в три этапа, на каждом из которых реализуется три направления деятельности: работа с воспитанниками, работа с родителями, работа с педагогическим персоналом.

Этапы психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации дошкольников к детскому саду :

1. Диагностический этап.

Содержание направлений деятельности

Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями

Наблюдение за детьми ( цель: изучение специфики и степени адаптированности ребёнка к условиям детского сада, позволяющее выявить индивидуальные особенности приспособления дошкольника к новой для него ситуации) Карта наблюдений для воспитателей ( цель: оценка психоэмоционального состояния детей в период адаптации) Анкетирование родителей ( цель: выявление объекта и причин эмоционального неблагополучия ребёнка).

2 этап - психолого-педагогическая развивающая и коррекционная деятельности

Содержание направлений деятельности

Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями

Коррекционно-развивающие, групповые и индивидуальные занятия в игровой форме. Просвещение (консультации, беседы, памятки, тренинговые занятия. Повышение чувствительности педагогов к детям с проблемами адаптации через организацию наблюдения во всех видах деятельности и повышение психолого-педагогической компетентности по проблемам адаптации

3 этап -контрольная диагностика с целью отслеживания динамики адаптации дошкольников к детскому саду.

Содержательный раздел

1. Работа с детьми.

Диагностика протекания адаптации производится в форме психолого-педагогического наблюдения за воспитанниками. В результате проведенного наблюдения определяются три группы детей, демонстрирующих три уровня адаптации :

- высокий уровень характеризуется следующими показателями: бодрое настроение; спокойный сон; хороший аппетит; навыки самообслуживания соответствуют возрасту; инициативен в игре, умеет найти себе дело; ребёнок легко идет на контакт со взрослыми и детьми; всегда доводит начатое дело до конца; сразу отходит от матери и проявляет интерес к окружающему;

средний уровень характеризуется следующими показателями: неустойчивое, раздражительное настроение; неустойчивый сон; избирательный аппетит; навыки самообслуживания не всегда соответствуют возрасту; не всегда инициативен в игре; ребёнок избирательно идет на контакт со взрослыми и детьми; не всегда доводит начатое дело до конца; от матери отходит не сразу;

низкий уровень характеризуется следующими показателями: подавленное настроение; неспокойный сон; плохой аппетит; навыки самообслуживания не соответствуют возрасту; инициативность в игре не проявляет; ребёнок трудно идет на контакт со взрослыми и детьми; не доводит начатое дело до конца; реакция на отрыв матери – периодически возвращается, плачет.

Психолого-педагогическое сопровождение детей, испытывающих трудности в адаптации, ведется в соответствии с основными блоками:

1. Работа по снятию с детьми напряжения (релаксация, подвижные игры)

2. Работа по формулированию коммуникативных навыков

3. Работа по снижению тревожности

4. Работа по преодолению медицинских страхов

Цель: укрепить эмоциональные контакты между детьми и взрослым в период адаптации.

Задачи:

- Снимать у детей эмоциональное и мышечное напряжение.

- Тренировать психомоторные функции.

- Развивать навыки общения.

- Развивать доверие и взаимопонимание между детьми и взрослыми.

Методы и приемы:

- игротерапия - совместная игровая деятельность детей и родителей создает атмосферу эмоциональной безопасности у каждого ребенка;

- куклотерапия - встреча с любимыми сказочными героями приносит эмоциональное удовольствие, улучшает настроение малышей;

- арттерапия - использование нетрадиционных технологий (рисование пальцами, ладошкой) на фоне игровой деятельности помогают создать положительный эмоциональный настрой у детей и родителей;

- танцевальная терапия - общий хоровод развивает умение каждого ребенка согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха, помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение;

- телесная терапия - помогает сплотить группу, снять страх телесного контакта со сверстниками и взрослыми.

- адаптационная физическая культура - включает комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на развитие способностей преодоления психологических барьеров в период адаптации.

Ведется непосредственная работа по оптимизации адаптационного периода :

- поэтапный прием детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в группе, присутствие в группе родителей при необходимости, наблюдение за детьми, консультирование родителей;

- разработка индивидуального режима дня каждого ребенка в соответствии с алгоритмом постепенного вхождения в детский сад. Этот алгоритм состоит из 7 шагов.

Продолжительность каждого шага индивидуальна в зависимости от степени тяжести адаптации ребенка :

1-ый шаг – приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;

2-ой шаг – приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;

3-ий шаг – ребенок остается один в группе на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности,

4-ый шаг – ребенок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3ч;

5-ый шаг – ребенок остается один с завтрака до обеда,

6-ой шаг – ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают,

7-ой – ребенок остается на целый день; - оформление листов адаптации; - оценка уровня нервно-психического развития детей;

- адаптационная игровая терапия с детьми по программе мини-тренингов эмоционального развития детей 2-3 лет».

Пройдя этапы алгоритма постепенного вхождения в детский сад, дети остаются без родителей в группе с обычным режимом в течении всего дня. В этот период целесообразно применение «Мини-тренинговая программы эмоционального развития детей 2 – 3 лет.» Ивановой Н. Ф.

Цель: создание условий для преодоления стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

Задачи: - снять избыток торможения, скованность, страха телесного контакта со сверстниками и взрослыми, страха больших помещений;

- развивать навыки взаимодействия детей друг с другом; - развивать способности к эмпатии, сопереживанию.

Методы: игротерапия, телесная терапия, танцевальная терапия, релаксация. Программа состоит из 14 игровых занятий продолжительностью 13-15 минут. Проводятся они в течении 2-х месяцев (сентябрь-октябрь) 2 раза в неделю, по подгруппам: 6 – 8 детей. Все занятия составлены по единой схеме, включающей комплекс игр и игровых упражнений, объединенных единым сюжетом, и состоят из 4-х частей. Цели 1-ой части ориентированы на сплочение группы, привития навыка приветствия каждого ребенка, снятия эмоционального напряжения, агрессии. Вторая часть направлена на обучение малышей навыкам сотрудничества, усиление мотивации к общению в совместной деятельности. Все действия завершаются общей пляской. В третьей части проводятся подвижные игр, адаптированные к условиям и целям занятия, которые помогают детям снять страх телесного контакта со сверстниками и взрослыми, развивают эмпатию. Четвертая часть (заключительная) – релаксация. Дети могут расслабиться и активно отдохнуть, послушав пение птиц, шум дождя, колыбельную и пр.

2. Работа с родителями.

Работы с родителями направлена на личное взаимодействие педагогов и родителей по поводу трудностей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

Работа ведется в двух основных направлениях: - информативного плана: памятки, буклеты, родительские журналы и пр. Задачи: познакомить родителей с особенностями адаптационного периода и факторами, обеспечивающими его эффективность, с особенностями развития детей, привлечь внимание к оздоровительным мероприятиям;

- обучающего характера. Задачи: научить родителей руководить детской деятельностью, показать приемы развития связной речи, основных движений и физических качеств.

С этой целью специалистами ДОУ: педагогом-психологом, воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по ФИЗО и др. проводятся НОД с неорганизованными детьми и их родителями в адаптационных группах до поступления ребенка в детский сад по программе «Вместе с мамой» для неорганизованных детей 2-3 лет и их родителей.

Инновационная форма тренинговой деятельности с родителями - семейная адаптационная группа В семейную адаптационную группу приглашаются дети группы риска с родителями (по результатам анкетирования готовности ребенка к ДОУ). Таких групп бывает от 1-ой до 3- х. В каждой группе не более 8-10 семей. Адаптационная программа состоит из 10 встреч. Частота встреч - два раза в неделю. Продолжительность каждой 35-45 мин. : 20-25 мин. – свободная игровая деятельность, консультации (стендовые и индивидуальные) и 15 мин. - НОД. Вся процедура встреч проходит в музыкальном зале. По приходу сначала дети адаптируются к помещению большого зала: в свободной игре знакомятся с атрибутами, игрушками, спортинвентарем, пр. Родители могут задать интересующие их вопросы специалистам детского сада, стендовая информация помогает им познакомиться с режимом дня, с меню, какие игрушки и пособия подходят их детям, сезонной одеждой и обувью пр.

Формы работы с родителями - групповые, консультации ("Почему мой ребенок часто болеет", «Как проходит адаптация у часто болеющего ребенка", " Как сделать так, чтобы мой ребенок болел реже", индивидуальные консультации, детско-родительский тренинг, тренинг, домашние задания, дистанционные консультирования.

3. Работа с педагогами. С воспитателями адаптационных групп проводятся : «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми раннего возраста» (Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2001, консультации, лекции, пр. На ПМПк специалистами дошкольного учреждения проводится прогнозирование течения адаптации по проведенному анкетированию родителей, выявление группы «риска», разработка последовательности приема детей и рекомендаций для педагогов и родителей.

Общая структура занятий тренинга:

Содержание занятия – Цель

1. Приветствие – Создание положительной эмоциональной атмосферы

2. Упражнение – разминка – Переключение на ситуацию «здесь и теперь»

3. Мини-лекция – Повышение психолого-педагогической компетенции.

4. Упражнение – Выделить главные трудности по заявленной теме, повысить мотивацию на сотрудничество

5. Игра – Сплочение группы, снятие эмоционального напряжения

6. Мини-лекция – Повышение психолого-педагогической компетенции родителей

7. Упражнение – Выделить главные трудности по заявленной теме, повысить мотивацию на сотрудничество

8. Дискуссия «Обратная связь» – Процесс нацелен на выявление ощущений, полученных при проведении совместной работы, ожиданий и запросов на последующие дни.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Организация предметно-развивающей среда в группе раннего возраста.

Ведущая образовательная область программы : «Речевое развитие» («Центр книги»). «Художественно-эстетическое развитие» («Центр изо-деятельности», «Центр театра»). «Социально-коммуникативное развитие» («Уголок уединения», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр игры», «Домашняя зона»). «Познавательное развитие» («Центр конструирования» (конструктивной деятельности). «Физическое развитие» («Центр двигательной активности»).

Групповое помещение условно подразделено на зоны. Особенностью предметно-развивающей среды является стабильность обстановки. Маленьким детям комфортнее приходить и оставаться в знакомой обстановке.

1. Зона умеренной активности. «Центр книги», «Уголок уединения», «Центр изо-деятельности».

2. Зона средней активности. «Центр конструирования», «Центр социально-эмоционального развития».

3. Зона повышенной активности. «Центр двигательной активности» (физкультурно-оздоровительный центр, «Центр театра», «Центр игры», «Домашняя зона».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М. : Просвещение, 1991.

2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : практическое пособие. Воронеж, 2004.

3. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской. – М. : Педагогика, 2004.

4. Иванова, Н. Ф. Психолого-педагогическое сопровождение детей 2-3 лет в период адаптации в детскому саду // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов науно0практических конференций. – 2015. - №1

5. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. М., 2006.

6. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребёнка в детском саду. М., 2008

7. Лапина, И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия /И. В. Лапина. – Волгоград: Учитель,2011

Публикации по теме:

Презентация «Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» Нормативная документация Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном.

Игра, как составляющая психолого-педагогического сопровождения детей в адаптационный период Консультация для воспитателей Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном.

Организация образовательной деятельности и психолого — педагогического сопровождения детей с ОВЗ «Организация образовательной деятельности и психолого - педагогического сопровождения детей с ограничениями возможностей здоровья в МБДОУ.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации к условиям детского сада. Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Рано или поздно, но перед каждой.

Организация развивающего психолого-педагогического сопровождения по коррекции агрессивного поведения у детей Муниципальное Дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Ручеёк» Тема: «Организация развивающего психолого-педагогического.

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ Участники проекта: Воспитатели младших групп Музыкальный.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Цикл занятий 3. Приложения 4. Заключение 5. Список литературы Программа психолого-педагогического.

Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников (продолжение) Занятие шестое Задачи: Формирование познавательных мотивов учения. Познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, упражняться.

Совместный игровой сеанс для родителей и детей раннего возраста как форма психолого-педагогического сопровождения родителей В системе дошкольного образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные на формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ
Опубликовано: 16 февраля 2019 в 16:50
+213Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Хомягина (УИ 947335) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 70.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД