Получи документы

Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников

Анна Новгородова
Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников

Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Цикл занятий

3. Приложения

4. Заключение

5. Список литературы

Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников на этапе первичной адаптации к школе. "Первый раз в первый класс"

Пояснительная записка

Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников» размещена в разделах

Актуальность. Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. С началом обучения в школе увеличивается удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью (для детей в возрасте 6-7 лет, эта нагрузка является наиболее утомительной. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса («Я уже ученик», готовность к выполнению учебных задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, неизбежности установления временных рамок. Предлагаемый курс помогает им осознать новые требования, формирует внутреннюю потребность в исполнении устанавливаемого распорядка. Занятия способствуют ускоренному знакомству первоклассников друг с другом и созданию благоприятного климата в классе. Курс предусматривает игровые занятия, которые предполагают свободную форму общения. Здесь возможны подвижные упражнения, не столь жестко как на уроке, лимитировано время. Выполнение этих упражнений- своего рода переходное звено между игровой деятельностью и учебной.

Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность педагогов и родителей школьников способствует процессу адаптации.

Предлагается один из возможных вариантов сохранения психологического здоровья младших школьников на этапе первичной адаптации к школе – программа психолого-педагогического сопровождения “ Первый раз в первый класс”. Программа может быть использована в работе школьных психологов и учителей первых классов в направлении «Адаптация младшего школьника».

Цель: профилактика нарушения психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.

Задачи:

• создание условий для социально-психологической адаптации детей к школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);

• повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;

• адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников.

Решение этих задач предполагает взаимную адаптацию ребенка, пришедшего учиться, и социально-педагогической среды, в которой происходит его обучение. С одной стороны, предпринимаются специальные усилия для того, чтобы повысить уровень готовности ребенка обучаться, включаться в систему педагогического взаимодействия. С другой стороны, само взаимодействие, его формы и содержание модифицируются в соответствии с особенностями ребенка и его возможностями.

Поставленные задачи реализуются посредством осуществления следующих направлений работы, обеспечивающих процесс адаптации детей к новым социальным условиям.

психологическая диагностика;

психологическое просвещение;

психологическое консультирование;

• коррекционно-развивающая работа;

• диспетчерская функция (обеспечение взаимодействия со всеми структурами, влияющих на процесс адаптации).

Прогнозируемый результат :

• Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.

• Формирование комфортной образовательной среды.

Критерии оценки эффективности:

• Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;

• Эмоциональное благополучие ребенка в классе;

• Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;

• Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся.

• Включение родителей в образовательный процесс.

Структура программы :

Программа состоит из трех блоков и предполагает работу в каждом из них по трем основным направлениям:

диагностическое;

информационно-просветительское;

коррекционно-развивающее.

Блок «Учитель»

Цель: оказание комплексной научно-методической, организационной и психологической помощи, обеспечивающей сохранение психологического здоровья учащихся на начальном этапе адаптации к школе.

Задачи:

1. Повышение психологической компетентности педагогов.

2. Создание доброжелательного климата, доверительных отношений, организации педагогической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации.

3. Выработка стратегии индивидуального (личностно ориентированного) подхода к учащимся. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

4. Формирование комфортной образовательной среды.

5. Индивидуальное консультирование.

Консультирование и просвещение педагогов, предполагающее как собственно психологическое консультирование по запросам, так и совместную психолого-педагогическую работу по анализу учебной программы и ее адаптации к конкретным школьникам. Отдельный аспект – консультирование педагогов по вопросам, касающимся организации педагогической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации.

Блок «Родитель»

Цель: повышение уровня психолого-педагогическое компетенции родителей.

Задачи:

1. Повышение психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития.

2. Создание доброжелательного климата, доверительных отношений с родителями.

3. Принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе.

4. Формирование комфортной образовательной среды.

5. Выступления на родительских собраниях по темам:

«Мой ребенок первоклассник» (психологическая готовность родителей к обучению ребенка в школе);

«Первый раз в первый класс» (по итогам диагностики);

«Младший школьник. Адаптация к школе»

• Диагностика – «уровень адаптации моего ребенка к школе»;

• Индивидуальное консультирование (по запросу) родителей первоклассников по итогам диагностики и коррекционно- развивающей работы.

Блок «Первоклассник»

Цель: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.

Задачи:

1. Помощь учащимся в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.

2. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

4. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной “Я - концепции” детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

5. Создание благоприятного психологического климата в классе.

6. Способствование развития творческого потенциала и установления норм во взаимоотношениях со сверстниками и педагогом.

7. Проведение цикла занятий по предлагаемой программе.

Занятие первое

Задачи:

Познакомить учеников друг с другом.

Рассказать им о правилах поведения на уроке.

Ход занятия

Представление психолога

Психолог сообщает свое имя специальность и объясняет, кто такой психолог, зачем он проводит эти занятия. Затем психолог рассказывает миф об Амуре и Психее, акцентируя внимание на чувствах героини, обыкновенной девушки. Обобщая рассказ, он подчеркивает важность чувств, мыслей, переживаний любого человека, как взрослого, так и ребенка. Психолог сообщает детям, что он поможет им развить внимание, память научит думать.

Представление учеников

Введение знаков

Знак «Я» – поднятая рука. Психолог объясняет, как ученики отвечают в школе, почему и когда необходима именно эта форма ответа. Ученики с помощью знака отвечают на следующие вопросы:

У кого есть дома животное?

Кто ходил в зоопарк этим летом?

Кто любит кататься на машине?

Кто пришел сегодня в школу?

У кого голубые глаза?

У кого темные волосы?

Кто ест манную кашу?

Кто любит играть на компьютере?

Кто любит читать книги?

Кто помнит, как меня зовут?

Знак «Говорим хором» нужен, когда необходимо отвечать хором.

Тренировочное:- Как называются животные, которые жили давно, а потом вымерли?

Правда ли, что у слона полосатая шкура?

Упражнение: дети отвечают на вопросы то индивидуально, то хором в зависимости от указаний учителя:

У какого животного длинный хвост?

Правда ли, что у кита есть рога?

Кто знает имя этого животного? (показывается картинка с изображением)

Игра «Пишущая машинка»

Цель этой игры – тренировка внимания. «Печатаются» слова школьной тематики: звонок, перемена, доска, режим, оценка, тетрадь. Для этого необходимы буквы: а, в, д, е, ж, з, и, к, л, м, н, о, п, р и др.

Подведение итогов. Прощание.

Занятие второе

Задачи:

Ввести новое понятие «режим дня».

Отработать понятие «внимание», «положение за партой», «школьные принадлежности».

Ход занятия

Разминка «Бег ассоциаций»

-Какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?

Дети отвечают.

Введение понятия «режим дня»

Психолог сообщает о школьном распорядке дня, рисуя схему, на которой красным цветом обозначены уроки, а синим цветом - перемены. Границы уроков и перемен отмечены звонком.

Психолог начинает беседу о режиме дня, используя вопросы:

Назови три дела, которые ты сделал до 8 часов утра.

Назови те занятия, которым ты посвятишь свое время после 11 часов 25 минут, когда закончатся уроки?

Дети отвечают.

Психолог концентрирует внимание первоклассников на важности организации дня школьника.

Закрепляющим упражнением может стать задание составить режим дня по картинкам.

Отгадывание загадок

-Что можно положить в школьный портфель? Отгадай загадки!

Если ты его наточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж. Что же это?

Если ей работу дашь,

Зря трудился карандаш!

Отгадай, что за вещица:

Острый клювик, а не птица.

Этим клювиком она

Сеет, сеет семена

Не на поле, не на грядке-

На листах твоей тетрадки!

То я в клетку, т о- в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь их нарисовать.

Что такое я?.

-Чем вы пользовались, когда отгадывали загадки?

Ответы детей: смекалкой, рифмой.

-Подберите похожее слово к слову «смекалка».

Дети подбирают. Самому активному ученику вручается «орден смекалки».

Беседа

Она посвящена тому, почему школьнику необходимо терпеливо и правильно сидеть за партой.

Упражнение

Проводится для снятия психо-эмоционального напряжения, способствует развитию воображения. Психолог дает детям задания :

Сядьте, как:

ученики в школе;

король и королева на троне;

обезьяна в зоопарке;

пчела на цветке;

невеста на свадьбе;

поросенок на кактусе.

Подведение итогов. Прощание.

Занятие третье

Задачи:

Познакомить детей с навыками работы в паре.

Развить у них межличностную сензитивность.

Ход занятия

Игра «Зеркало»

-Когда я собиралась на встречу с вами, то забыла посмотреться в зеркало. Кто хочет сыграть роль моего зеркала?

Дети разбиваются на пары, встают лицом друг к другу, смотрят друг другу в глаза и как можно точнее повторяют движения партнера.

Игра «Попугай»

Психолог демонстрирует упражнение с кем-то из детей. Он просит ребенка, например, назвать любое время суток, рассказать о событиях лета, о себе. Психолог играет роль попугая, стараясь подхватить интонацию ребенка, повторить его голос.

Дети разбиваются на пары, играют. Отображая мимику, жесты, внимательно наблюдая за партнером, ребенок учится понимать другого человека.

Введение знака «Мы»

Когда дети расселись, психолог дает три немые команды, рисуя на доске портфель, карандаш, фигурку человека с поднятой рукой (знак «Я готов»).

-Как я узнала, что вы готовы работать? Но работать сейчас надо будет вдвоем. Кто уже готов?

Прежде, чем сказать «мы готовы», надо договориться с товарищем, хотя бы кивнуть ему и увидеть, что он кивнул вам в ответ. Кто готов, возьмитесь за руки и поднимите их. Этот знак5 будет обозначать «Мы готовы»

Для закрепления психолог раздает каждой паре листки для рисуночного разыгрывания сюжетов задания.

1. На листке бумаги нарисуйте или напишите, что вы будете делать в воскресенье вместе. Те дети, которые придумали себе в воскресенье общее дело, поднимите руки. Подумайте, каким знаком нужно ответить на этот вопрос. (указывает на доску) Дети выбирают.

2. Вы на разных берегах реки. Придумайте такие дела, при которых вы ответите знаком «Мы». Через 2-3 мин. ученики рассказывают, что они стали бы делать сообща.

3. Вы в лесу. Придумайте такие дела, про которые каждый расскажет сам…

Психолог дает развернутый рассказ по картинкам какой-либо пары детей. Дети должны показать знаки «Я» или «Мы».

Подведение итогов. Прощание.

Занятие четвертое

Задачи:

Познакомить детей с понятием «отметка»

Дать понимание дифференцированного оценивания по тем или иным критериям.

Ход занятия

Упражнение

-Закройте глаза, сожмите губы. Поднимите руки те, кто знает имя мальчика или девочки, с которым вместе работал. Откройте глаза. Если кто-то не знает имени соседа, срочно познакомьтесь. Покажите знаком «Мы познакомились».

Снова закройте глаза. Поднимите руки те, кто помнит, какого цвета волосы у мальчика или девочки, с которыми вы сидите за партой. Откройте глаза. Кто не успел внимательно посмотреть на своего соседа, сделайте это. Поднимите руки те, кто уверен, что внимательно посмотрел на своего соседа. Поднимите вторую руку те, кто хочет, чтобы мы испытали вашу внимательность

Можно вызвать 2-3 смельчаков и их партнеров. Пары встают спиной друг к другу. Психолог задает вопросы :

Какого цвета глаза у твоего товарища?

Твой сосед выше тебя?

Какого цвета свитер на нем? и т. п.

Повторение.

Ученики отвечают на вопросы либо индивидуально, либо хором, по указанию психолога :

-Кто встал сегодня в 7 часов? (показать знак «я»)

Кто плакал и не хотел идти в школу?

Кто с удовольствием пришел в школу?

Кто сегодня первый поздоровался?

Какое сегодня число?

Введение понятия «отметка»

Психолог сообщает, что кто-то (какой-то ученик) написал свое имя на доске.

(Эта надпись делается психологом заранее) Детям предлагается оценить написанное.

-Давайте посмотрим, правильно ли и аккуратно ли сделана надпись. Сначала мы будем оценивать правильность. Начертите на своем листочке вертикальную линеечку (показать на доске). Поставьте рядом букву «П» (правильность). Если вы решили, что ученик написал правильно, то поставьте крестик в верхней части линеечки. Если вы решили, что ученик написал неверно, то поставьте крестик в нижней части линеечки.

Теперь оценим аккуратность надписи. Чертим еще одну линеечку и рядом ставим букву «А» (аккуратность). Если вы считаете, что ученик написал аккуратно, то расположите крестик в верхней части. Если считаете, что он написал грязно, небрежно, тогда ставьте крестик в нижней части линеечек. Если вы считаете, что написано аккуратно, но можно было еще постараться, то поставьте крести в центр вертикальной линеечки. Теперь вы можете написать свои отметки на доске.

Обсуждение результатов.

Графический диктант

Ребятам предлагается выполнить графический диктант: «Ежик бегал по лужайке и отыскал в левом углу под березкой яблоко. В центре лужайки, у елочки, он наткнулся на 5 сыроежек: 3 из них были с красной шляпкой,2- с желтой.»

Можно использовать обычный графический диктант Венгера. Графический диктант не является самооценным упражнением: выполнив его, дети тренируются в самооценивании с помощью линеек. Психолог собирает работы и, посмотрев, обводит кружком верные оценки; выставляет крестики в случае неправильной оценки.

Подведение итогов. Прощание.

Занятие пятое

Задачи:

Обучить взаимооцениванию в паре.

Развить рефлексию: умение соотносить внешнюю оценку с самооценкой.

Ход занятия

Повторение

Детям дается задание найти партнера и показать знак «Мы готовы». Раздается графический диктант с самооценками, проверенный психологом. Объясняется, как выглядит работа, где ученик правильно оценил себя.

Графический диктант

Психолог диктует : «2 клетки влево,2 клетки вниз,2 клетки вправо,2 клетки вверх, «клетки вправо,2 клетки вверх,2 клетки влево,2 клетки вниз. Должен получиться замкнутый крест».

Проверка. Самооценивание.

-За что еще можно оценить работу?

Дети вместе с психологом подбирают другие критерии для оценки.

Игра «Стрельба по мишени».

Дети работают парами. Правила игры показывает психолог с кем-то из детей на доске.

(На доске нарисованы мишень и пистолет на некотором расстоянии друг от друга). Ребенок-стрелок берет мел и ставит его к дулу пистолета. Взрослый-командир командует: «Готовься, прицелься, пли!» При слове «пли» стрелок ведет мелом линию к мишени. Учитель оценивает результат, например, так: стреляешь метко (попал в цель, но пуля должна лететь прямо и быстро, поэтому можно сделать вторую попытку. Пары должны договориться, кто стреляет первым, потом меняются ролями.

Взаимооценка. Командир оценивает, как стреляет стрелок. Но по каким линеечкам? ( Хорошо бы дети сами предложили критерии оценки: «меткость», «скорость», «ровно летела пуля».) Психолог помогает озаглавить линеечку, просит оценивать справедливо. В конце игры психолог предлагает :

-Кто хочет поблагодарить своего командира за справедливость, пусть пожмет ему руку.

Подведение итогов. Прощание.

Публикации по теме:

Карта педагогического сопровождения детей с нарушением зрения в группах общеобразовательной и комбинированной направленности Карта педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО.

Консультация для воспитателей «Упражнения психолого-педагогического тренинга» Упражнения психолого - педагогического тренинга. I ГРУППА УПРАЖНЕНИЕ "ПТИЦЫ": ЦЕЛЬ: расширение чувственного опыта детей, эмоциональной отзывчивости,.

Применение инновационных технологий в индивидуальном подходе психолого-педагогического сопровождения ребенка в группе Мастер-класс, показ фрагмента занятия "Применение инновационных технологий в индивидуальном подходе психолого-педагогического сопровождения.

Презентация «Организация работы группы психолого-педагогического сопровождения родителей в период адаптации детей к ДОУ» К наиболее трудным ситуациям социализации детей относится адаптация детей к новым условиям дошкольного образовательного учреждения. Этот.

Организация образовательной деятельности и психолого — педагогического сопровождения детей с ОВЗ «Организация образовательной деятельности и психолого - педагогического сопровождения детей с ограничениями возможностей здоровья в МБДОУ.

Организация психолого–педагогического сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста Организация психолого–педагогического сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе педагог-психолог.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Презентация «Программа психолого-педагогического сопровождения детей в ДОО» "Программа психолого-педагогического сопровождения в ДОО" Разработанная программа психологического сопровождения в дошкольной образовательной.

Методы психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Сказкотерапия У сказки есть счастливая возможность перелететь через пропасти, охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать.

Современные технологии психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве детского сада Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников
Опубликовано: 15 ноября 2018 в 11:41
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД