Ирина Маньшина
Игра как средство социальной адаптации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Создание благоприятных условий для личностной самореализации, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к требованиям социума.
Создание модели ценностно-ориентированной саморазвивающейся социально-педагогической системы, обеспечивающей разноуровневую, многопрофильную и общекультурную дифференциацию образовательного и воспитательного процессов.
Задачи:
Готовить детей к определенным видам деятельности и социальным ролям.
Разрешать конфликтные ситуации.
Публикация «Игра как средство социальной адаптации дошкольников» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Развивать эмоционально-ролевую сферу.
Предупреждать агрессию, страхи, замкнутость, сложности в общении, осуществлять налаживание внутригрупповых отношений.
Игровые методики социальной адаптации дошкольников.
Период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, использую различные адаптационные методики и приемы. Прежде всего стремлюсь создать естественную стимулирующую среду, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и безопасно, проявлял творческую активность, развивался, приобретал социальные навыки.
Принципы:
Принцип разнообразия игр (подвижные, словесные, хороводные).
Принцип преемственности (традиционности) игр.
Принцип проектирования на интересы и желания детей.
Игры, направленные на сближение детей друг с другом и педагогом.
Давайте познакомимся.
Дети с педагогом становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловле исключаются; во-вторых, он обычно яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей).
Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке на большие расстояния. Ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие педагога, так как дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.
Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям приветствовать друг друга по имени.
Вариантов может быть множество.
Раздувайся, пузырь!
Дети с педагогом создают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать» : наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала педагог, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» – пузырь лопнул. Все должны расцепиться и разбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).
Песочная игротерапия.
В играх с песком проявляется естественная активность ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходит в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.
Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Идея терапии с использованием песка была предложена швейцарским психологом и философом К. Г. Юнгом. Наблюдая за играми детей в песочнице, я вижу, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.
Все игры с песком условно можно разделить на три направления:
- обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка);
- познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);
- проективные (с их помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
На этапе адаптации ребенка я использую обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики. Эти несложные упражнения доступны детям и способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Упражнения с детьми.
Отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание – найти сходство со знакомым предметом (цветок, солнышко, ежик);
Скользить ладонями по поверхности песка - зигзагообразные и круговые движения, задание - показать, как едет машина, ползет змея, карусель. То же, поставив ладонь ребром;
Шаги пальчиками, задание – «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой рук. Потом – двумя руками одновременно;
«Игра на пианино», задание – «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино; движения мягкие, вверх – вниз. (Движется вся кисть);
«Следы невиданных зверей», задание – оставлять следы одновременно двумя пальцами, тремя, пятью. Фантазировать вместе: чьи следы, как выглядят, где живет данное животное и т. д.
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание, память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.
Таким образом, социальная адаптация – процесс приспособления личности ребенка к изменяющимся условиям социальной среды в дошкольном учреждении, ограниченный во времени и носящий активно преобразующий характер.
Во-первых, социальная адаптация детей дошкольного возраста направлена на гармонизацию отношений ребенка с социумом.
Во-вторых, процесс является многогранным и сочетает социальное воздействие с внутренним стремлением к адаптивности.
В-третьих, критериями уровня адаптивности являются следующие показатели:
Коммуникативная включенность;
Эмоциональное самочувствие;
Усвоение нравственных норм (правил поведения) коллектива;
Самореализация.
Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте в большой мере, чем другие виды деятельности, способствует формированию у детей социально-психологической готовности к сотрудничеству и условий адаптации.