Получи документы

Игра как средство социальной адаптации дошкольников (5 фото)

Ирина Маньшина
Игра как средство социальной адаптации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

Создание благоприятных условий для личностной самореализации, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к требованиям социума.

Создание модели ценностно-ориентированной саморазвивающейся социально-педагогической системы, обеспечивающей разноуровневую, многопрофильную и общекультурную дифференциацию образовательного и воспитательного процессов.

Задачи:

Готовить детей к определенным видам деятельности и социальным ролям.

Разрешать конфликтные ситуации.

Публикация «Игра как средство социальной адаптации дошкольников» размещена в разделах

Развивать эмоционально-ролевую сферу.

Предупреждать агрессию, страхи, замкнутость, сложности в общении, осуществлять налаживание внутригрупповых отношений.

Игровые методики социальной адаптации дошкольников.

Период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, использую различные адаптационные методики и приемы. Прежде всего стремлюсь создать естественную стимулирующую среду, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и безопасно, проявлял творческую активность, развивался, приобретал социальные навыки.

Принципы:

Принцип разнообразия игр (подвижные, словесные, хороводные).

Принцип преемственности (традиционности) игр.

Принцип проектирования на интересы и желания детей.

Игры, направленные на сближение детей друг с другом и педагогом.

Давайте познакомимся.

Дети с педагогом становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловле исключаются; во-вторых, он обычно яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей).

Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке на большие расстояния. Ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие педагога, так как дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.

Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям приветствовать друг друга по имени.

Вариантов может быть множество.

Раздувайся, пузырь!

Дети с педагогом создают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать» : наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала педагог, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» – пузырь лопнул. Все должны расцепиться и разбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

Песочная игротерапия.

В играх с песком проявляется естественная активность ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходит в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Идея терапии с использованием песка была предложена швейцарским психологом и философом К. Г. Юнгом. Наблюдая за играми детей в песочнице, я вижу, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

Все игры с песком условно можно разделить на три направления:

- обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка);

- познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);

- проективные (с их помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

На этапе адаптации ребенка я использую обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики. Эти несложные упражнения доступны детям и способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Упражнения с детьми.

Отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание – найти сходство со знакомым предметом (цветок, солнышко, ежик);

Скользить ладонями по поверхности песка - зигзагообразные и круговые движения, задание - показать, как едет машина, ползет змея, карусель. То же, поставив ладонь ребром;

Шаги пальчиками, задание – «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой рук. Потом – двумя руками одновременно;

«Игра на пианино», задание – «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино; движения мягкие, вверх – вниз. (Движется вся кисть);

«Следы невиданных зверей», задание – оставлять следы одновременно двумя пальцами, тремя, пятью. Фантазировать вместе: чьи следы, как выглядят, где живет данное животное и т. д.

Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание, память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

Таким образом, социальная адаптация – процесс приспособления личности ребенка к изменяющимся условиям социальной среды в дошкольном учреждении, ограниченный во времени и носящий активно преобразующий характер.

Во-первых, социальная адаптация детей дошкольного возраста направлена на гармонизацию отношений ребенка с социумом.

Во-вторых, процесс является многогранным и сочетает социальное воздействие с внутренним стремлением к адаптивности.

В-третьих, критериями уровня адаптивности являются следующие показатели:

Коммуникативная включенность;

Эмоциональное самочувствие;

Усвоение нравственных норм (правил поведения) коллектива;

Самореализация.

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте в большой мере, чем другие виды деятельности, способствует формированию у детей социально-психологической готовности к сотрудничеству и условий адаптации.

Игра как средство социальной адаптации дошкольников
Фото №1 Цели Создание благоприятных условий для личностной самореализации которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития приспосабливая адаптируя его к требованиям социума Фото №2 Задачи Готовить детей к определенным видам деятельности и социальным ролям Фото №3 Разрешать конфликтные ситуации Фото №4 Публикация Игра как средство социальной адаптации дошкольников размещена в разделах Адаптация детей
Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Воспитание личности в коллективе» Сегодня можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что объясняет трудности в их последующей социализации.

Проект организации педагогического процесса по внедрению инновационной программы «Цветные ладошки» И. А. Лыковой Российский национальный проект «Образование» обозначил цели системы образования как развитие личности с ярко выраженной творческой индивидуальностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство социальной адаптации дошкольников
Опубликовано: 6 января 2014 в 14:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство социальной адаптации дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Маньшина (УИ 108125) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД