Рузанна Аведян
Консультация для воспитателей «Игра как средство воспитания экологической культуры детей»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ д/с №17 «Колобок»
Аведян Рузанна Ашотовна
Игра как средство воспитания экологической культуры детей.
Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых.
Я. Корчак
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация для воспитателей „Игра как средство воспитания экологической культуры детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребёнок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т. е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учёта специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребёнка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определённым правилам.
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность.
Экологическое образование дошкольников актуально в современном мире. Мною выделена необходимость в максимальном использовании дошкольного периода в воспитании у детей осознанно правильного отношения к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их учетом.
Целью экологического воспитания создание условий для развития детской игры через приобщение к экологической культуре посредством практико-ориентированной деятельности.
Задачи:
Выявить индивидуальные потребности детей в игровой деятельности.
Систематизировать детскую игру через разнообразные формы и методы работы с детьми.
Интегрировать средствами игровой деятельности экологические знания об окружающем мире.
Создать условия для воспитания экологической культуры детей.
Обучение детей через проблему и выявление противоречия заключается в следующем. Проблемой является сохранение природы и приумножение её богатств. Из проблемы вытекает противоречие: с одной стороны мы стараемся и узнаём всё о природе и использовании природных ресурсов для человека, а с другой стороны мы не достаточно сохраняем природу для будущего поколения. Мы обсуждаем эту проблему с детьми, советуемся как правильно поступить, задаем цель для себя и решаем проблему вместе с детьми. Тем самым мы даем детям сделать свой выбор по определенной проблеме, и наставляем на истинный путь по сбережению нашей природы.
Также в наш опыт работы входят и различные игровые моделирования – это плоское моделирование и объемное. Плоское представляет собой различные работы на песке, бумаге, на мелкой гальке, Работа с различным природным материалом, и, соответственно, объемное моделирование, в которое входит как различные театры, так и макеты, разработанные вместе с родителями наших воспитанников. Это экологические макеты и проекты, которые позволяют еще лучше донести до детей ценность и уникальность нашей природы.
В игры включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры (различное лото, разрезные картинки). При проведении различных занятий по экологическому воспитанию мною использовались дидактические, настольно-печатные игры:
• творческие, которые создают сами дети (режиссерские, игры –драматизации, театрализованные, сюжетно-ролевые);
• игры с правилами, игры которые предлагают взрослые (дидактические, подвижные игры на свежем воздухе).
Экологические знания дети получают не только во время специально организованных занятий, но и во время прогулок, экскурсий, трудовой, игровой и исследовательской деятельности.
В процессе работы нами были замечены следующие изменения:
- дети расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно - следственные связи в природе;
- у них возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира;
- появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.
Дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за животными и растениями.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностях и проявлениях, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.