Людмила Терентьева
Игра-путешествие «Ямал мой маленький, краешек земли!»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-путешествие
Технологическая карта занятия – систематизации знаний
Ф. И. О. воспитателя Терентьева Людмила Михайловна
Класс (группа) 1
Тема урока (занятия) Игра - путешествие «Ямал мой маленький, краешек земли!»
Цель Расширить кругозор воспитанников о родном крае.
Задачи 1. Расширять знания и представления детей о родном крае о людях, проживающих на Ямале.
Публикация «Игра-путешествие „Ямал мой маленький, краешек земли!“» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
2. Развивать интерес детей к приобретению новых знаний, коммуникативные способности детей; познакомить с творчеством земляков;
3. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой край.
4. Развивать творческие способности детей.
Универсальные учебные действия Метапредметные:
Регулятивные УУД
осваивать способы решения проблем поискового характера;
овладевать логическими действиями;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УУД
соблюдать нормы этики и этикета;
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности; формировать мотивацию к работе на результат.
Коммуникативные УУД
развивать доброжелательность и отзывчивость;
уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
интегрироваться в группу;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные:
развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности;
воспитывать чувство справедливости, ответственности.
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, слайд-шоу. Клип И. Корнилова «Северный край»; бумага, карандаши.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА (ЗАНЯТИЯ)
Этапы занятия Длительность эта
па Задачи Методы и приемы работы Фор
мы организации деятельности учащихся Деятельность
учителя Деятельность обучающихся
Этап мотивации 3 мин приобщить воспитанников к общекультурным, общечеловеческим ценностям
вводная беседа фронтальная Цель: актуализация позитивного опыта участников.
Вводный инструктаж
Ставят новые воспитательные задачи в сотрудничестве с воспитателем
Этап актуализации
знаний 3 мин создать условия для формирования
у детей устойчивой мотивации к здоровому образу жизни
эвристичес
кий индивидуализированная ая Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята и гости! Нани торова! Песня о Ямале. На экране слайд о тундре.
Кто отгадает, куда мы с вами отправимся? Правильно, сегодня мы отправимся в путешествие по нашему родному краю - по Ямалу.
А на чем же мы туда доберемся? Это ведь так холодно и далеко.
Ребята, а на чем можно добраться в тундру? какие виды транспорта вы знаете? На летние каникулы, на чем вас увозят? Правильно на вертолете. Вот на нем мы сейчас и полетим. Ну и полетели!
Слайд вертолета, тундры.
И так ребята первая остановка наша в рыбацком стойбище. Игра «Ловись рыбка»
Рыбак:
Здравствуйте! Давайте поиграем! Игра называется «Ловись рыбка». Я вам буду загадывать загадки, кто отгадает тому рыбка.
Старика волшебника одевают и
раздевают.
Олень от них убегает – а они не отстают.
Когда пришла, когда ушла не видно и следа. Где опускаются два крыла, там водовороты кружатся. Голова костяная, туловище деревянное, хвост железный. На конце холма чернеет уголек Один укочует, другой встанет. Ходит, а следов не видно.
Летом серая, зимой белая. У порога чума доброе существо рычит.
В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье? Радость пастуха-оленевода
на четырёх палочках бежит,
обсохнет – за мамой побежит.
Не буквы, а написаны в строчку. Без языка, а охотнику всё расскажут. (Следы).
Лес не лес, туча не туча - то по тундре кочует, то на одном месте кружится.
Какая рыба водится в северных реках?
Что означает слово Что означает слово «тундра»?.)
Воспитанник:
На лов отплывает рыбак на рассвете,
Когда еще спят и хозяйка и дети.
Рыбак потаенные знает места
И первую рыбку целует в уста.
Ответы детей.
(чум).
(нарты).
(лодка).
(весла).
(хорей).
(песец).
(рог оленя).
(рыба).
(куропатка).
(собака).
(Олень).
(Новорождённый оленёнок).
(Следы).
Олени
(нельма, муксун, ряпушка, осетр, чебак, щекур)
(человек.)
(плоская безлесная возвышенность.)
Этап выявления затруднений 5мин развивать образное мышление, наблюдательность, кругозор и связную речь метод круглого стола Группов ая Воспитатель: Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы проверить свои знания о родном крае, о традиционных занятиях народов Севера. «Знатоки Ямала»
1. Когда был образован ЯНАО?
2. Как переводится по ненецки Ямал? 3. Окружной центр ЯНАО? 4. Как называется и переводится с ненецкого Салехард? 5. Первоначальное название города
6. К какому району относится с. Ныда?
7. Как называется традиционное жилище коренных малочисленных народностей Севера?
8. Как называется обувь ненцев?
9. Назовите 13 муниципальных образований на который делиться наш округ. 10. Назовите Ф. И. О. губернатора нашего края?
(10 декабря 1930).
(край земли). (Салехард).
(город на мысу, Саля харад).
(Обдорск, город у Оби).
Надымскому району.
(чум).
(кисы - пива, тобак - чижи). Приуральский, Пуровский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский, Красноселькупский, Надымский районы,
Города: Салехард, Губкинский, Муравленко, Лабытнанги, Ноябрьск, Новый Уренгой.
(Кобылкин Дмитрий Николаевич)
Этап объяснения (добывания) нового знания 9 мин формировать коммуникативные качества воспитанников через работу в группах устное обсуждение Групповая Викторина.
1. Как называют людей, которые живут на Севере, на Ямале
2. Как переводится название нашего края - Ямал?
3. Что изображено на гербе нашего округа?
4. Назовите коренных жителей севера 7 .5. Какими промыслами занимаются народы Севера?
6. Жители севера строят себе жилище в форме конуса, как называется такое жилище?
7. При помощи чего коренные жители передвигаются по тундре? 8. При езде оленей погоняют шестом. Как называется такой шест?
9. Женщины
северных народностей сами шьют себе, мужчинам и детям верхнюю одежду из шкур оленей. 10. Как называется зимняя мужская одежда с капюшоном и рукавицами из оленьих шкур?
11. Как называется женская верхняя зимняя одежда?
12. Что называют узорной письменностью народов Ямала? 14. Назовите разновидность обуви у северных народов 13. Какие ягоды растут у нас в тундре? Воспитанница:
Олень! Он в упряжке – живая струна!
С глазами, как черные очи Ямала!
Ты знаешь, оленю какая цена?
Хорошая песня цены не знавала!
Оленевод.
На Севере богатым считается не тот, у кого много денег, а тот, у кого больше оленей. Оленей очень трудно пасти потому что, очень много голодных волков Северный олень дает нам пищу, шкуры для одежды, является средством передвижения в условиях северного бездорожья.
(северянами)
(край земли)
ханты, ненцы, селькупы, манси, коми.) (охота, звероводство, оленеводство (чум.)
(оленьих упряжек)
(хорей.)
(малица)
(ягушка)
(орнамент)
(кисы, пимы, бурки
(черника, голубика, брусника, красная смородина, морошка, можжевельник,
Закрепление 8мин развивать творческие способности детей;
работать в группах, анализировать
практический групповая Богато и разнообразно устное творчество северных народов. Интересны и необычны сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, приметы. Они принесли нам сведения о культуре, нравах, обычаях наших предков – северян.
- Узнаем насколько хорошо вы знаете пословицы, поговорки, приметы народов Севера. «Собери пословицу» Листы с пословицами Задача состоит в том, чтобы из перепутанных половинок собрать пословицы. Побеждает тот, у кого окажется больше собранных пословиц и получает фигурку оленя.
1. Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.
2. Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь хорошего дружка.
3. Оленята бодаются, силами наливаются.
4. Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
5. У одного ум - в словах, у другого - в делах.
6. Где тундра оленьими копытами разбита, там и куропатки будут сыты.
7. Что сделал спешно, то очень трудно переделать.
8. Мужчина должен быть без страха, а женщина умней, чем росомаха.
9. Как олень гордо несет свою голову - так же высоко держи свое имя.
10. Если дело делаешь от души, то короче покажутся и дороги - аргиши. Тот, кто оленя может бить, не уйдет от его копыт.
11. Оставленный в тундре запас - и для нас, и для вас. Воспитанница
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине,
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот - живут поныне.
Самос
тоятель
ная работа 8мин расширить кругозор знаний о коренных народах Ямала
«Мозговая атака»
групповая
Показ призентации. Чум, фотографии одежды.
И так ребята куда мы мы прилетели?
Предстоит вам самим украсить одежду орнаментом.
. Люблю тебя, седой Ямал!
Ты - край снегов,
Ты - край полярного сиянья,
России нашей достоянье.
Спасибо хочется сказать за все минуты счастья.
Живи, Ямал, и процветай
И будь, Ямал, ещё прекрасней!
Хозяйка чума: Чум - это жилище северных народов. Северный народ ведет кочевой образ жизни. И когда в стойбище заканчивается корм для оленей, оленеводы собирают чума и каслают на другое место. Покрышки для чума, и всю одежду женщины шьют сами из шкур и лап оленей. Одежду украшают орнаментом.
Дарит украшенные ягушки.
Рефлексия 5 мин содействовать сплочению детского коллектива;
закрепить полученные знани Релаксация Индивидуализированная Воспитатель предлагает подойти к столу и выбрать смайлики и выразить свое отношение к мероприятию. Наше занятие подходит к концу. Я думаю нам пора возвращаться домой. Ребята, кто ответит, где мы сегодня побывали? С какими людьми и животными мы повстречались? Спасибо вам за работу, до свидание!
Воспитанница: Пусть беден ты, Север,
Травой и листвой,
Пусть взял ты в подруги
Метели и вьюги
Земли снеговой, -
И все же, и все же
Ты самый любимый:
Товарищ суровый,
Отец наш родной!