Получи документы

Игра-путешествие с детьми старшего возраста по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»

Елена Мартыненко
Игра-путешествие с детьми старшего возраста по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»

Авторский коллектив:

Кукина Виктория Викторовна, учитель-логопед.

Мартыненко Елена Николаевна, воспитатель.

Смотрова Наталия Александровна, воспитатель

ГБДОУ детский сад №76 компенсирующего вида Калининского района

Педагогические ориентиры:

Образовательные: - Продолжать знакомить детей с праздниками народного календаря, с элементами русского народного быта.

- Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

Публикация «Игра-путешествие с детьми старшего возраста по датам народного календаря „В гостях у бабушки Матрены“» размещена в разделах

- Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах.

- Побуждать детей к обыгрыванию сказочного сюжета, учить импровизировать.

- Развивать воображение, память.

Развивающие: - Обогащать словарный запас детей за счет слов: оттепель, изба, горшок, ухват, коровник, конюшня, курятник.

- Учить детей объяснять приметы и пословицы.

- Учить объяснять значения сложных слов: «листогной», «полузимник».

- Развивать грамматический строй речи детей за счет образования прилагательных от существительных (греча - гречневая каша; брусника – брусничный пирог)

- Развивать общую и ручную моторику, координацию движений, развивать умение водить театральных кукол над ширмой.

- Развивать слуховое и зрительное внимание.

- Совершенствовать темп речи, интонационную выразительность.

Воспитательные: - Приобщать детей к русскому фольклору.

- Воспитывать бережное отношение к родной природе и животным.

- Воспитывать интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в инсценировках.

Оборудование: ноутбук, проектор, избушка, печка, горшок, ухват, крупа, ягоды, яблоки, капуста, ширма, куклы БИ-БА-БО, шапочка кота, магнитофон, музыкальные диски.

Логопед: Какое время года наступило?

Дети: Зима.

Логопед: Какое время года было до зимы? Давайте вспомним, какой был последний месяц осени?

Дети: Ноябрь.

Логопед: Вспомните, как в народе называли ноябрь?

Дети: Листогной.

Логопед: Что значит это слово?

Дети: Деревья уже сбросили листву, идут дожди. Опавшие листья гниют.

Логопед: А еще как называют ноябрь?

Дети: «Ледень».

Логопед: Почему так называют?

Дети: Водоемы льдом сковывает.

Логопед: Еще одно название есть у Ноября – Полузимник. Как вы думаете почему такое название?

Дети: Зима еще не вошла в полную силу, но уже дает о себе знать.

Логопед: Вот и заканчивается осень. Видны уже первые признаки зимы. Расскажите, какая погода стоит в ноябре? А поможет вам в этом волшебный экран. Посмотрите на экран, и расскажите, что вы видите? (слайды).

Дети:

1. Облетели последние листья на деревьях.

2. Небо серое, холодное. Тучи. Пасмурно. Лужи покрываются тонкой корочкой льда.

3. Перелетные птицы уже улетели. А на зимовку прилетели синицы и снегири.

4. Заяц, белка меняют окраску. Медведь впадает в спячку.

Логопед: На Руси в ноябре много было народных праздников. И один из таких праздников мы сейчас с вами вспомним. В старые времена жила в далекой от России стране женщина, звали ее Матруна. Матруна обладала даром целительства, умела лечить людей прикосновением руки. Делала очень много добрых дел. Россияне на русской манер зовут Матруну Матрена. И хоть и жила он очень давно 5 веков назад, на Руси до сих пор ее вспоминают. В конце ноября на Руси есть такой праздник Матрена Зимняя или Матренин день. В это день говорили, что с «Матрены Зимней зима встает на ноги, и морозы прилетают от железных гор».

Логопед: Как вы думаете, что такое «железные горы»

Дети: Это небо, тучи.

Логопед: По погоде этого дня можно предсказать погоду на несколько дней вперед и даже предположить, какой будет зима. Иней в этот день сулил морозы, а туман – оттепели. О потеплении говорили и гуси, вышедшие на лед в поисках открытой воды. Значит, лед растает. А что значит такая примета: «Если Матрена на белом коне приедет, то острую зиму привезет».

Дети: Если пойдет снег, то начнется настоящая зима.

Логопед: Про это день сложили пословицы: «Зима-то не сама на ноги встает, а ее Матрена ставит». Что означает эта пословица?

Дети: С Матрениного дня зима начинается.

Логопед: Сегодня я приглашаю вас ребята, отправиться в деревню в гости к бабушке Матрене. Мы побываем в ее избе, будем играть в игры, петь песни, водить хороводы. Готовы? Тогда в путь.

Звучит музыка. «Тропинка».(Дети друг за другом под музыку идут змейкой и подходят к избе бабушки Матрены).

Логопед: Кажется, мы пришли. Вон виднеется уже изба бабушки Матрены (слайд). Что такое изба?

Дети: Это дом в деревне.

Логопед: Из чего его строили?

Дети: Из дерева, из бревен.

Выходит бабушка Матрена.

Дети: Здравствуй бабушка. Вот пожаловали к тебе в гости.

Бабушка Матрена : Здравствуйте, здравствуйте мои дорогие. Я рада с вами познакомиться. Меня зовут бабушка Матрена. Слыхали вы про меня? Я Матрена Зимняя зову-зазываю Морозы. Сковываю реки льдом. Приглашаю в гости Зимушку Русскую. Давайте ребята пригласим зиму в гости!

(дети рассказывают стихотворение И. Никитина)

1 реб. Здравствуй гостья Зима!

Просим милости к нам

Песни Севера петь

По лесам и степям.

2 реб. Есть раздолье у нас

Где угодно гуляй.

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

3 реб. Нам не стать привыкать,

Пусть мороз твой трещит:

Наша Русская кровь

На морозе горит!

Бабушка Матрена : Какие вы ребята молодцы. Порадовали бабушку. Ну, а теперь проходите в избу. Тепло ли вам ребятки в моей избе?

Д: Да.

Бабушка Матрена : А это Печка-Матушка мне помогает.

Ребенок рассказывает стихотворение.

Ой ты печка – сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, напеки

Обогрей, освети.

Полечи и спаси,

В дом богатство неси!

Бабушка Матрена : Печка всем в доме правит. Если холодно то обогреет, а коли голоден угостит щами да пирогами. Посмотрите, что лежит у меня на столе (капуста, яблоки, черника, брусника). Какие пироги получаются с этой начинкой? Матрена раздает продукты детям, У тебя что (капуста) значит пирог какой? – капустный.

Дети:

Пирог с капустой – капустный пирог; а еще можно сказать пирог с капустой.

А с брусникой – брусничный пирог; пирог с брусникой.

А с яблоками – яблочный пирог; пирог с яблоками.

А с черникой – черничный пирог; пирог с черникой.

Бабушка Матрена.

Вы любите кашу есть? А я вот сейчас проверю, знаете ли вы как называются каши: у меня есть разная крупа, посмотрите и потрогайте ребята. (Матрена показывает детям крупу в тарелках). Какая у тебя крупа?

Дети: Греча.

Бабушка Матрена :

Значит какая получится каша из этой крупы?

Дети: Гречневая каша.

Каша из гречи – гречневая каша, каша из риса – рисовая каша, каша из пшена – пшенная каша, каша из перловки – перловая каша.

Бабушка Матрена : Молодцы! А в чем кашу готовят?

Дети: В горшке. (детям показывают горшок)

Бабушка Матрена : А чем достают горшок из печи

Дети: Ухватом

Бабушка Матрена :

Показывает ухват. А сейчас, ребята, вас зову на веселую игру, а называется она «Горшки». (Дети играют в игру)

тЛогопед: Не скучно тебе, бабушка жить одной?

Бабушка Матрена : Со мной живут мои друзья, а какие вы сейчас узнаете. Посмотрите в окошко и угадайте, чья там тень(4 тени животных корова, лошадь, свинья, кот). А сейчас угадайте животных по голосу (блеенье овцы, лай собаки, пение петуха). Кто как голос подает?

Дети: баран блеет, собака лает, петух кукарекает.

Бабушка Матрена : Ребята всех этих животных я очень люблю, о них я забочусь, их я кормлю. Ребята, это все какие животные.

Дети: это домашние животные.

Бабушка Матрена : Какие вы знаете жилища домашних животных?

Где живут курицы – курицы живут в курятнике, птичнике.

А свиньи – свиньи живут в свинарнике,

А корова – коровы живут в коровнике,

А где живет собака – собака живет в будке, в конуре.

А где живут лошади – лошади живут на конюшне.

Бабушка Матрена : А сейчас давайте вспомним названия детенышей этих животных и назовем всю семью:

Бык-корова-теленок,

Жеребец –Кобыла - жеребенок,

Баран-овца-ягненок

Боров-свинья-поросенок

Петух-курица-цыпленок

Кот-кошка-котенок,

Вместе с котиком-котом в хоровод мы пойдем.

Хоровод «Кот на печку пошел»

(дети идут в хороводе, в центре сидит «кот»)

Кот на печку пошел

Горшок каши нашел

Горшок каши горяч

Не дается хоть плач (останавливаются «кот варит» кашу)

Уж я пряники люблю

Уже я пряники стужу

Остужу-угощу

Вас отведать приглашу (Дети идут в центр круга и обратно, притопывая)

На печи калачи,

Как огонь горячи

Пряники пекутся

Коту не даются. («Кот» перекладывает из руки в руку «горячие» пряники»)

Уж я пряники люблю

Уж я пряники стужу

Остужу-угощу

Вас отведать приглашу (садится спит)

Мыши раз про то узнали,

Мигом пряники забрали.

Кот проснулся в самом деле!

Мыши пряники все съели. (Дети крадутся, хлопают в ладоши. Будят кота – убегают, кот их ловит).

Логопед: А сейчас бабушка Матрена, наши детки хотят тебя повеселить и показать тебе сказочку про твоих друзей.

Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Зимовье зверей» с использованием кукол БИ-БА-БО.

Бабушка Матрена : Какие вы молодцы, ребята! Повеселили бабушку. Какую хорошую сказку показали. Я вам за это вкусные гостинцы собрала – пироги из печки.

Логопед: Спасибо тебе, бабушка за гостинцы. Нам у тебя очень понравилось. Мы обязательно придем еще раз. А сейчас нам с ребятами пора возвращаться в детский сад.

Бабушка Матрена : До свиданья, ребята. Встречайте Зимушку Русскую и меня Матренушку Зимнюю не забывайте!.

Дети вместе с логопедом под музыку «Тропинка» уходят из зала.

Публикации по теме:

«В гостях у феи Льдинки и феи Искорки». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего возраста«В гостях у феи Льдинки и феи Искорки». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего возраста Цель: развивать цветовосприятие детей. Задачи: 1. Познакомить детей с понятиями «теплые» и «холодные» цвета; определять сочетания, какие.

Физкультурная игра-сказка «В гостях у деда Макара» для детей старшего дошкольного возраста Цель: подарить детям радость движения. Задачи: • закреплять выполнение основных видов движений осознанно, быстро и ловко; • учить играм.

Игра-посиделки в средней группе «Ладушки в гостях у бабушки» Цель: Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Задачи: Формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках.

Игра-викторина «Умники и умницы» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: 1. Обобщить и уточнить знания детей о животных леса: медведе, волке, лисе, зайце, лосе, белке называть и классифицировать по всем.

Интеллектуальная игра-викторина «В гостях у феи вежливости» для детей старшего дошкольного возраста Игра – викторина «В гостях у Феи Вежливости» Цель: создание социальных условий для развития представлений о культуре поведения, правил.

Конспект развлечения с детьми раннего возраста «В гостях у бабушки Матрёны» Конспект развлечения для детей раннего возраста «В гостях у бабушки Матрены» Цель: 1. Создать радостную, веселую атмосферу, доставить детям.

Игры с правилами. Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у волшебника» Задачи: Учить детей взаимодействовать по правилам игры. Развивать умение следить за соблюдением правил, способность посмотреть на ситуацию.

Сценарий праздника «День народного единства» с детьми старшего дошкольного возрастаСценарий праздника «День народного единства» с детьми старшего дошкольного возраста «День народного единства»Цели: Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей,.

Сюжетно-ролевая игра «Мы авиаторы» с детьми старшего дошкольного возраста» I. Задачи руководства: - Расширить знания детей о работниках авиации; - учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом.

Вечер загадок для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «В гостях у бабушки Загадушки» Вечер загадок в старшем дошкольном возрасте для детей и родителей В гостях у бабушки «Загадушки» Зал украшен декорациями в русском народном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра-путешествие с детьми старшего возраста по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»
Опубликовано: 22 марта 2016 в 19:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД