Елена Смоленцева
Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — здоровый ребенок». Профилактика психоэмоционального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы
Начиная с последних десятилетий XX века, в повседневной жизни все чаще и чаще стало мелькать слово «стресс». Стрессорами могут быть перепады температуры, умственная работа, физические нагрузки, сильное нервное возбуждение, переутомление, длительные эмоциональные перегрузки, экономическая нестабильность, низкая заработная плата, неуверенность в завтрашнем дне, болезни, неблагоприятный психологический климат в коллективе, длительный профессиональный стаж, неуверенность в собственном профессионализме, социальная оценка, неопределенность, повседневная рутина и т. д.
Публикация «Игра-тренинг для педагогов „Здоровый педагог — здоровый ребенок“, Профилактика психоэмоционального выгорания» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Одним из самых негативных факторов, не позволяющих человеку стать счастливым и уверенным в себе, является стресс.
Практически каждый человек переживает в своей жизни сильные стрессы. Современные педагоги – не исключение, в их работе изобилуют стрессовые ситуации, благодаря многочисленным и интенсивным контактам с другими людьми. Специфические особенности профессиональной деятельности педагога способствует психоэмоциональному, физическому и эмоциональному истощению.
Проявления стресса в работе педагога разнообразны и обширны. В первую очередь выделяются тревожность, измождение и выгорание. Напряженность психических функций неблагоприятно сказывается на продуктивности профессионального поведения педагога и его здоровье, приводит к стрессовым состояниям. Различные социальные проблемы, рост числа проблемных детей, специфика профессиональной деятельности позволяют отнести работу педагога к категории стрессовых специальностей.
В общем, факторы, вызывающие стресс, встречаются на каждом шагу. И по Гансу Селье – автору теории стресса, стресс – не что иное, как сама жизнь. Что происходит с педагогом, испытывающим или находящимся в стрессе? Изменение психического состояния, общего самочувствия, ухудшение здоровья, наблюдаются нарушения отношений с другими людьми, излишняя комфортность, чувство зависимости, неудовлетворенность профессией, застой в работе, педантизм. Одни при стрессе становятся безынициативными и безразличными, другие – суетливыми и взвинченными. Снижается уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития.
Нередко стрессовые факторы ведут к тому, что деятельность педагога становится менее успешной, а взгляд на мир более пессимистичный. Это ощущают многие педагоги, воспитатели, работающие в последнее десятилетия.
Смысл стресса в том, что он сигнализирует о недопустимости ситуации, предупреждает: резервы организма близки к исчерпанию. Поэтому неслучайно возникает ряд вопросов, требующих ответа и помощи специалиста-психолога :
• Как научиться педагогу вовремя распознавать психологический стресс?
• Как оказывать помощь себе и детям?
• Что делать с негативными переживаниями?
• Что такое психологическая устойчивость?
• Как снимать психическую напряженность?
• Как развить педагогу внутренние психические силы и расширить свое профессиональное самосознание?
Необходимость разработки подобной программы связана с тем, что каждая профессия несет в себе систему определенных требований, под которые вынуждена подстраиваться человеческая психика. И эта «подстройка» – не просто сиюминутная реакция на внешние требования, а структурные изменения в личностной сфере, определяющие дальнейшее развитие психики взрослого человека. Такие изменения в совокупности можно назвать своеобразным синдромом профессионального развития.
Для педагога – это привычка постоянного целеполагания для других, желание оценивать и контролировать. Все это негативно сказывается в личной жизни, в отношениях с близкими людьми. Это, в частности, позволяет объяснить бытующее мнение,что педагог, как правило, не умеет воспитывать собственных детей.
Если педагог хочет продлить свой профессиональный путь, он должен всеми доступными средствами расширять сферу своей деятельности, не сводя ее к незыблемым профессиональным ценностям в виде уроков и отметок. Кружки, турпоходы, экскурсии, театр – с детьми или без детей – и даже политическая деятельность. Чем больше различается меж собой «житейское» и «рабочее» состояние специалиста, его обычная жизнь и организация профессиональной деятельности, тем более длинный профессиональный путь он
Важной особенностью коллективов является то обстоятельство, что 80% педагогов – женщины. По данным Г. А. Виноградовой (1999 год) 97% педагогов независимо от возраста страдают различными психосоматическими заболеваниями. Среди них лидируют гипертония и гипотония (два человека из каждых трех, неврозы, остеохандроз (каждый второй) и язва желудка (один из пятнадцати).
Как выявил Р. М. Хусаинов (2006, более 80% педагогов на этапе профессиональной зрелости испытывают постоянный страх перед возможными неприятностями.
Педагоги в возрасте 31-40 лет остро ощущают неудовлетворенность, часто жалуются на усталость. В возрасте 41-50 лет педагоги остро воспринимают разочарования от результатов деятельности, долго не могут отойти от них. Нарастает ощущение, что другие счастливее их.
Отсюда следует еще одна сложность, которую необходимо учитывать при работе с педагогами : высокая личностная тревожность педагогов, в силу которой склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту, не принимая или полностью отрицая собственные трудности.
Педагоги очень остро реагируют на оценку их личностных особенностей. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно согласиться с выводом о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации предопределено его собственными слабостями и недостатками.
Поэтому стратегия работы с педколлективом включает себя работу со всеми уровнями личности.
Так как программа связана с изменением убеждений, то основная стратегия – «пройтись» по всем основным параметрам схемы формирования убеждений и представлений о себе.
Некоторые темы программы апробированы на базе ГКУСОКК «Успенский СРЦН» с. Марьино своспитателями и специалистами.
Педагогам удалось овладеть практическими навыками выхода из стрессовых состояний; они получили представление о том, в каком случае стресс несет за собой отрицательное воздействие на организм; через анализ конкретных игр и ситуаций удалось достичь осознания собственной ответственности за личностные проблемы и выделение причин возможных проблем, ну и возможно, кому-то, достичь «Душевного равновесия»!
И сейчас я хочу вам представить элемент занятия с ассоциативными картами, которые пользуются огромным интересом, как среди наших воспитанников, так и среди педагогов. У нас имеется 6 колод :Хабитат, Морена, Персона в двух экзеплярах, Сага, Мифы.
Мы с вами будем работать с колодой карт «Персона», которая состоит из двух колод:77 красочных портретов, изображают самые разнообразные типажи и лица людей любых возрастов, разных стран и народов. Вместе с портретами прилагается 33 карты-взаимодействия, которые схематично изображают возможные связи и отношения между людьми.
Карты портреты могут использоваться отдельно и в комбинации с картами взаимодействия. Эти портреты нарисовал канадский художник Эли Роман, используя для этого самые разные художественные стили. Он изобразил людей, которые могут населять любой уголок нашего мира или нашего воображения. Возможно, там есть и мы с вами.
Рассмотрев эти портреты, мы начинаем интересоваться, какой жизнью живут эти люди? Что они чувствуют? О чем думают? Как их зовут, что другие думают о них? Как они представляют сами себя?