Ольга Пешич
Игра — это серьезно
▼ Скачать + Заказать документы
"Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить. "
Александр Грин.
Не секрет, что для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Именно в игре ребенок учится разным ролям, осваивает социальные нормы, познает самого себя. Почти каждая игра охватывает несколько образовательных областей, но в настоящее время игра уходит из детской жизни.
Почему же происходит вытеснение игры из жизни детей?
Публикация «Игра — это серьезно» размещена в разделах
1. Психологи и педагоги отмечают сокращение игрового пространства: в дошкольное детство активно внедряется школьное пространство. Игры в детских садах часто носят регламентированный характер, что сдерживает развитие творческой фантазии, ограничивает свободу поведения ребенка в игре.
2. Отмечается большая территориальная разобщенность детей. Зачастую в городах сокращаются размеры и количество детских площадок.
В жизнь активно входят гаджеты, заменяющие "живое" общение. Как следствие специалисты отмечают увеличение детских неврозов, аутизацию, отчуждение. Все это результат ухода от игры.
Особенно сильное влияние на психику ребенка оказывают ИГРУШКИ. Дети абсолютно открыты для игрушки. Добрая или страшная она беспрепятственно проникает в его мир и там властвует безраздельно, особым образом программирует поведение ребенка.
Если же ребенок с детства окружен игрушками-демонами, монстрами, его способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию может быть атрофирована навсегда. А иногда игрушки прямо провоцируют агрессию, жестокость.
У некоторых импортных игрушек искажена мимика. Но ведь именно на мимику человеческого лица ребенок реагирует особым образом - запечатлевает чувства и эмоции, перенося их в реальность и примеряя на себя.
Самое же массовое орудие воздействие на сознание детей всех возрастов стали компьютерные игры. Конечно, то, что ребенок развивается и осваивает новые, современные технологии - это хорошо. Но с другой стороны, у него быстро формируется психологическая зависимость от игры. Она отчуждает его от живого общения, сужает сферу совместной деятельности ребенка и взрослого в семье. Компьютер вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную со сверстниками, необходимую для психического развития и личностного становления.
Есть ли свет в "конце тоннеля"?
Несомненно! Ученые рекомендуют воссоздавать игровую традицию, особенно это касается групповых подвижных игр и игрового детского фольклора.
"ТРАДИЦИЯ - НАША ЛУЧШАЯ ИННОВАЦИЯ"
Народная традиция, впитавшая в себя опыт многих поколений, предлагает ребенку готовые решения жизненных проблем.
И самое главное: все участники педагогического процесса - родители и воспитатели - должны очень критично подходить к выбору игрушек для наших детей, ограждать их от воздействия игрушек и игр порождающих насилие, агрессию, национальную рознь и жестокость.
При выборе игрушек жизненно важно, чтобы игрушка соответствовала основным требованиям:
1 медицинские и экологические - к материалу, из которого сделана игрушка. Особенно это касается игрушек для самых маленьких, да и тех деток постарше, которые любят целовать любимые игрушки, брать их в рот, спать с ними. Игрушки должны иметь соответствующие сертификаты и отвечать стандартам.
2 педагогические. Чему учит игрушка, какие развивает умения и творческие способности. Она повеселит вашего малыша как юла или поможет выработать терпение и усидчивость, разовьет внимание и мелкую моторику как пазлы.
3 психологические. Что несет в себе игрушка? Какие чувства пробудит у ребенка -агрессию и злость или нежность и доброту, заботу о друг друге. Можно ли играть в нее совместно со сверстниками. Именно в дошкольном детстве складывается умение сотрудничать, договариваться в спорной ситуации, сопереживать.
4 эстетические. Соответствует ли игрушка представлениям о красоте, помогает ли развить чувство прекрасного, гармонию.
5 духовно-нравственные. Игры и игрушки должны нести в себе доброжелательность, оптимизм, воспитывать высокие чувства.
Многие ли игрушки в нашей жизни соответствуют всем пяти требованиям? Ответственность в выборе лежит на нас с вами. Ведь чаще всего мы выбираем нашим детям не просто игрушку, а друга. С каким "лицом " будет друг - решать нам.