Марина Ильина
Играя, мы в мир профессий — двери открываем
▼ Скачать + Заказать документы
В свете ФОП (ДО) личность ребенка выводится на первый план. Использование нами игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника и является фундаментом всего образовательного процесса в саду. Правильно спланированная и грамотно построенная игра становится :
• способом обучения;
• деятельностью для реализации творчества;
• первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Для этого педагоги нашей группы ведут последовательную работу деятельность педагога по:
• отбору, разработке, подготовке сюжетно ролевых игр;
• по включению детей в игровую деятельность;
• по осуществлению самой игры;
Публикация «Играя, мы в мир профессий — двери открываем» размещена в разделах
• по подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Цель нашей работы - дать возможность «прожить» в игре волнующие ребенка ситуации при полном внимании, сопереживании взрослого и окружающих его товарищей. Результатом работы является:
• высокая активность детей;
• неподдельный познавательный интерес;
• эмоциональный отклик у воспитанников на выполняемые действия;
• мотивированное творческое выполнение заданий детьми;
• формирование психических качеств и особенности личности у каждого ребенка
Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в сюжетно - ролевой игре, дети по своей воле выбирают роли и партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является - сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (готовит обед, крутит руль машины и др.) - одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:
1. Бытовые (игры в семью, детский сад)
2. Производственные, отражающие профессиональный труд людей (больница, магазин, парикмахерская)
3. Общественные (День рождения, библиотека, школа, полет на Луну)
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала и атрибутов, взаимопомощь в процессе игры.
Сюжетно - ролевая игра «Музей»
Цель: формирование самостоятельной игры у старших дошкольников.
Задачи:
• Нацеливать детей на самостоятельное распределение ролей и умению действовать в соответствии с ними;
• Отображать в игре события общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу;
• Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего;
• Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры;
• Создавать условия для творческого самовыражения.
• Развивать речь, обогащать словарь детей.
Предварительная работа с детьми.
• Беседа о профессиях работников музея;
• Экскурсия в школьный музей ;
• Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Музей»;
• Беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах.
Работа с родителями.
• Пополнение коллекций мини-музея;
• Беседа с родителями о важности приобщения детей к музейной культуре.
Ход игры.
Педагог: Ребята, мы с вами изготовили экспонаты. Где они у нас находятся? Где они были бы в сохранности? (в музее) Кто знает, что вначале нужно сделать, чтобы начать игру?
Дети: Распределить роли, купить билеты в музей.
Педагог:
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся в музей.
Дети готовят атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Музей», расходятся по рабочим местам, получают бейджики в соответствии с выбранной ролью-должностью музейного работника (бейджики «экскурсовод», «билетер», «смотритель», «реставратор», директор). Оставшаяся часть детей превращается в посетителей музея - группу туристов. Воспитатель - сопровождающий из турагентства.
Раздаётся телефонный звонок.
Директор: Музей.
Голос: Здравствуйте.
Директор: Здравствуйте.
Голос: Можно сегодня посетить ваш музей?
Директор: Да, конечно.
Голос: Спасибо. До свидания
Директор: (сотрудникам музея) К нам едет группа туристов. Готовьтесь.
Выстраивается очередь в кассу, дети покупают билеты и проспекты - путеводители музея.
В выставочном зале встречает гостей смотритель.
Смотритель: Здравствуйте. Меня зовут …. Я сегодня буду сопровождать вас по нашему музею.
Проходите, пожалуйста, в музей «Традиции народных промыслов»
Подводит к первому экскурсоводу.
Смотритель: О традициях гжельской росписи вам расскажет экскурсовод ….
1. Экскурсовод: Здравствуйте. Я расскажу вам о гжельской росписи. Гжель – это русский промысел, особый вид росписи по керамике и фарфору. Гжельская роспись появилась в деревне «Гжель» недалеко от Москвы. Цвета - белые и синие краски. Считается, что слово «гжель» произошло от слова «жечь». Гжельские мастера различают 20 оттенков синего. Любимый узор гжельских мастеров - роза. Пройдите в следующий зал: Хохломская роспись.
2. Экскурсовод: Вас приветствует экскурсовод… Сегодня, я расскажу вам о русском народном промысле – Хохломская роспись. Появился этот промысел в 17 веке в деревнях, расположенных на левом берегу реки Волги. Идею росписи мастерам подсказали иконописцы. Основные цвета хохломы - золотой, красный. Чёрный и зелёный. Традиционные элементы для хохломы – это ягоды рябины и земляники, цветы, листья и завитки. Часто встречаются птицы и рыбы. Самым популярным изделием считается хохломская ложка. Есть ли вопросы? Переходите в следующий зал - Жостовская роспись.
3. Экскурсовод: Здравствуйте. Вас приветствует экскурсовод… Я расскажу вам о жостовской росписи. Появилась она в деревне Жостово Московской области. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. Промысел славится именно подносами. По форме они бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные. Сделаны они из металла. В каждой деревне Жостово живёт как минимум один художник. На этом наша экскурсия подходит к завершению, есть у вас вопросы? Спасибо за внимание.
«Туристы» задают вопрос экскурсоводу. Экскурсовод отвечает на их вопросы. Экскурсовод: Спасибо за внимание.
Туристы: Спасибо. До свидания.
Экскурсовод: До свидания.
Смотритель: Проходите, пожалуйста, в отдел реставрации.
Дети застают реставратора за работой, он «восстанавливает поблекшие краски на посуде».
Стол реставратора (лупа, краски, пробирки, стеки, кисти, палитра, пазлы с изображением разбитых горшков и др.)
Рассказ реставратора: Здравствуйте. Меня зовут…. Я музейный доктор – реставратор. Могу склеить разбитую посуду, собрать ее из осколков. А если понадобиться, то и рисунок заново нарисую, ведь я еще и художник.
Дети с интересом смотрят на работу реставратора.
Реставратор: Интересно?
Туристы: …
Реставратор: А вы хотите мне помощь?
Туристы: ….
Реставратор: Посмотрите, перед вами осколки посуды, а вы, как реставраторы, составьте из них целый сосуд. Реставраторы, за работу!
(Детям выдаются комплекты бумажных «черепков» и они составляют из фрагментов целое изображение)
Реставратор: Молодцы! Из вас получились хорошие реставраторы.
Туристы: Спасибо. У вас очень интересная работа. До свидания.
Реставратор: До свидания. Приходите еще.
Туристы: Спасибо. Нам очень понравилось. У вас очень хороший музей. До свидания.
Директор: До свидания. Приходите к нам еще.
- Понравилась вам экскурсия. У кого есть вопросы. Что нового узнали, В каком зале больше всего понравилось?
Список используемой литературы:
1. Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» Москва 2016 г.