Игротренинг для родителей по развитию мелкой моторики

Гузель Файзулина
Игротренинг для родителей по развитию мелкой моторики

Цель: ознакомление родителей детей среднего дошкольного

возраста с влиянием мелкой моторики пальцев рук на развитие

речи детей.

Задачи:

• снять эмоциональное напряжение, сплотить коллектив

родителей;

• дать элементарные представления родителям о мелкой

моторике;

• пополнить знания родителей о развитии мелкой моторики детей

в домашних условиях.

Участники семинара-практикума: родители детей дошкольного возраста, учитель-логопед, воспитатели – ведущие консультации-практикума.

Оборудование: контейнер с крупой, прищепки, «Су-Джок», игры

на развитие мелкой моторики «Игры с веревочкой», «Игры со

счетными палочками», «Массажные шарики».

Предварительная подготовка.

1. Подбор и изучение литературы по теме консультации-

практикума.

2. Оформление презентации в Power Point по теме

консультации-практикума.

3. Разработка памяток для родителей «Развитие мелкой

моторики в домашних условиях».

4. Изготовление игр на развитие мелкой моторики.

Ход мероприятия:

1.Вводная часть:

1.1. Вступительное слово

-Уважаемые родители, добрый вечер. Мы рады приветствовать

вас в нашем детском саду. Сегодня мы поговорим о влиянии

мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей. Для начала

мы с вами проведем игра – упражнение "Приветствие

" (Упражнения позволяет создать более доверительную

атмосферу между участниками.)

1.2. Игра – упражнение "Приветствие"

Предлагаю вам встать в круг.

- Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на

сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в

одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и

одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою

очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на

сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч

побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

2.Основная часть:

2.1. Мини-лекция «Влияние мелкой моторики пальцев рук на

развитие речи детей»

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных

действий пальцев и кистей рук, направленных на выполнение

точных мелких движений.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга

человека было известно еще во втором веке до нашей эры в

Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и

пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум,

поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Учеными было доказано, что существует связь между головным

мозгом и движениями пальцев рук. В коре головного мозга

находятся различные центры, отвечающие за работу каждого

органа человека. И дело в том, что центр, отвечающий за

действия кистей и пальцев рук, находятся по соседству с

центром, ответственным за речевое развитие. Стимулирование

одного из этих центров, а именно центра, отвечающего за мелкую

моторику, приводит к активности речевого центра.

Следовательно, развивая работу и скоординированность

движений пальцев и кистей рук, мы выполняем решение еще

одной задачи - развиваем речь ребенка.

Пальцы наделены большим количеством рецепторов,

посылающих импульсы в центральную нервную систему

человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных

точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние

органы, рефлекторно с ними связанные.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка

каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко

ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение

ребенком простыми, но в тоже время жизненно важным умениям

держать, ложку, карандаши, умываться.

Существует несколько эффективных способов развития мелкой

моторики: игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы,

конструкторы и т. д.); пальчиковые игры; лепка; массаж пальцев и

кистей; оригами – японское искусство складывания бумаги.

Совершенствуя и координируя движение пальцев и кистей рук,

оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в

том числе и на развитие речи.

Важно отметить, что хорошим помощником для развития мелкой

моторики у детей станут разнообразные развивающие игрушки,

многие из которых родители в состоянии изготовить

самостоятельно.

3.Практическая часть:

3.1.«Игры на кухне»

Давайте мы с вами поиграем в игры на развитие мелкой

моторики.

- «Помогаю маме». Большую часть времени Вы проводите на

кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле

вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено.

Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует

свои пальчики.

- «Дорожки». Из фасоли можно делать дорожки – короткую и

длинную, выкладывать различные рисунки геометрические

фигуры, буквы, домки и т. д.

- «Игры с пинцетом». Дайте ребенку пинцет и предложите ему

захватывать им фасолины и складывать в контейнер по одной в

каждую ячейку. Это не совсем просто, но детям очень нравится.

Эта игра развивает усидчивость, ну и моторику, естественно.

- «Браслет для мамы» Из макарон, сушек и толстой нитки

малыш охотно смастерит для вас браслет, бусы. Не забудьте их

примерить!

- «Маленький пекарь». Из маленького кусочка теста дети могут

лепить как из пластилина

- Рисование на крупе - это одни из самых интересных занятий,

которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику

ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев.

Рисовать можно на любой крупе вообще, при этом, чем крупнее

ее зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время

рисования.

3.2. Веселые прищепки

Сделать пальчики малыша сильными и развить мелкую моторику

помогут игры с прищепками. Чтобы справиться с прищепкой

ребенку придется немало потрудиться.

Игры с прищепками — сложное занятие и остается таким для

детей очень долго. Если крупами все просто, и даже с

пуговицами у ребенка все будет получаться, то прищепки будут

вызывать затруднения каждый раз.

Перед выполнением заданий мы учили детей пользованию

прищепкой. Сложность вызывает, в первую очередь, такое

свойство прищепки, как неадекватное, с точки зрения ребенка, ее

поведение. Нажать надо в одну сторону, а открывается она в

другую. Часто дети, уже достаточно освоившись с прищепкой,

все равно пытаются ее разорвать, чтобы она открылась.

Вторым препятствием является необходимость сильно сжимать

прищепку, a для этого нужна концентрация внимания и расчет

прикладываемой силы. И, самое главное, не прищемить

пальчики! Обид, недоверия и страха к этой злополучной

прищепке будет много. Когда этап знакомства пройден, можно

приступать к занятиям.

Для занятий необходимо сделать трафареты из цветной бумаги

или картона, на которые будем прицеплять прищепки. Это может

быть солнышко (желтый или красный круг, с лучиками-

прищепками, елка (будем вешать новогодние игрушки, фигурку

животного (сделаем лапки, ушки, хвостик).

А теперь мы предлагаем вам поиграть. Силуэт и прищепки

превратите в игрушки.

С помощью прищепок можно проводить самомассаж

пальчиков.

Прищепками прищемляем пальцы (кроме большого) на каждый

ударный слог

Гусенок.

Левая рука

5 4 3 2

Вот проснулся, встал гусенок,

2 3 4 5

Пальцы щиплет он спросонок.

Правая рука

5 4 3 2

-Дай, хозяйка, корма мне

2 3 4 5

Раньше, чем моей родне!

3.3. Самомассаж «Су-Джок»

Метод Су - Джок терапии обладает высокой эффективностью,

безопасностью и простотой, базируется на традиционной

акупунктуре и восточной медицине самооздоровления.

Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок

стимуляторов: массажёры типа «каштан». Внутри таких шариков

«каштанов», как в коробочке, находятся два специальных

кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно

их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и

вверх, создавая приятное покалывание. Массажные шарики в

комплекте с двумя металлическими кольцами использую в

сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения,

что способствует повышению физической и умственной

работоспособности детей.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук

3.4. «Развитие ручной умелости посредством творческих

видов деятельности»

Я сегодня хочу отметить важность творческих видов

деятельности именно в развитии ручной умелости,такие виды:

обрывание листа бумаги, вырезывание, плетение, оригами,

рисование, лепка.

Оригами знакомит детей со способами преобразования

геометрических фигур; развивает конструктивные и творческие

способности, мелкую моторику рук, пространственную

ориентацию, умение анализировать, планировать; создавать

конструкции по образцу; формирует умение действовать в

соответствии со словесной инструкцией педагога; приобщает

детей к мировой культуре; воспитывает у детей трудолюбие.

Я предлагаю вам выполнить фигуру…

3.5. «Кинезиология»

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через

определенные двигательные упражнения. Эти упражнения

позволяют создать новые нейронные связи и улучшить

межполушарное взаимодействие, которое является основой

развития интеллекта.

Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят

детей, доставляя им удовольствие. Что же это за упражнения?

Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на

столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками

вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем

другой руки. Особенно увлекает детей рисование и выполнение

движений обеими руками одновременно. Такие упражнения

способствуют развитию у детей не только речи, но и улучшению

памяти, внимания, пространственных представлений, мелкой и

крупной моторики, снижению утомляемости.

Предлагаем вам выполнить несколько таких простых

упражнений.

Забавное упражнение «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за

кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо.

Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши,

поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». И немного

побыстрей.

Дети с удовольствием рисуют двумя руками. (Выполнение

упражнения «Зеркальное рисование»). Для этого нам

понадобится чистый лист бумаги и два карандаша на одного

человека. Берём карандаши в обе руки и начинаем рисовать

одновременно обеими руками зеркально – симметричные

рисунки, буквы. Начнём с более простых рисунков, нарисуем

круг, квадрат, а теперь можно нарисовать ёлочку. А можно

рисовать одновременно два круга, две тучки и так далее. При

выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются

глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий

синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы

всего мозга. С детками рисовать такие рисунки можно сначала в

воздухе, а затем на бумаге. Выполняйте такие упражнения

вместе, а затем предлагайте выполнить их самостоятельно по

памяти.

Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные

физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и

предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться,

доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой.

Исследования показывают, что выполнение обычного действия

«необычной» рукой активизирует новые участки мозга и

помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так

что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и

весело!

4.Заключительная часть:

4.1. Выставка игр на развитие мелкой моторики

«Игры с веревочкой», «Игры со счетными палочками»,

«Тактильный мешочек», «Волшебные ладошки», «Массажные

шарики» и др.

4.2. Итоговая рефлексия «Бусинки»

- Уважаемые родители, если вы считаете, что наш игротренинг

был полезным и интересным для вас, то наденьте на веревочку

розовую бусину, если вам было не интересно, то голубую бусинку.

Публикации по теме:

Пособия по развитию мелкой моторики своими рукамиПособия по развитию мелкой моторики своими руками Тема: «Пособия по развитию мелкой моторики своими руками». Лариса Гацко Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического.

Мастер-класс «Пособия по развитию мелкой моторики, своими руками» «Пособия по развитию мелкой моторики, своими руками» Мастер- класс по изготовлению дидактического пособия своими руками. «Ум ребенка находится.

Дидактические игры по математическому развитию и развитию мелкой моторикиДидактические игры по математическому развитию и развитию мелкой моторики Хочу предложить вашему вниманию несколько игр по математическому развитию. 1) Игра "Собери матрешку" (цель: учить детей различать понятия.

Лэпбук по развитию мелкой моторики.Лэпбук по развитию мелкой моторики. Добрый день уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию следующий лэпбук. Его цель- развитие мелкой моторики дошкольников. Речевой.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики «Ёжик»Конспект занятия по развитию мелкой моторики «Ёжик» Мастер-класс "Ёжик"Развитие мелкой моторики К сожалению, в последние годы у большинства детей дошкольного возраста отмечается недоразвитие.

НОД с детьми средней группы по развитию мелкой моторики «Зимняя прогулка»НОД с детьми средней группы по развитию мелкой моторики «Зимняя прогулка» (на конкурсе «Воспитатель года 2016») Цель: развитие мелкой моторики рук детей посредством игровой и изобразительной деятельности. Задачи:.

Пособие по развитию мелкой моторики «Веселые полоски»Пособие по развитию мелкой моторики «Веселые полоски» Дети очень любят возиться с пуговками, и я решила изготовить такое пособие. Оно будет первым из целой серии игр. Изготовление не требует.

Пособия по развитию мелкой моторики для детей раннего возрастаПособия по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Очень рада нашей новой встрече, посвящённой развитию мелкой моторики моих малышей. Мелкая моторика - это.

Выставка дидактических игр, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников (фотоотчет)Выставка дидактических игр, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников (фотоотчет) В этом году мы вместе с родителями воспитанников организовали и оформили выставку дидактических игр способствующих на развитие мелкой моторики.

Занятие по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики руки «К нам в гости пришли маленькие гномики»Занятие по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики руки «К нам в гости пришли маленькие гномики» Хочу предложить вам на суд занятие с детьми с ОВЗ в средней группе. Дети практически не говорящие, поэтому занятие построено так, чтобы.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Математика
  • Цифры
Автор публикации:
Игротренинг для родителей по развитию мелкой моторики
Опубликовано: 12 марта 2020 в 18:50
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...

7 мая. День Вечного огня и военных памятников на МААМ

Вечному огню, символу памяти павших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о Великой Отечественной войне и передать память о подвиге...


Горячие темочки