Игротренинг с родителями: «Педагогические конфликты. Причины возникновения. Способы разрешения»

Ирина Рудакова
Игротренинг с родителями: «Педагогические конфликты. Причины возникновения. Способы разрешения»

Цели:

- познакомить с понятием «педагогические конфликты»;

- развивать навыки гибкого и доброжелательного отношения в общении с собственными детьми и воспитателями;

- выработать навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций;

- способствовать установлению контактов между участниками педагогического процесса.

I.Вступление:

Здравствуйте, уважаемые родители. Конфликт в психологии определяется как «противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновение самих оппонентов». Несмотря на общую для всех конфликтов природу происхождения, педагогические конфликты имеют свои особенности и характерные причины. Особенность педагогических конфликтов заключается в том, что участники конфликта имеют различный социальный статус (педагог, воспитатель, родитель, воспитанник, чем и определяется их разное поведение в конфликте; присутствие других воспитанников при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает для них воспитательный характер; всякая ошибка воспитателя, родителя при разрешении конфликтной ситуации порождает новые ситуации и конфликты; и бесспорно, что любой конфликт легче предупредить, чем успешно разрешить. Сегодня мы поразмышляем над данной проблемной ситуацией, проведём и проанализируем различные игровые ситуации.

II. Психологическое вхождение

Упражнение «АПЧХИ»

Участники делятся на группы по 4-5 человек. Каждой группе даётся задание: громко крикнуть определённое слово («спичи», «точки», «очки» или «алыча», «ящик», «хрящик»).Проводится репетиция: каждая группа по отдельности чётко произносит своё слово. Затем, по сигналу ведущего, все группы вместе кричат свои слова. При слитном звучании должно получится «апчхи»,на что психолог отвечает: «Будьте здоровы!». Успех чихания зависит о того, насколько микрогруппы прислушиваются друг к другу, не стараясь перекричать других.

Упражнение «Кто это?»

Проводится для создания более комфортной обстановки общения между воспитателями и родителями, между самими родителями. Родителям предлагается внимательно посмотреть друг на друга. Закрыть глаза и постараться представить наиболее запомнившееся лицо. Открыть глаза. Одному из родителей предлагается описать кого-либо из присутствующих, не называя его. Все родители определяют, кому принадлежит такая характеристика. Если они затрудняются в выполнении задания, можно предложить кому-то из воспитателей дать образец описания человека. После этого упражнения родителям, сидящим рядом, предлагается посмотреть друг на друга и сказать комплимент.

III. Диагностика

Закончите предложения:

1. Самым важным в воспитании детей я считаю…

2. Качества проблемного ребёнка…

3. Мне кажется, что моему ребёнку нравится…

4. Мне кажется, что моему ребёнку не нравится…

5. Я бы хотела поговорить с воспитателями…

6. Я готова помочь воспитателям….

IV. Основная часть.

1. Педагогическая ролевая игра «Папа, одень меня!»

Роль 4-5 летнего ребёнка играет воспитатель. Кому-то из родителей предлагается решить эту ситуацию путём моделирования собственного поведения:

«Папа, почему ты меня не целуешь, когда приходишь забирать из детского сада?

Одень меня.

Сначала застегни мне сапожки. Я не умею застёгивать пуговицы.

А где моя шапка, завяжи мне.

А ты купишь мне шоколадку?»

В зависимости от поведения родителя воспитатель-«ребёнок» импровизирует, показывая как обычно ведут себя дети, возвращаясь с папами и мамами из детского сада.

После выполнения задания родителямпредлагается ответить на вопросы:

Что вы почувствовали?

Как реагируете на подобное поведение родителя в данной ситуации?

2. Педагогическая ролевая ситуация «Мама, посмотри, как я нарисовала!»

Родителямпредлагается проиграть ситуацию: Вы очень спешите, прибежали в детский сад за ребёнком. На улице Вас ждёт машина,а дочь к Вам обращается со своей радостью: «Мама, посмотри, как я нарисовала!»

Помогает разыгрывать ситуацию воспитатель в роли ребёнка. Затем проводится анализ поведенческих образцов родителей.

3. Педагогическая игра «Случай в троллейбусе»

Когда разыгрывается мини-сценка, группе родителей из 5-6 человек предлагается подготовить и разыграть ситуацию на тему «Воспитатели глазами родителей»

В центре зала расставляются стулья, и желающим родителям предлагается «сесть в троллейбус». Входит мама с ребёнком и… Родители должны в этой ситуации вести себя так, как бы они повели себя в реальной ситуации.

Ребёнок: Мама, где я сяду?

Мама (с вызовом): Ты же видишь, мест свободных нет. Ничего, постоишь.

Ребёнок: Нет, я хочу у окошка, здесь не хочу, хочу с той стороны. Мама, а где ты сядешь?

Мама: Если хочешь, я возьму тебя на колени.

Ребёнок: Нет, не хочу одна. (Мама пробует рядом с ребёнком на сиденье поставить сумку, ребёнок отталкивает)

Ребёнок: Не хочу, мешает, шуба мешает. (Сползает вниз, капризничает)

Мама: Сядь, посмотри в окошко.

Ребёнок: Мама, дай «жувачку». Хочу «жувачку»! (Ребёнок становится коленками на сидение и внимательно рассматривает сзади сидящих пассажиров. Когда поворачивается, задевает сапогами одежду рядом сидящего пассажира)

Ребёнок импровизирует в зависимости от поведения «пассажиров-родителей» до тех пор, пока родители не войдут в роль и по-своему отреагируют на поведение ребёнка.

4. Упражнение «Сказка»

Родителям предлагается нарисовать себя, затем детей в образе сказочных персонажей. А затем рассказать, кем они представляют себя и других, и есть ли сюжет в этой сказке или это герои разных сказок и они между собой никак не взаимосвязаны.

Предлагаю вам памятку-рекомендацию «Хороший родитель»

1. Хорошие родители принимают детей такими, как они есть.

Дети должны чувствовать, что их любят и принимают со всеми их особенностями, без всяких «если бы.» и «но.». Родителям следует серьезно относиться к взглядам, мнениям и интересам своих детей. А для этого их надо внимательно слушать.

2. Хорошие родители умеют проникнуться интересами своего ребенка.

«Надо уметь влезть в туфли ребенка», – говорит американская пословица.

3. Хорошие родители – надежная защита для ребенка.

Дом, где детей любят, где родители излучают спокойствие и уверенность, придерживаются последовательности в воспитании, – это и есть защита для ребенка.

4. Хорошие родители предоставляют ребенку разумную свободу.

«Дети, находящиеся под гиперопекой матери, столь же несчастливы, как и заброшенные дети», – утверждает профессор Петер Штрук.

Идеальных родителей не бывает. Как не бывает идеальных людей, а родители ведь тоже только люди. Люди делают ошибки, и делают их каждый день.Американский психолог Анжелика Бланк считает так: «Представьте себе весы. Вы можете что-то делать неправильно, вы можете совершать ошибки. И это лежит на одной чаше весов. А на другой чаше – любовь, интерес, дружба, умение найти правильные слова. У хороших родителей это чаша весов обычно перевешивает».

5. Упражнение «Самый трудный воспитатель, самый «приятный» воспитатель.

Родителям предлагается в группах по 3-4 человека создать обобщённый портрет воспитателя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства.

Затем создаётся портрет того воспитателя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Обсуждение:

1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет воспитателя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие воспитатели?

2. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Были ли у Вас в практике такие воспитатели?

3. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми воспитателями, которые Вам неприятны?

4. Напишите положительные и отрицательные качества воспитателей.

6. Упражнение «Список претензий к воспитателям»

Инструкция:

Ведущий: Вы ежедневно общаетесь с воспитателями. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции. Давайте проанализируем наше «недовольство» воспитателям. И назовём список претензий, которые должны быть чёткими и конкретными. Претензии нужно вносить в таблицу напротив фамилии воспитателя (анонимно). На работу отводится до 10 минут. Психолог подчеркивает необходимость быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно конкретными,а также отмечает: чтобы принять людей, нужно помнить, чем они нас не устраивают.

На втором этапе участники объединяются в микрогруппы но 4-5 человек и обсуждают результаты анализа между собой. Участники группы помогают друг другу разобраться в том, чем же каждого не устраивают воспитатели.

Обсуждение:

1. Что Вы испытывали, выполняя упражнение?

2. По Вашему мнению, есть ли претензии у родителей к Вам?

3. Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо?

7. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»

Процедура выполнения:

«Спокойствие, только спокойствие!» - эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение являются одними из основных моментов в безоценочном, ненасильственном общении.

Родителям предлагается подумать и определить, что общего и различного в таких понятиях, как «терпение», «выдержка», «терпеливость», «терпимость». Их просят привести примеры ситуаций общения с воспитателями, в которых они проявили бы терпение и терпимость.

Родителям необходимо вспомнить ситуации, когда им пришлось столкнуться с точкой зрения,с которой они были полностью не согласны: например, что необходимо приводить детей до 9.00., приходить на утренники в бахилах, выходить гулять на улицу, когда – 15, пользование горшками…и другое

Свою позицию родительдолжен проанализировать по следующему алгоритму:

-принять чужое мнение как своё собственное, попытаться усвоить логику и исходные основания, на которых оно строится;

-вычленить положительные моменты чужого мнения, осознать несоответствие их собственным взглядам;

- скорректировать своё мнение, утверждая его сильные стороны;

- найти общее в своём и чужом мнении;

- признать право на существование некоторых положений чужого мнения, с которым Вы не согласны, отказаться от внутреннего, а значит, и внешнего сопротивления.

Затем родители определяют, что такое терпимость к другому человеку.

Как правило, люди нетерпимы к человеку, который их чем-то раздражает, или совершает по отношению к ним действия, вызывающие обиду, ощущение несправедливости.

-нужно уметь сдерживать свои отрицательные эмоции;

- нужно попытаться изменить своё негативное отношение.

Обсуждение:

1. Что в этом упражнении было для Вас самым трудным?

2. Проще ли будет общаться, если не пытаться изменить другого, а принять возможность наличия у него взглядов, не совпадающих с Вашими?

V. Релаксация.

«Игра с песком» (на напряжение и расслабление мышц рук)

Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжёлыми руками). Повторить игру с песком 2-3 раза.

VI. Рефлексия.

Отметка на мишени «Обратная связь»

Публикации по теме:

Наставническая работа с молодыми специалистами в ДОУ. Анкета для молодых специалистов. АНКЕТА для молодых педагогов 1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки? • Да • Нет • Частично 2. Каких знаний,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Игротренинг с родителями: «Педагогические конфликты. Причины возникновения. Способы разрешения»
Опубликовано: 26 февраля 2013 в 23:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
26 января День рождения первой карты России

496 лет назад, 26 января 1525 года, была напечатана первая в истории карта нашей страны – «карта Московских земель». Делали её по «Писцовой карте Руси», составленной, по итогам многих разъездов,...

26 января. День Австралии

Самому маленькому континенту на нашей планете посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про Австралию и познакомить со...

Детский мастер-класс «Подарок маме Татьяне в день ангела» с использованием...
Татьянин день - день ангела всех женщин и девочек с именем Татьяна. В нашей группе тоже есть мамы с этим именем. Детям очень хотелось поздравить своих...
Открытое тематическое занятие «Рождество Христово»
Цель: Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом. Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику: украшать ёлочку на...
Конспект НОД по пластилинографии «Еловая веточка с шишкой» в подготовительной группе ДОУ
Цели : 1. Развивать творческие способности детей. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Развивать внимание, аккуратность, усидчивость. Задачи: 1....