Ирина Сафронова
Игровой комплекс массажа носа, стоп, ушей, рук
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.
Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Закаливающее дыхание «Поиграем носиком»
Публикация «Игровой комплекс массажа носа, стоп, ушей, рук» размещена в разделах
Это вид закаливания укрепляет всю дыхательную систему. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего дошкольного возраста, но может быть использована и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.
1. Организационный момент.
«Найди и покажи нос». Дети удобно рассаживаются и показывают свой нос.
2. Основная часть. Игровые упражнения:
«Помоги носу собраться на прогулку». Каждый ребёнок при помощи салфетки очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
«Нос гуляет». Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Вдох и выдох выполняется через нос.
«Нос балуется». На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
«Нос нюхает приятный запах». Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.
«Нос поёт песенку». На вдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба-бо-бу».
«Погреем носик». Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делает как бы растирание.
3. Заключительный этап.
«Нос возвращается домой». Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание: Упражнения можно сопровождать стихами:
- Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Носик ты свой покажи.
- Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
- Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
- Вот ты носик – баловник!
Он шалить у нас привык.
- Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
- Хорошо гулять в саду
И поёт нос: «Ба-бо-бу».
- Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
- Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Закаливающий массаж стопы «Поиграем с ножками»
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног.
Массаж стоп делается ежедневно.
1. Подготовительный этап
Удобно сесть и расслабиться.
Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).
2. Основная часть
Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.
Сделать разминание стопы всеми пальцами.
Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
Похлопать подошву ладонью.
Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на неё.
Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
3. Заключительный этап
Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
Посидеть спокойно, расслабившись.
Примечание: дозировка должна соответствовать возрасту детей.
Комплекс можно сопровождать стихами:
Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем мы, отдохнём
И массаж подошв начнём.
На каждую ножку крема немножко.
Хоть они и не машина
Смазка им необходима!
Проведём по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья, нужна.
Это помни ты всегда!
Разминка тоже обязательна,
Выполняй её старательно.
Растирайся, старайся
И не отвлекайся.
По подошве, как граблями,
Проведём сейчас руками.
И полезно, и приятно –
Это всем давно понятно.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй догони!
Гибкость тоже нам нужна,
Без неё мы никуда.
Раз - сгибай, два – выпрямляй
Ну, активнее давай!
Вот работа, так работа,
Палочку катать охота.
Веселее ты катай
Да за нею поспевай.
В центре зону мы найдём,
Хорошенько разотрём.
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
Скажем все: «Спасибо!»
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить.
Массаж волшебных точек ушей «Поиграем с ушками»
Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
1. Организационный момент
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
2. Основная часть
Упражнения с ушками:
«Найдём и покажем ушки». Дети показывают свои уши взрослому.
«Похлопаем ушками». Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребёнок должен ощутить хлопок.
«Потянем ушки». Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
«Покрутим козелком». Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.
«Погреем ушки». Ребёнок прикладывает к ушам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.
3. Заключительный момент
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание: Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
Подойди ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты скорей найди
И скорей их покажи.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас всё тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко, кажется, замёрзло,
Отогреть его так можно.
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила тишина!
Массаж рук «Поиграем с ручками»
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тренирует весь организм.
1. Подготовительный этап
Дети растирают ладони до приятного тепла.
2. Основная часть
Большим и указательным пальцем одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг от друга, направляя ладони в противоположные стороны.
Переплетённые пальцы закрываем в замок и подносим к груди. Пауза.
Вытягиваем пальчики вперёд и шевелим ими.
3. Заключительный этап
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание: упражнение можно сопровождать стихами:
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну, быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладоши сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.