МариЯна
Игровые модули обучения «Набор плоскостных фигур из рогов Северного оленя»
▼ Скачать + Заказать документы
Корякина М. В. ,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №2 «Чуораанчык» с. Саскылах Анабарского улуса Республики (Саха) Якутия
ГРОВЫЕ МОДУЛИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ – НАБОР ПЛОСКОСТНЫХ ФИГУР ИЗ РОГОВ СЕВЕРНОГО ОЛЕНЯ
Аннотация. В статье представлен опыт работы познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, с использованием регионального компонента. Изучение природы родного края, традиции и культуры народов Севера. Создание игровых технологий для обучения на материале плоскостных фигур из рогов Северного оленя.
Публикация «Игровые модули обучения „Набор плоскостных фигур из рогов Северного оленя“» размещена в разделах
Ключевые слова. Исследование, технология, игра, обучение, плоскостные фигуры, рога, Северный олень.
Современный педагог — это прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Он должен быть наставником.
Что может заинтересовать современных дошкольников? Однозначно STEAM-технологии! Именно они позволят современным педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков. Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности!
Познание окружающего мира в целом невозможно без познания природы. Ребенок знакомится с природой в процессе непосредственного общения с ней, экспериментирования, наблюдения, коллекционирования. С другой стороны изучение объектов природы, их взаимосвязей способствует формированию у детей представлений о причинно-следственных связях, обобщенных представлений об объектах.
Для своей работы я выбрала «Экспериментирование с живой и неживой природой».
Почему я выбрала именно этот модуль спросите вы? Отвечаю: «Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире. Частые и разнообразные вопросы: Зачем? Почему? Когда? Как? Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается».
Применение STEAM-технологий в своей работе мы начали с приобретения и использования набора цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии», далее создали предметно-развивающую среду в мини -лаборатории и дали название кружковой деятельности «НауFan», что означает «Наука и фантазия». Наука – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Фантазия (греч. фаvtaoia – «воображение») – ситуация представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности но выражающая их желания. Фантазия – это импровизация на свободную тему. Фантазировать значит, значит воображать, сочинять, представлять. Любопытство и воображение детей дошкольного возраста безгранична, а педагог, как наставник должен только направлять их в правильное русло. Дети исследуют окружающий мир, фантазируют и создают различные настольные игры на материале объекта изучения. В программе кружковой деятельности включен региональный компонент, что позволяет детям познать флору и фауну своего родного края.
Какой же результат я хотела получить?
1) Развить интерес у детей к самостоятельным исследованиям, открытиям.
2) Развить наблюдательность, любознательность.
3) Развить познавательные процессы: логическое мышления, восприятие, воображение, произвольное внимание, память, мелкую моторику, активную речь и обогатить словарный запас.
4) Обогатить предметно – развивающую среду в мини-лаборатории.
5) Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
6) Расширить знания детей о флоре и фауне родного края.
На основе этого определила цель работы: развитие у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию живой и неживой природы с помощью детского экспериментирования.
Исследуя фауну нашего родного края, мы много говорили о северном олене. Ведь традиционная культура древних кочевников-оленеводов с самобытной историей уникальна. Анабарцы – потомственные оленеводы. Не случайно на гербе района изображен человек, сидящий верхом на олене. [1. с 83]
Олень – главное богатство коренных народов Севера. Это и транспорт, и пища, и одежда, материал для покрытия чума, изготовления обуви, ниток, инструментов и т. д. и т. п. Почти все составные оленьей туши идут у жителей Крайнего Севера в дело. Олень переносит жесточайший мороз, способен употреблять в пищу смерзшийся корм, передвигаться по снежным и ледяным полям, болотам, добывать себе корм из-под метровой толщи слежавшегося снега.
Маленькие исследователи посещают краеведческо-этнографический музей нашего села, выставки местных мастериц, сотрудничают с Центром дополнительного образования детей. Большое впечатление произвел мастер – класс по косторезному делу Степана Степановича Спиридонова, дети с огромным удовольствием наблюдали, как из кусочков бивня мамонта мастер создавал красивые сувениры. По окончании мастер-класса Степан Степанович побеседовал с детьми. Наши исследователи удивили всех нас, задавая интересные вопросы. Один из вопросов, который задал воспитанник: «Почему из бивня мамонта могут резать красивые сувениры, а из рогов оленя нет?», Степан мудро ответил нашему маленькому исследователю: «Давай, как-нибудь попробуем и посмотрим, что из этого получится». Мы назначили следующую встречу и определились с датой. Дети с нетерпением ждали этот грандиозный эксперимент. В заданный день мы пришли в мастерскую Степана Степановича с рогами северного оленя. Степан специальным оборудованием резал от основания до кончиков рогов. В процессе работы дети ощутили резкий запах, но в конце сделали вывод, что на самом материале этот запах отсутствует. В итоге получились маленькие плоскостные фигурки приближенные к овальной форме, с различными изображениями (рис. №1). С этими фигурками мы пришли в нашу лабораторию и продолжили исследовательскую деятельность. Перед началом работы у детей произошла научная дискуссия: половина утверждала, что предмет не утонет в воде, так как объект похож на пластмассовую игрушку: некоторые наоборот были уверены, что в воде он утонет, так как он имеет вес, больше, чем пластик.
Эксперимент «Тонет или не тонет?».
Для эксперимента нам понадобились: емкость с водой, деревянный брусок, пластмассовая игрушка и плоскостная фигура из рогов северного оленя.
Вывод: плоскостная фигура из рогов оленя имеет вес, так же имеет свойство впитывать воду, фигурка приобрела темноватый цвет и изменилась ее структура. (рис. 2)
В заключении мы пришли к выводу, что плоскостные фигуры достаточно прочные, экологически чистые и безопасные. Из них можно придумать различные настольные игры.
Пример настольных игр из плоскостных фигур (ИМО) :
Игра «Картинка из фигур»
Цель: развивать умение дифференцировать плоскостные фигуры по размеру, развивать воображение, творческие способности детей.
Правила игры: Дети из фигур должны выложить рисунки, которые они придумали сами. Картинка на фланелеграфе должен носить сюжетный характер (рис. 3).
Игра «Тык-тык» (Попади в рожки)
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование навыков счета, совершенствование глазомера.
Подготовка к игре: Для этой игры понадобятся игровое поле, рожки (срезанная верхушка рогов оленя, шайба (маленькая плоскостная фигура из рогов)
Правила игры: на передней части игрового поля в ряд расставляем рожки Количество рожек – 7-10 штук. По команде «Внимание!» первый участник ставит руку перед шайбой, которой он должен «отстреливать» впереди стоящих рожек. По сигналу «Марш!» участник начинает «отстрел». Если участник попал при «отстреле» в цель, то игра продолжается, если не попал то игра переходит к другому участнику. По окончании игры дети считают количество рожек. У кого больше, тот выигрывает (рис. 4).
Игра «Собери бусы»
Цель: развитие мелкой моторики, тонкие движения пальцев рук, координацию рук, формирование навыков счета, совершенствование понятий «большой-маленький» для детей младшего дошкольного возраста.
Ход игры: дети должны нанизывать в шнурки плоскостные фигурки в последовательности большой- маленький, чтобы получились красивые бусы. (рис. 5)
Игра «Волшебные фигуры» (мозаика)
Цель: Развитие мелкой моторики, логического и конструктивного мышления, воображения, речи детей.
Ход игры: Детали игры получаются в результате деления плоскостной фигуры из рогов оленя на несколько частей. Игра дает возможность создавать силуэты домашних и диких животных, птиц, рыб, предметов обихода (рис. 6).
Игра «Построй-ка»
Цель игры: Развитие логического мышления, воображения, речи, мелкой моторики.
Материал: игровое поле, столбики, плоскостные фигуры из рогов оленя,
Ход игры: Дети нанизывают на столбики фигуры разных размеров, тем самым создавая игру на воображение.
Таким образом, с помощью познавательно-исследовательской деятельности, дошкольники учатся анализировать, делать выводы. В ходе экспериментирования дети сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений. В итоге поисково-исследовательской деятельности детей, были созданы настольные игры из природного материала.