Лучший педагог года

Игровые приемы для формирования навыков словообразования

Елена Аслямова Петровна
Игровые приемы для формирования навыков словообразования

Игровые приемы для формирования навыков словообразования

Формирование словообразования существительных

1. Игра «Назови ласково».

Детям предлагается пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо назвать ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, ложечка, и т. д.).

2. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».

Публикация «Игровые приемы для формирования навыков словообразования» размещена в разделах

На доске картинка «Лиса и лисята». С начала дети вспоминают название одного детеныша (лисенок). А как сказать одним словом, если их много? (лисята).

Затем игра с мячом. Дети ловят мяч и называют множественное число (лисята, зайчата, волчата и т. д.).

Формирование словообразования глаголов

Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с общим недоразвитием речи. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретное значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким сложным: оно опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.

В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, проводится закрепление наиболее простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов.

Формирование словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется в следующей последовательности:

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

с - (играть - сыграть, петь - спеть, есть - съесть);

на – (рисовать – нарисовать, колоть – наколоть);

по – (обедать – пообедать, сеять - посеять).

б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов –ива-, -ыва-, -во- (застегнуть - застегивать).

2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-вы-, под-, от-, при-, у- (входит – выходит, подходит – отходит, прибегает – убегает, подлетает – отлетает).

Игра «Чем отличаются слова

Детей просят показать на картинках, кто: умывает – умывается, прячет – прячется, качает – качается.

1) Игра в лото.

У детей карточки с картинками, изображающими действия.

Логопед называет слова обозначающие действие, дети закрывают соответствующую картинку фишкой (входит – выходит, подлетает – отлетает, влетает – вылетает).

Формирование словообразование прилагательных

С учетом семантики, в частности употребления и последовательности появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных проводится в следующей последовательности :

А. Образование притяжательных прилагательных.

1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ин-, -ов-

Речевой материал: мамин, папин, бабушкин.

2. Словообразование с использованием суффикса, -н-, без изменения звуковой структуры корня производного слова.

Речевой материал: коровий, волчий, бараний.

3. Словообразование с помощью суффикса, -н-, с чередованием в корне. Речевой материал: волчий, заячий.

Б. Образование качественных прилагательных.

1. Словообразование с использованием суффикса –н-

а) без чередования

Речевой материал: вкусный, жирный, умный.

б) с чередованием в корне слов

Речевой материал: смешной, скучный.

2. Слвообразование с помощью менее продуктивных суффиксов –ив-, -лив-, -чин-, -оват-, -еват-, и т. д.

Речевой материал: ленивый, красивый.

В. Образование относительных прилагательных.

1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ов-, -ев-.

а) без чередования в корне мотивирующего производного слова.

Речевой материал: ленивый, сливовый.

б) с чередованием звуков в корне (беглая гласная);

Речевой материал: ситцевый, перцовый.

1. Словообразование с использованием суффикса –н-

а) с чередованием в корне производного слова.

Речевой материал: зимний, летний, ватный.

б) с чередованием звуков в корне производного слова.

Речевой материал: яблочный, воздушный.

2. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов –н-, -ск-, -енн-, -ян- и др.

Речевой материал: кожаный, шерстяной.

Публикации по теме:

Формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с интеллектуальными нарушениями Воспитатель: Островская В. П. В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Игровые приемы для развития артикуляционной моторики у дошкольников Игровые приемы для развития артикуляционной моторики у дошкольниковОдним из условий для правильного формирования звукопроизношения у детей.

Игровые приемы развития речи у дошкольников с применением средств ИКТ ИКТ технологии в современном образовании: ресурсное обеспечение педагогической деятельности. Аблязова Мунсхон Хурбаевна Воспитатель ГБДОУ.

Игровые приемы в распевании дошкольников на музыкальных занятияхИгровые приемы в распевании дошкольников на музыкальных занятиях Цель распевок – подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов. Задачи: - развивать дикцию,.

Консультация «Игры для успешного формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2–3 лет» У ребенка 3-его года жизни должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания В детском саду ребенок, который.

Игровые приемы в коррекции заикания «Игровые приемы в развитии речи дошкольников» Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности.

Приемы гармонизации эмоционального состояния ребенка как способ формирования навыков поведения в общественных местахПриемы гармонизации эмоционального состояния ребенка как способ формирования навыков поведения в общественных местах Тема мастер-класса: «Приемы гармонизации эмоционального состояния дошкольников как один из способов формирования навыков поведения в общественных.

Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования в разных возрастных группах. 1. «Назови ласково» Цель: Формировать.

Условия, методы и приемы для формирования культурно-гигиенических навыков в младшей группе Условия, методы и приемы для формирования культурно – гигиенических навыков в младшей группе. К числу основных условий успешного формирования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровые приемы для формирования навыков словообразования
Опубликовано: 2 декабря 2019 в 12:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД