Получи документы

Игровые приемы для развития артикуляционной моторики у дошкольников

Елена Елшанская
Игровые приемы для развития артикуляционной моторики у дошкольников

Игровые приемы

для развития артикуляционной моторики у дошкольников

Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения у детей является достаточное развитие артикуляционной моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляционные уклады, включающие сложный комплекс движений. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Основным средством для развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика.

Публикация «Игровые приемы для развития артикуляционной моторики у дошкольников» размещена в разделах

Артикуляционная гимнастика – серьезный труд, требующий от ребенка усидчивости, сосредоточенности, фиксации внимания. Дети по-разному относятся к выполнению упражнений. У одних детей артикуляционные упражнения вызывают интерес, они с удовольствием «играют» с язычком. У других упражнения не получаются сразу, поэтому интерес к занятиям снижен. Наша задача – поддержать интерес одних и привлечь внимание других. Для этого необходимо проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме, так как игра - основной вид деятельности дошкольников.

В нашем детском саду артикуляционная гимнастика проводится ежедневно с применением различных игровых приемов. Самые распространенные приемы для формирования артикуляционных позиций - это картинки-символы и короткие стихи. Для каждого упражнения свой символ и свой стишок. Картинки-символы должны быть цветными, яркими, достаточного размера и, конечно, отражать суть упражнения.

Используются картинки-символы для проведения артикуляционной гимнастики, как со всеми детьми, так и индивидуально. Можно использовать так же игрушки-символы или использовать игрушку в качестве гостя и ему показывать артикуляционные упражнения.

Когда дети освоили основные артикуляционные позиции, можно использовать кубик, с наклеенными на него картинками-символами, здесь дети сами участвуют в выборе артикуляционного упражнения, т. е. ребенок бросает кубик, и все выполняют то упражнение, которое выпало на верхней грани. Кубики можно сделать с комплексами артикуляционных упражнений для разных групп звуков. Также используем в своей работе артикуляционные ходилки, где надо помочь сказочному герою, выполнив определенные артикуляционные упражнения дойти до цели.

Для преодоления трудностей переключения с одного положения языка на другое полезно использовать артикуляционные сказки. Идея артикуляционной сказки заключается в выполнении серии движений, что является по сравнению с артикуляционной гимнастикой более сложным заданием. Сказку может придумать педагог или можно взять готовую. Есть сказки в прозе и в форме стихотворений. В своей работе мы придумываем сказки и пользуемся авторскими, которые берем из книг: «Упражняем язычок» - авторы: Т. Ю. Бардышева, В. Н. Костыгина; «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду» - автор: Т. С. Овчинникова; «Уроки логопеда» - автор: Е. М. Косинова; «Интерактивная артикуляционная гимнастика» - автор: О. И. Крупенчук; «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа» - авторы: Л. П. Воронина, Н. А. Червякова.

Одной из интересных форм проведения артикуляционной гимнастики является использование биоэнергопластики. Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, способствует улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения. А также активизирует у детей внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой мы начинаем проводить со старшими дошкольниками, так как сначала должны быть освоены все артикуляционные упражнения, а затем постепенно подключаются упражнения с биоэнергопластикой. Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой можно найти в книге Р. Г. Бушляковой «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой».

Светлана Владимировна Коноваленко - кандидат психологических наук, учитель-логопед, автор множества книг и пособий по развивающему обучению предлагает сопровождать артикуляционные упражнения движениями рук и тела, все это способствует развитию межполушарных взаимодействий. В процессе выполнения сочетанных упражнений ребенок учится произвольно управлять своим телом. В своих книгах: «Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития» и «Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми», Коноваленко предлагает комплексы упражнений для совершенствования всех видов движений. Комплексы упражнений по С. В. Коноваленко мы проводим с детьми подготовительной группы, так как упражнения требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений тела и рук совместно с движениями языка или губ, способности к быстрому переключению. Упражнения выполняются по показу, а потом можно подключить зрительную опору. На все комплексы упражнений мы составили карточки.

В дополнение к артикуляционной гимнастике мы проводим и другие упражнения, которые совершенствуют артикуляционную моторику : способствуют увеличению объема артикуляторных движений, их точности, развитию координации. Эти упражнения могут проводиться со всеми детьми и индивидуально, также носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком на веревочке усиливают воздействие на мышцы языка и губ. С ребенком играем в игру «Язычок-силач» : ребенок двигает шарик языком вправо и влево попеременно; языком толкает шарик вверх и вниз. Затем играем в игру «Губки- ловишки» : ребенок ловит шарик губами и с силой выталкивает его или ловит шарик губами, вытянутыми в трубочку. Все упражнения можно взять в книге С. В. Коноваленко «Хлоп-топ».

Упражнения с ложками укрепляют мышцы языка, губ и щек. Дети выполняют упражнение "Блинчик" и одновременно массируют язык, похлопывая по нему выпуклой стороной ложки или ложкой, плотно прижатой к губам, сложенным трубочкой, дети совершают круговые движения; похлопывающие движения ложками по щекам укрепляют мышцы щек. Все упражнения также даются в игровой форме – сопровождаются стихами или короткой сказкой. Упражнения описаны в книге О. И. Крупенчук «Логопедический массаж ложками».

Упражнения с деревянным шпателем развивают мышцы губ, языка и челюстей: ребенок удерживается шпатель попеременно губами и зубами; удерживает шпатель языком попеременно у нижней и у верхней губы; плотно сжимает шпатель губами, взрослый пытается вытащить шпатель, преодолевая сопротивление мышц губ ребенка. Также сопровождаем упражнения стихами или короткой сказкой. Упражнения можно найти в книге С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкой «Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития».

Упражнения с зубной щеткой способствуют снятию напряженности артикуляционных мышц, улучшению иннервации. С помощью щетки можно предложить ребенку показать как «язычок проснулся и потянулся» : тыльной стороной щетки водить от середины языка к кончику; показать как «дует ветер» водить зубной щеткой горизонтальными линиями слева направо; как «капает дождик» : поколачивать по языку щетинками зубной щетки и т. д. Также с помощью зубной щетки можно рассказывать сказки. Упражнения можно взять из книги Ворониной, Червяковой «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа».

Таким образом, игровые приемы делают артикуляционную гимнастику интересной, увлекательной, эмоциональной и дают возможность повысить мотивацию и работоспособность у детей. Кроме этого данные игровые приемы способствуют развитию речевой моторики, что в свою очередь является условием правильного звукопроизношения.

Список литературы

1. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой: Конспекты индивидуальных занятий / Р. Г. Бушлякова. - СПб. : Детство-Пресс, 2011.-238с.

2. Бардышева, Т. Ю. Упражняем язычок. Звукопроизношение, речевое дыхание, артикуляция и сказки : Развитие речи малыша / Т. Ю. Бардышева, В. Н. Костыгина. - М. : ТЦ «Сфера», 2016.-64с.

3. Воронина, Л. П. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа: Кабинет логопеда / Л. П. Воронина, Н. А. Червякова. -СПб: Детство-Пресс, 2013-80с.

4. Коноваленко, В. В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. -М. : Гном, 2018г. -32с.

5. Коноваленко, С. В. Развитие психофизиологической бызы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития : Кабинет логопеда / С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая- 2-е изд., перераб. и дополн. -СПб. : Детство-Пресс, 2018.-128с.

6. Косинова, Е. М. Уроки логопеда / Е. М. Косинова. -М. : Эксмо, 2011.-192с.

7. Крупенчук О. И. Интерактивная артикуляционная гимнастика / О. И. Крупенчук. - СПб. : Литера, 2014.- 32с.

8. Крупенчук О. И. Логопедический массаж ложками / О. И. Крупенчук. - СПб. : Литера, 2014.- 48с.

9. Овчинникова Т. С. Артикуляционня и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду: Мастер-класс логопеда / Т. С. Овчинникова- СПб. : КАРО, 2009.-64.

Публикации по теме:

Презентация «Методы и приемы развития речи дошкольников» 1 слайд «Методы и приемы развития речи дошкольников». 2 слайд “Речь - величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство,.

Игровые дидактические пособия как средства развития ручной моторики у дошкольников. Консультация для воспитателей Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка. Одной из форм обучающего воздействия взрослого.

Игровые приемы развития речи у дошкольников с применением средств ИКТ ИКТ технологии в современном образовании: ресурсное обеспечение педагогической деятельности. Аблязова Мунсхон Хурбаевна Воспитатель ГБДОУ.

Консультация для родителей «Приемы развития мелкой моторики» Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая.

Мастер-класс «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей и певческого голоса детей» ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка» Мастер – класс по теме: «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей.

Методы и приемы развития сюжетно-ролевого диалога у дошкольниковМетоды и приемы развития сюжетно-ролевого диалога у дошкольников Авторы Чолакян Ульяна Юрьевна, Пшеничникова Юлия Витальевна Методы и приемы развития сюжетно-ролевого диалога у дошкольников. [/b] Сюжетно-ролевая.

Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные приемы и материалы для развития мелкой моторики рук»Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные приемы и материалы для развития мелкой моторики рук» Семинар-практикум для родителей «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СТИМУЛА РАЗВИТИЯ РЕЧИ» Подготовила.

Технология развития артикуляционной моторики У многих детей-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный.

Самообразование «Методы и приемы развития мелкой моторики на занятиях продуктивной деятельности» Тема самообразования: «Методы и приемы развития мелкой моторики на занятиях продуктивной деятельности». Воспитатель: Погонышева Марина.

Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детейЗанимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые приемы для развития артикуляционной моторики у дошкольников
Опубликовано: 1 октября 2019 в 16:17
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД