Юлия Иваницкая
Конспект занятия по социально-личностному развитию в старшей группе на тему «Правила поведения в общественном транспорте»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление правил поведения в общественном транспорте.
Задачи:
1. Обогащать знания детей об общественном транспорте и профессиях на нем;
2. Расширять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте;
3. Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь;
4. Воспитывать у дошкольников культуру поведения в общественном транспорте;
Публикация «Конспект занятия по социально-личностному развитию в старшей группе на тему „Правила поведения в общественном транспорте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Общественный транспорт
- Правила поведения в общественном транспорте
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
5. Прививать уважение к труду водителя, кондуктора.
Предварительная работа: чтение стихотворений и рассказов о транспорте, сравнение иллюстраций легкового, грузового и общественного транспорта, экскурсии к перекрестку, к светофору, к остановке, сюжетно-ролевые игры «Автобус», «Такси», «Семья».
Материалы и оборудование: иллюстрации автобуса, троллейбуса, трамвая, метро; дорожный знак «Остановка общественного транспорта»; иллюстрация салона автобуса; картинки для магнитной доски - родитель с маленьким ребенком, инвалид, пожилой человек, мужчины, женщины; жетоны (чуть больше количества детей) с изображением водителя, кондуктора, мамы с ребенком, бабушки, дедушки, женщины с тяжелыми сумками, мужчины и пустые; прямоугольные билеты. Для каждого героя подбирается свой наряд.
Ход НОД
I. Вводная часть
Воспитатель:
Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё (слышат).
Голова хорошо … (думает).
Ну что, готовы?
Дети: Ответы детей.
II. Основная часть
Воспитатель: Ребят, в каком городе мы с вами проживаем?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Наш город очень большой, в нем много различных зданий, дорог, парков, достопримечательностей, а еще есть много транспорта. И легковые автомобили, и грузовые, и специальный транспорт, и общественный транспорт. Ребята, а что такое общественный транспорт?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Общественный транспорт – это транспорт для перевозки большого количества пассажиров по определенному маршруту.
1. Отгадывание загадок об общественном транспорте
Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадки об общественном транспорте, а вы попробуйте отгадать (дети отгадывают, воспитатель вывешивает соответствующие картинки на доску):
Удивительный вагон!
Посудите сами.
Рельсы в воздухе, а
Он держит их усами. (Троллейбус)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей. (Метро)
Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
- Дзынь-дзынь-дзынь! – я бью тревогу. -
Уступите мне дорогу.
Никуда мне не свернуть
У меня - по рельсам путь. (Трамвай)
Воспитатель: Ребята, а какой из этих видов транспорта есть в нашем городе?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это автобус. У нас в Архангельске много автобусных маршрутов и на них по городу перемещается много людей. А где нужно ждать общественный транспорт?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Конечно на остановке. А как вы узнаете, что это остановка?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Да, около остановки висит соответствующий знак: Остановка общественного транспорта. Выглядит он вот так (воспитатель вывешивает на доску дорожный знак).
2. Физ. минутка «Транспорт»
Один, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Будем транспорт называть. (прыжки на месте)
По земле пассажиров возят (шаги на месте)
Машина, автобус и поезд (вращаем перед собой воображаемый руль)
Самолет идет на взлет (руки поднять в стороны и изобразить летящий самолет)
Корабль по морю плывет (соединить ладошки, изображая нос корабля)
Воспитатель: Ребята, а кто же работает на общественном транспорте? Кто помогает пассажирам добираться до нужного места?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это водитель, который ведет автобус по маршруту и делает остановки, и, конечно же, кондуктор, который продает билеты и помогает пассажирам.
3. Упражнение «Правила поведения в общественном транспорте»
Воспитатель: Сейчас подумайте и скажите, какие вы знаете правила поведения в общественном транспорте?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Вы все правы, есть такие правила:
1. Ожидать транспорт можно только на остановках, которые обозначены указателями.
2. Входить и выходить из автобуса можно только после того, как автобус остановился.
3. При посадке в автобус нужно сначала выпустить выходящих людей, а затем заходить.
4. Нужно уступать место родителям с маленькими детьми, пожилым людям, инвалидам.
5. Если все сидячие места заняты, то необходимо крепко держаться за поручни.
6. Не сорить.
7. Не отвлекать водителя разговорами и не кричать.
8. Не высовывать руки и голову из окна.
4. Разбор ситуации «Как правильно входить в автобус»
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как правильно входить в автобус?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Необходимо встать справа или слева от двери, и сначала дать людям выйти из автобуса, затем пропустить вперед родителей с маленькими детьми, инвалидов, пожилых людей, а потом спокойно, никого не толкая, войти в автобус.
5. Разбор ситуации «Как правильно выходить из автобуса?»
Воспитатель: Представьте, вы едете в автобусе и стоите не около двери, а дальше, ближе к середине салона. Как вы будете выходить?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: К своей остановке нужно готовиться заранее. Необходимо сказать стоящим впереди людям: «Извините, на следующей остановке вы выходите?». Тогда они вас пропустят, и вы направитесь к выходу.
6. Игровое упражнение «Пассажиры в автобусе»
Воспитатель: А сейчас мы сами превратимся в пассажиров автобуса. Но сначала наш автобус нужно построить (дети помогают воспитателю расставить стульчики по задуманным местам). Прежде чем сесть в автобус, получите жетоны (дети самостоятельно вытягивают жетоны). Если на вашем жетоне пусто – значит вы пассажир автобуса: мужчина или женщина, занимайте скорее свободные места, а если на вашем жетоне картинки с изображением мамы с ребенком, бабушки, дедушки, женщины с тяжелыми сумками, молодого человека, водителя и кондуктора – тогда вы герои нашей ситуации. Водитель садится на свое место водителя, пристегивается и берет руль. Кондуктор находится в салоне автобуса, скоро он (а) пойдет продавать билеты. А мама с ребенком, бабушка с дедушкой, женщина с тяжелыми сумками и молодой человек надевают свои костюмы и ждут автобуса на остановке.
Далее воспитатель помогает надеть костюмы героям и разыграть ситуацию: дети должны показать, как будут садиться в автобус и вести себя там. Необходимо смоделировать ситуацию таким образом, чтобы часть сидений была занята и всем входящим места не хватило.
III. Итог занятия. Рефлексия
Воспитатель: Понравилось вам наше небольшое путешествие на автобусе?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Тогда скажите пожалуйста, что такое общественный транспорт и для чего он нужен?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А кто же работает на общественном транспорте?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А какие правила поведения необходимо соблюдать в общественном транспорте?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Мне очень понравилось с вами путешествовать! Скажу по секрету, что это не последнее наше путешествие…