МААМ-картинки

Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные приемы и материалы для развития мелкой моторики рук» (3 фото)

Залина Дзгоева
Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные приемы и материалы для развития мелкой моторики рук»

Семинар-практикум для родителей

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СТИМУЛА РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

Подготовила учитель-логопед

МБДОУ д/с № 10 г. Алагир

Дзгоева Залина

ЦЕЛЬ: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ; дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребенка; научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Нетрадиционные приемы и материалы для развития мелкой моторики рук“» размещена в разделах

ЗАДАЧИ: - сформировать эмоциональный контакт с родителями;

- познакомить с нетрадиционным материалом;

- повысить уровень психологической и педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей;

- показать и проиграть различные виды игры и упражнения для развития мелкой моторики.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ : столы, расставленные полукругом, носовые платки, резинки для волос, шестигранные карандаши, грецкие орехи, прищепки, зубные щетки, крышки от пластиковых бутылок, подносы с манкой, емкости с горохом, фасолью, пуговицы, шнурки, игры-шнуровки, пособия, изготовленные логопедом, зубочистки.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: игровой тренинг

Ход СЕМИНАРА:

1. Игра-приветствие «Давайте поздороваемся».

Цель: создание психологически непринуждённой атмосферы.

Ход упражнения: в начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, рукопожатие, улыбкой, сказать приятные слова, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для собрания и поздороваться посредством его и т. д.

2. Сообщение о влиянии уровня развития мелкой моторики на речь детей.

Уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи, и на практике познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук малыша.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что, зачастую, мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

В чем же причина? Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки.

Следствием слабого развития общей моторики, и, в частности, руки, являются проблемы с речевым развитием и общая неготовность большинства детей к письму. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку, как мы уже говорили, существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Мелкая моторика – это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук.

Развитие мелкой моторики руки в моей практике ведется по двум направлениям: пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры со стихотворным сопровождением без предметов) и игры и упражнения с применением различных предметов.

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Поэтому в устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известные всем «Сорока–Белобока…», «Ладушки, ладушки…», «Ам гал хызти…» и т. п.

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивая детей на игру.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Правила выполнения гимнастики:

- Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем – другой рукой, после этого двумя одновременно.

- Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь с ребенком ежедневно около 5 минут.

3. Практическая часть.

Предлагаем вашему вниманию несколько примеров упражнений для пальчиковой гимнастики:

«Пальчик-непоседа»

Пальчик, пальчик, непоседа, ладони на столе, поочередно приподнимать

Где ты бегал, где обедал? большие пальцы на обеих руках

Я с мизинцем ел калинку, соединить большие пальцы с мизинцами,

С безымянным ел малинку. с безымянными пальцами,

Ел со средним землянику, со средними пальцами,

С указательным – клубнику! с указательными пальцами

«Пять телят»

Этот теленок пьет молоко. пальцы в кулаке, выпрямить большие пальцы

Этот теленок ушел далеко. выпрямить указательные пальцы

Этот теленок травку жует. выпрямить средние пальцы

Этот теленок копытцами бьет выпрямить безымянные пальцы

Этот теленок мычит: выпрямить мизинцы

- Почему-у все разошлись? растопырить пальцы

Скучно мне одному-у! собрать пальцы в щепотку

«Упрямые козлята»

Вот мостик горбатый. пальцы одной руки положить на пальцы другой

Вот козлик рогатый. сделать «козу» одной рукой

На мостике встретил он сделать «козу» второй рукой

Серого брата.

Упрямцу с упрямцем пальцы «бодаются» - указательный и мизинец

Опасно встречаться. одной руки с указательным и мизинцем

И с козликом козлик другой руки, при этом кистями совершать

Стали бодаться. вращательные движения

Бодались, бодались,

Сражались, сражались.

И в речке глубокой «упасть» на стол

Вдвоем оказались.

«Проглот»

Комканье носового платка. Взять платок за угол и показать ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка двумя руками.

У меня живет проглот, начиная с уголка комкать платок так,

Весь платок он скушал, вот! чтобы он уместился в кулачке

Игры с резинками для волос

1-й вариант.

Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.

2-й вариант.

Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).

Игры с крышками от пластиковых бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно, развиваем координацию движений пальцев.

Кроме пальчиковой гимнастики мы применяем массаж и самомассаж и использованием грецких орехов, прищепок, шестигранных карандашей, зубных щеток.

«Орех»

Прокачу я свой орех прокатывать орех между ладоней

По ладоням снизу вверх,

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Я катаю мой орех, вращательные движения ладонями

Чтобы стал круглее всех.

Упражнения с карандашами

(карандаши должны быть неоточенными, чтобы дети не поранились)

«Утюжок»

Возьмите карандаш. Положите его на колени. «Прогладьте» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатайте карандаш по коленям.

«Добывание огня»

Положите карандаш на одну ладошку. Прикройте его другой. Прокатывайте карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее. От кончиков пальцев к запястьям.

Упражнения с прищепками

Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).

Котенок

Кусается больно котёнок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

– Но я не играю с тобою, малыш!

– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Гусёнок

Вот проснулся, встал гусёнок,

Пальцы щиплет он спросонок:

– Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне.

Самомассаж зубной щёткой

Плывёт зубная щётка, растирают щеткой подушечки

Как по морю лодка, пальцев правой руки, затем левой

Как по речке пароход, руки, начиная с большого пальца

По пальчикам она идёт! и заканчивая мизинцем.

Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали, манипуляции с мелкими предметами. Как вы думаете, какие это игры? Какие мелкие предметы могут быть доступны детям? Как с ними играть? (родители приводят примеры, делятся опытом).

В своей работе с детьми мы применяем и советуем и вам использовать разнообразные пальчиковые игры с использованием подручного материала. Это может быть: выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, цветных шнурков; перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе; игры с пробками и горохом (игры в «прятки»); нанизывание бус.

Игры с крупой, камнями

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.

Прячем ручки

Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу - гречку, рис, манку или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребенок непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».

Ищем секрет

Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль. Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!

Пересыпаем крупу

Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манка… Обратите внимание, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.

Игра «Золушка»

Перед вами лежат перемешанные семена гороха и фасоли. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

«Горох»

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску сыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

«Кто больше?»

Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

«Напрягаем пальцы»

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнем,

Сразу пальцы разожмем,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжем.

«Пальцы играют»

Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

Рисование манкой

Манка по текстуре очень похожа на песок. Иногда, для смены тактильных ощущений (когда хочется эффекта «прохладного морского песочка», можно положить манку ненадолго в холодильник.

Поднос можно просто прикрепить к детскому столику на двухсторонний скотч и играть в свободном доступе. Высыпаем манку на 3-4 мм на поднос и начинаем творить! Предварительно можно подстелить покрывало, чтобы минимизировать процесс уборки после рисования. Манкография (рисование манкой или на самой манке) принесет вам массу положительных эмоций!

Манкография - занятие для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования и свободной игры для ребенка можно еще вместе с мамой рисовать цветочки, солнышко и лучики, тучки и дождик, домик и заборчик, геометрические фигуры, буквы и т. д. Рисовать можно сначала ведущей рукой, потом другой рукой, каждым пальцем одной, потом другой руки, затем можно предложить рисовать двумя руками одновременно. В манкографии можно рисовать с помощью предметов - трубочки для коктейля, кисточки, стеклянных камней, которыми можно выкладывать рисунки на манке. Выкладывание мелких предметов также способствует развитию мелкой моторики.

Игры с пуговицами бусинами, макаронами.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны, сушки и т. д.

Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Предложите ребенку отыскать одинаковые бусины или пуговицы, найти самую маленькую и самую большую.

Разложите пуговицы по кучкам: одна – пуговицы с двумя дырочками, вторая – пуговицы – с четырьмя дырочками, третья – пуговицы с хвостиком.

Играйте, сравнивая гладкие и шершавые пуговицы, металлические и пластмассовые.

Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой. Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего предложить ребенку проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь можно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия. Помимо развития мелкой моторики, работа с дыроколом поможет нам развивать у ребенка силу нажатия.

Использование зубочистки

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

4. Заключительная часть.

Уважаемые родители! Сегодня мы познакомили вас лишь с малой частью того, чем вы можете развивать мелкую моторику ребенка дома. Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал?

Во-первых, всегда нужно помнить, что в этом возрасте не существует такого занятия, которое могло бы увлечь ребенка на долгое время.

Во-вторых, все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т. к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребенка процессу шнурования, пристегивания и т. п. Вызывайте положительные эмоции у ребенка! Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Какой ты молодец, у тебя все получается!» «Давай помогу!», «Красота!» и т. д.

И третье: если ребенок не проявил интереса к игрушке – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игрушку попозже – через месяц, через два. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она и будет полезна.

И, самое важное, чтобы вы ни создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении.

5. Рефлексия.

Уважаемые родители!

Просим Вас высказать свое мнение по проведению семинара-практикума. Оправдались ли ваши ожидания, получили ли практический опыт совместной деятельности с детьми?

Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные приемы и материалы для развития мелкой моторики рук»
Фото «Нетрадиционные приемы и материалы для развития мелкой моторики рук»
Семинар-практикум для родителей - фото
Публикации по теме:

Нетрадиционные приемы для развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Консультация для родителей «Развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». «Источники способностей и дарований.

Нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития мелкой моторики младших дошкольников НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ[/b] Аннотация: в статье раскрывается.

Нетрадиционные пособия для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗНетрадиционные пособия для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ "Черепашка"Задачи: 1. Формировать у детей представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник). 2. Учить различать и называть.

Нетрадиционные техники рисования в процессе развития мелкой моторики рук детей 3–4 лет 1 слайд. Вашему вниманию представляется презентация воспитателя «МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Родничок» Валиевой Линоры Рустамовны.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики» 1. Подготовительный этап: — Анкетирование родителей по теме: «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?» (приложение №1) -Оформление.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей. Задачи: • повышать.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Пояснительная записка Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного.

Семинар-практикум: «Взаимодействие мелкой моторики и развитие речи» Добрый вечер, Уважаемые родители! Воспитатель: В вашей семье растёт ребёнок, и близится то время, когда он пойдёт в школу. Это важное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные приемы и материалы для развития мелкой моторики рук»
Опубликовано: 5 июня 2019 в 15:41
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД