Анна Савчук
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста.
Задачи:
• выявить взаимосвязь речи и мелкой моторики;
• показать различные виды упражнений для развития мелкой моторики;
• изготовить совместно с воспитателями пособия из бросового материала для детей.
План:
I. Теоретическая часть – выступления:
1. Роль мелкой моторики рук в коррекции и развитии речи детей дошкольного возраста.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Развитие мелкой моторики, Игры и упражнения для развития мелкой моторики“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Виды деятельности педагогов детского сада по формированию мелкой моторики.
3. Группы упражнений по развитию мелкой моторики рук.
II. Практическая часть:
1. Выполнение творческих заданий.
2. Подведение итогов семинара-практикума (выводы, рефлексия)
Часть I.
Педагог – психолог: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысли, и глаза ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит,
систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике. В основном используются традиционные приёмы для развития тонких движений пальцев рук (упражнения на их сгибание и разгибание, сжимание кулачков и лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление, способствующее дополнительному повышению тонуса пальцев рук). Только на физминутках применяются игры, способствующие развитию мелкой моторики. Недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными
движениями развивают резервные возможности головного мозга. Крайне мало внимания уделяется массажу и самомассажу кистей рук, способствующих оздоровлению организма.
Педагог – психолог: На сегодняшнем семинаре мы поговорим о традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, о массаже кистей рук и о том, какие виды работы над совершенствованием мелкой моторики все мы используем в своей практике.
При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
Мы с вами в детском саду используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
• игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
• специальные упражнения без речевого сопровождения – пальчиковая гимнастика.
• игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зёрна, бусы, колечки; пришивание, застёжки, мозаика и т. д.
• изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного материала и т. д.
Упражнений для развития мелкой моторики условно подразделяют на группы:
Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета
• внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;
• графические упражнения;
• дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;
• соединение по точкам;
• рисование по образцу и т. д.
Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета
• плетение, шнуровка, бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц и т. д.
• театр в руке (кукольный, пальчиковый, перчаточный, театр теней).
Упражнения по выработке мускульной памяти
• массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками;
• грецкими орехами – катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами;
• шестигранными карандашами – грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.
Кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
• мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки;
• отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации;
• работа с пластилином, бумагой, тканью;
• игры с бусами— перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы;
• игры с канцелярскими резинками или резинками для волос;
• Игра «Лыжники» — используются пробки, большие пуговицы. Двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
• «комканье» платка — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.
• игры с губками;
• игры с прищепками.
Упражнения для развития тактильной чувствительности
С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.
• работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т. д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;
• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);
• «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;
• закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;
• игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).
Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.
Часть II.
Выполнение творческих заданий.
1. Педагог-психолог: Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.
Предлагаем вам за 2 минуты вспомнить пословицы, поговорки, крылатые выражения о руках. Чья команда вспомнит больше таких высказываний, та и победила.
(«мастер на все руки», «золотые руки», «положа руку на сердце», «рукой подать», «руками развести», «руки опускаются», «своя рука – владыка», «чужими руками жар загребать», «руки не оттуда растут», «как рукой сняло», «глаза боятся – руки делают»)
2. Рассказать стихотворение с помощью рук.
1 команда:
Веселый кролик Банни
Резвился на поляне.
А если шорох слышит,
Замрет он – и не дышит.
И на его макушке
Встают, как стрелки, ушки.
А домик его – норка –
Под ёлкой у пригорка.
Он к норке подбегает.
И прыг – в неё ныряет!
2 команда:
Ах, обжора-черепашка!
Панцирь – вот её рубашка.
Может лазить по горам,
Может плавать по волнам.
Поплывет – и цапнет рыбку,
Съест с довольною улыбкой.
Отдохнет она немножко,
На обед поймает мошку.
Если ужинать пора,
Цап – и схватит комара!
Но еды ей не хватило:
Цап!
Меня за нос схватила!
3. Вырезать заготовки из картона и дополнить их прищепками, чтобы получился узнаваемый предмет.
4. Из «Чудесного мешочка» капитаны команд достают предмет (грецкий орех, колючий «коврик»). Необходимо придумать сказку с этим предметом, развивающую мелкую моторику руки.
5. Изготовление пособий из бросового материала.
Итог семинара-практикума :
Таким образом: Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Рефлексия - Игра «Закончи предложение».
Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:
«Удачным сегодня было…»
«Я задумалась…»
«Мне бы хотелось в следующий раз…»
«Для своей работы я почерпну…»
«Думаю, моим воспитанникам понравится…»
«Я впервые услышала о …»
Педагог - психолог: На память о нашем семинаре я раздаю вам памятки, которые помогут в работе по развитию мелкой моторики руки ваших воспитанников.
Памятка:
Комплекс упражнений для развития мелкой моторики с грецким орехом.
1. Взять грецкий орех в правую руку и крепко сжать на счет 5. Повторить упражнение для левой руки.
2. Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг к другу. Прокатывать грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки.
3. Кисть правой руки лежит на столе ладонью вниз. Грецкий орех катается вперед и назад по направлению косточек. Повторить упражнение для левой руки.
4. «Колобок». Грецкий орех лежит на левой руке, правая рука – сверху. Катаем, катаем, крепко прижимаем. Повторить упражнение для правой руки.
Мой орех не отдыхает,
На ладошке он гуляет,
Взад-вперёд его качу,
Вправо-влево – как хочу.
Сверху – левой, снизу — правой
Я его катаю, браво!
5. «Упрямый орешек». Пальцы на обеих руках крепко прижаты друг к другу, грецкий орех зажимается между ними – проталкивается между пальцами.
6. Грецкий орех берется большим и указательным пальцами правой руки, затем большим и указательным пальцем левой руки, затем большим и средним пальцем правой руки, затем большим и средним пальцем левой руки и т. д. Пальцы меняются поочередно с проговариванием.
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
После каждого упражнения выполняются упражнения на расслабление рук (уронили ручки вниз и расслабились).
Комплекс упражнений для развития мелкой моторики в «сухом бассейне»
Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см. промытым и просушенным горохом, гречкой, фасолью или камешками для аквариума. Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.
Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.
Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.
Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом:
«Горох». Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
В миску насыпали горох,
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
«Фасоль». На дне бассейна спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в бассейн, помешать фасоль, затем найти и достать игрушки.
В миске не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
«Тесто». Опустить кисти рук в бассейн и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
«Лодочка». Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности сухого бассейна.
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки.
«Повар». Выполнять круговые движения кистью в сухом бассейне по часовой стрелке и против неё.
Варим, варим, варим щи!
Щи у Вовы хороши!
«Стираем платочки»
Выполнять движения раскрытой ладонью по дну в направлении вперёд-назад, пальцы разведены.
Мама и дочка стирают платочки.
Вот так, вот так!
Постирали и отжали.
Ох, немножко мы устали.
«Колобок». Сжимать и разжимать кулачки в сухом бассейне.
Кулачок как колобок.
Мы сожмём его разок.
Кулачки сжимаем,
Кулачками мы играем.
«Зарядка». Сжимать и разжимать кулачки.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке,
Будут буковки писать.
«Напрягаем пальцы». Опустить руки в бассейн. Растопырить пальцы, напрягать их, как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.
«Ладошки здороваются». Опустить кисти рук в бассейн. Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.
Наши пальчики сплетём,
И соединим ладошки.
А потом как только можем,
Крепко-накрепко сожмём.
«Лягушки». Сжать руки в кулачки и положить их на дно пальцами вниз. Резко распрямить пальцы и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.
Две весёлые лягушки,
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.