Ольга Александровна Ядрова
Игры детей в песочном центре
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с песком и водой – одно из любимых детских занятий, отвечающих интересам и возможностям детей. К тому же они способствуют оздоровлению и закаливанию. Знакомясь со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать сообща. В итоге у них развиваются творческие исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус.
Публикация «Игры детей в песочном центре» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Уголки и центры в группах
- Темочки
В младшем возрасте характерными особенностями детей является быстрая утомляемость, возбудимость, иногда агрессивность в играх и другой деятельности. Отсюда и задержка в формировании коммуникативных навыков и развития эмоционально – волевой сферы.
Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для корекционно – развивающей и образовательной работы с детьми.
[i]Цели:[/i]
1. Вызвать интерес к игре в песке
2. Знакомство со свойствами песка
3. Обучение приемам игры
4. Учить играть с сухим и сырым песком
5. Учить использовать для игры разнообразные средства
6. Развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира
7. Развивать фантазию, творческое воображение
8. Учить играть сообща, договариваться между собой.
9 Закреплять представление о форме и величине в ходе игр в песочнице.
[i]Основные преимущества. [/i]
В песочнице создается акцент на тактильную чувственность, «мануальный интеллект» ребенка.
Перенос традиционных обучающих задач в песочницу.
Существенно повышает мотивацию к занятиям.
Игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки. Песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей, способствуют развитию речи, творческих способностей. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья – то неосторожная нога раздавит творение – ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с чистого листа, с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Один момент жизни завершается, уступая место следующему, и так бесконечно.
Швейцарский психолог Карл Юнг открыл песок для научной психотерапевтической помощи взрослым и детям. Метод песочной терапии позволяет созидать, изменять формы, сюжеты события, взаимоотношения.
В современном мире дети имеют большой выбор игрушек. Но их по-прежнему тянет к песку словно магнитом. Что же в песке такого магического, если миллионы детей уже не один век играют с ним. Песок по праву можно назвать игрушкой всех времен и народов.
Когда ребенок играет в песке, роет норки, ищет в нем что – либо, он развивает мелкую моторику рук.
Делая куличики, строя башенки различной формы, малыш знакомится с различными формами. Насыпая песок то в большие, то в маленькие формочки, знакомится с объемом, а также развивает глазомер.
А как удобно рисовать на песке! Разгладил ладонью поверхность – и у тебя уже готовый холст, вместо кисточки для рисования - пальцы. И вот любая задумка, творческая идея может воплотиться на песочном холсте.
У детской фантазии нет предела! Строя песочные замки, ребенок создает свой собственный сказочный мир. Но с другой стороны малыш учится работать, ставить перед собой цели и достигать их. Даже если с первого раза не получится домик, кроха попробует еще и еще, и у него обязательно получится. И когда – нибудь, город, построенный малышом, поразит Вас.
В ладошки наши посмотри –
Мудрее стали ведь они!
Спасибо милый наш песок
Ты всем нам подрасти помог!
Существует много игр «песочного человечка». Я приведу некоторые из них.
1. «Песчаные отпечатки»
Дети оставляют свои отпечатки рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, ракушками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки и т. д.
2. «Авторалли»
Ребенок руками лепит заборчики с двух сторон, чтобы получилась извилистая дорога. А в конце пути – гараж. И вот начинаются соревнования: кто быстрее доберется до машины по песчаным дорогам.
«Норки для зверушек»
Выкопать совочком небольшие ямки – норки для мышонка, для зайчика, лисят, медвежат.
3. «Чудо-пекарь»
Выпекать из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики) для кукол.
В такие игры играют даже самые маленькие дети.
4. «Воронки»
Цель: Массаж и развитие координации верхних конечностей: дети сидят на коленях вокруг песочницы, опускают в песок правую руку и делают вращательные движения, затем тоже самое повторяют левой рукой. Опускают обе руки в песок и одновременно делают вращательные движения: а) встречные; б) противоположные; в) в правую, г) в левую сторону.
5. «Достань со дна песочницы»
Цель: Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.
Причем на дне песочницы один или несколько предметов и просим детей найти их.
6. «Отгадай, где спрятано»
Цель: Развитие тактильной ориентировки и способности действовать по словесному указанию или схеме.
Вариант 1. Воспитатель дает словесное указание ребенку, где найти предмет (на середине, в правой части и т. д.)
Воспитатель предлагает ребенку схему, по которой тот ищет предмет.
Усложнение: Предмет прячет сам ребенок. Объясняя остальным, как его найти или рисует схему.
Принципы:
1. Добровольность
2. Активность взрослого
3. Предупреждение открытых конфликтов
4. Безопасность
Три правила для педагога:
1. Присоединение к ребенку
2. Искренняя заинтересованность
3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике
Педагог не может в присутствии ребенка изымать фигурки из песочницы, перестраивать и высказывать оценочные суждения.
Оборудование:
Песочный дворик – деревянный ящик 50*70*15 с бортиком 10 см., окрашенный
Чистый, просеянный, можно прокаленный в духовом шкафу песок
Коллекция фигурок: куклы – человечки, домашние и дикие животные, деревья, транспорт, песочные наборы, камушки, ракушки, веточки, шишки, бросовый материал, различные геометрические фигуры.
Кувшин с водой для увлажнения.
Список литературы
1. Кожохина С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства. – СПб. : Речь, 2006.
2. Нечаева В. Г., Корзакова Е. И. Строительные игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1966.
3. Саморукова П. Г. Методика ознакомления с природой в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.
4. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб. : Питер, 2001.
5. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПБ. ; Детство-Пресс, 2002.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. - М. : Речь, 2003.