Надежда Анатольевна Бутина
Игры для детей старшего возраста. Надеюсь эти игры пригодятся и вам в интересной и творческой работе с детьми.
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебные кляксы
Задача: научить детей усматривать образы в многозначном неопределенном материале.
Форма работы: индивидуальные занятия с детьми.
Материал: набор из 8—10 волшебных клякс, изготовленных следующим образом: на половину бумажного листа наносится лужица цветной туши или краски. Лист складывается пополам и прокатывается между ладонями, чтоб получилось симметричное пятно. При желании изображение (например, простое круглое пятно или полосу туши) можно слегка дорисовать.
Публикация «Игры для детей старшего возраста, Надеюсь эти игры пригодятся и вам в интересной и творческой работе с детьми,» размещена в разделах
Руководство: ребенку поочередно показываются листы с кляксами, взрослый предлагает внимательно рассмотреть изображенное пятно и описать, на что оно похоже. В одной игре можно использовать 2—4 кляксы, чтобы работа по их интерпретации быстро не наскучила ребенку.
Второй вариант игры: ребенку с помощью фломастеров предлагается дорисовать пятно, чтобы оно стало на что-нибудь похоже.
Игрушки из проволоки
Задача: научить детей моделировать целостный образ по схематичной (скелетной) конструкции.
Форма работы: игра с 1-4 детьми.
Материал: 1) набор из 15 фигур, сделанных из толстой изогнутой проволоки
2) набор цветных фишек.
Руководство: взрослый предлагает детям игру-соревнование с призом: кто больше придумает предметов, скелетом которых является изогнутая проволока. За каждый удачный ответ ребенок будет получать цветную фишку. Цель игры — придумать как можно больше предметов (животных, игрушек, инструментов, предметов быта, видов транспорта) и набрать как можно больше фишек. Взрослый показывает по одному проволочному образцу и предлагает отвечать всем детям по очереди. Каждый ребенок должен иметь возможности ответить первым. На каждый образец надо проводить несколько кругов опросов. Если игра идет живо, то можно каждому ребенку предложить отдельную проволочную конструкцию.
Сказки из коробки с пуговицами
Задача: научить детей выделять отдельные (существенные) признаки при моделировании предметов и явлений.
Форма работы: игра с 1 - 5 детьми.
Материал: коробочка с пуговицами (40 - 60 штук, различающимися по цвету, размеру, материалу, форме и т. д.
Руководство: взрослый предлагает детям «достать сказку» из коробки подбирая те из пуговиц, которые чем-то похожи на ее героев и могут в сказке их представлять. Вместе с детьми взрослый выбирает знакомую несложную сказку и начинает в медленном темпе ее рассказывать (это может быть, к примеру, «Теремок», «Репка», «Колобок» и т. п., делая паузы при появлении каждой нового персонажа или предмета и предлагая детям описать его. Дети по очереди выбирают из коробочки пуговицу-персонаж и выкладывают его в Центр игрового стола. Хорошо, если свой фрагмент сказки ребенок расскажет сам. При подборе пуговицы взрослый в случаях затруднения может помочь ребенку или попросить помочь того из играющих детей, кому подбор дается легко. Важно, чтобы каждый играющий ребенок достал из коробки какого-нибудь героя по своему разумению. В конце игры взрослый предлагает всем вместе вспомнить сказку, показывая своих героев и поясняя, почему такая пуговка выбрана на эту роль.
Если игра дается детям легко, можно рассказать другую сказку, повторив подбор персонажей из коробки с пуговицами.
Можно сыграть и в другом варианте: например, каждый играющий подбирает персонажей, а в конце игры дети оценивают, у кого пуговицы больше похожи на изображаемых героев.
Вещи и знаки
Задача: научить детей моделировать предметы, явления, состояния вещей с помощью условных обозначений.
Форма работы: игра с 1 - 4 детьми.
Материал: 1) 4 деревянных кубика, на каждой из шести сторон, которых даны схематические изображения состояний вещества;
2) набор из 21 карточки размером 6x6см с изображениями следующих предметов: льющееся из бутылки молоко, подушка, пачка бумаги, дом, топор, мороженое, флакон духов, трамвай, снег, кошка, цыпленок, поленница дров, берег реки, нож, ножницы, наливаемая из бутылки в стакан пепси-кола, шуба, текущая из крана вода, льющийся из канистры в бак автомобиля бензин, жевательная резинка, свечка.
Руководство: каждый ребенок получает свой игровой кубик с изображенными символами состояний вещества. Взрослый берет в руки такой же кубик и вместе с детьми рассматривает все символы, разбирая смысл каждого из них, побуждая детей запомнить их. Затем взрослый начинает показывать по одной предметные картинки и просит детей показывать ему ту сторону своего кубика, на которой изображен символ состояния, в котором находится показываемый предмет. При каждом показе взрослый называет изображенное на картинке и говорит: «Это молоко. Какое оно? Покажите мне своими кубиками! Правильно! Оно жидкое!», «Это кошка. Она какая? Покажите на кубиках! Правильно, Мягкая! Пушистая!». Если предмет допускает двойное толкование (например, бензин одновременно и жидкий и горючий) и ребенок указывает на это, взрослый должен привлечь внимание детей к этому факту вопросами: «А еще какой?». Игра продолжается с 5 – 6 картинками, пока дети не научатся выполнять задание быстро.
Какое у вас настроение?
Задача: научить детей пользоваться символами при восприятии и моделировании эмоциональных состояний.
Форма работы: игра с 1 - 4 детьми.
Материал: 1) 5 наборов из пяти картинок, изображающих в символической форме основные человеческие эмоции. Картинки выполнены на кружках из плотного картона диаметром 6см с небольшими палочками-ручками, чтобы их можно было поднимать как плакатик. Каждый ребенок имеет свой игровой набор; 2) набор из 15 - 20 фотографий и картинок с изображениями смеющихся, удивляющихся, грустных, сердитых детей и взрослых.
Руководство: взрослый на примере набора эмоций-символов рассказывает детям, что у человеческого лица есть свой язык, которым оно выражает настроение. Он обращает внимание детей на то, что могут сказать рот, глаза, брови, когда человеку смешно, страшно, грустно. Вместе с детьми он рассматривает все символы. Затем он начинает показывать по одной фотографии детей и взрослых, предлагая детям поднимать тот символ, который, по их мнению, подходит к настроению запечатленных на фотографиях людей. Каждый показ надо сопровождать детскими комментариями в виде ответов на вопросы взрослого! «Как ты догадался?», «Как об этом говорят брови?» и т. д.
Чудо-веревочки
Задача: научить детей строить схемы конкретных изображений.
Форма работы: игра с 1 - 4 детьми.
Материал: 1) 4 - 8 веревочек или шнурков длиной 25 - 30см (по 2 веревочки на каждого играющего); 2) набор из 12 картинок размером 10х5см, изображающих конкретные предметы: гантели, месяц, дубовый лист, кружка, цветок, бублик, матрешка, башмачок, кораблик, совок, ручеек, домик и т. д.
Руководство: взрослый предлагает детям поиграть с веревочками, из которых могут получаться контуры разных предметов. Взрослый показывает, во что может превратиться обыкновенная веревочка, если ее сложить определенным образом, на примерах выкладывания контуров солнца, дорожки, поварешки, стрелки и т. д. Затем он дает каждому ребенку по две веревочки и начинает показывать по порядку картинки, помогая детям воссоздавать с помощью веревочек контуры нескольких изображенных на картинках предметов. В конце игры каждому ребенку предлагается индивидуальное задание (можно по словесной инструкции, без картин).