Папки-передвижки

Игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Наталья Зотова
Игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ

Цель: подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Детям называют или показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.

КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ

Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия.

Публикация «Игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Детям задают вопросы, требующие использования при ответе глаголов. Например: что можно делать с цветами? — рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать; что делает дворник? — подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком; что можно делать с мячом? — играть, бросать, ловить. За каждый правильный ответ выдается цветная ленточка. В конце игры подводят итог : побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

ГДЕ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ

Цел: использовать в речи глаголы.

Детям задают вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд. Например: что можно делать в лесу? — гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать; что можно делать на реке? — купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу; что делают в больнице? —лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы; что делают в магазине? — покупают, продают, взвешивают, упаковывают.

Игра проводится в форме соревнования.

Точно также идет обогащение словаря прилагательными : Какое яблоко на вкус? (Кислое, сладкое, сочное)

И существительными: Чем можно стучать? (Молотком, палкой, ногой)

О ЧЕМ ЕЩЕ ТАК ГОВОРЯТ?

Цель: уточнить значения многозначных слов.

Карлсон произносит словосочетание, в котором одно из двух слов многозначное. Дети должны подобрать к этому слову другие с учетом его многозначности.

Словесный материал :

Идет — дождь, снег, зима, мальчик, собака, время, дым, автобус.

Играет — девочка, мальчик, кошка, дудочка, солнце.

Горький (-ое, -ие) —лекарство, перец, лук, огурец, горе, слезы.

Острый — нож, перец, суп, ум.

ТАНЯ ВЕСЕЛАЯ И ГРУСТНАЯ

Цель: подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.

Детям рассказывают примерно следующее:

— Пришла Таня с прогулки грустная — котенок убежал. Села она и. (заплакала, загрустила). А если Таня грустит, то какая она? (Грустная, печальная, расстроенная.) Если Таня грустная — она грустит. А если она расстроенная? (Расстраивается.) Печальная? (Печалится.) Раздается стук в дверь.

— Это котенок. что сделал? (Вернулся.) Сначала он. (убежал, а потом. (вернулся).

— Посмотрите на Таню. Она сразу. (повеселела, развеселилась, обрадовалась). Если она повеселела, то какая стала? (Веселая.) Если Таня обрадовалась, то какая стала? (Радостная.)

Затем детям предлагается:

— Придумайте рассказ про Таню, как она сначала была грустной, а потом веселой. Только не говорите про котенка, а сочините новую историю про Таню.

НАЙДИ ДРУГОЕ СЛОВО

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

Взрослый рассказывает:

— Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?

Послушайте два предложения: Вова рос крепким мальчиком; Он почувствовал под ногами крепкий лед.

— Что означает слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому?

— Придумайте сами предложение со словом крепкий. Аналогичные задания даются на следующие предложения:

Мальчик дрожит от холода; Зайчишка дрожит от страха.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Цель: обогащение словаря антонимами.

Дети встают в круг. Взрослый кидает ребенку мяч и называет слово. Ребенок должен вернуть ему мяч, сказав слово, противоположное по смыслу. Сначала называются прилагательные, затем — глаголы.

Слова : длинный, глубокий, мягкий, легкий, свежий, тонкий, густой, сильный, говорить, смешить, разрешить, падать, смеяться, зажечь, помогать.

НАЙДИ НОЖКУ

Цель: составлять предложения с многозначным словом ножка, ос-мыслить разные значения этого слова.

Кукла Таня говорит детям, что она знает еще одно слово, которым называют разные предметы. Это слово ножка.

— А теперь скажите, что мы называем словом ножка (ножка у стула, стола, дивана, шкафа; ножка у куклы, у гриба).

— Скажи про ножку так, чтобы мы поняли, про что ты говоришь. (У стула сломалась ножка. У стола ножки крепкие. У гриба ножки бывают толстые и тонкие.)

— Кто больше назовет предметов, у которых есть ножки?

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Цель: сочетать слова по смыслу, углублять представления о прямом и переносном значении слов.

Взрослый произносит словосочетания. Дети определяют, можно ли так сказать, и объясняют смысл этих выражений:

свежий ветер — прохладный;

свежая рыба — недавно выловленная, неиспортившаяся; свежий хлеб — мягкий, только что испеченный;

свежая рубашка — чистая, выглаженная, выстиранная;

свежая газета — новая, только что купленная;

свежие краски — незасохшие, яркие;

свежая голова — отдохнувшая;

глухой (старик) — тот, кто ничего не слышит;

глухая ночь — тихая, безлюдная, темная;

глухой шум поезда — отдаленный, приглушенный, неслышный.

НАЙДИ РУЧКУ

Цель: составлять предложения со словом ручка, употребляя его в разных значениях.

Дети отвечают на вопросы, которые им задает взрослый, заканчивают начатые им предложения.

— Таня здоровается с детьми и начинает гладить утюгом. Чем берет Таня утюг? (Рукой, ручкой). А за что она держит утюг? (За ручку.)

— У меня рука большая, а у Тани? (Маленькая.) Как мы называем ласково руку ребенка? (Ручка.) Какие еще предметы называются словом ручка? (Которыми пишут.)

— А теперь говорите, что я буду делать (кладет ручку на стол, берет чашку, держит ее за ручку). ( Дети называют: «Кладете, берете, держите».)

— Какие ручки вы видите в комнате? Какие ручки встречались вам дома, на улице, в транспорте? (Ручка у двери, у сумки, у сковородки, у холодильника, у шкафа, у вилки и т. п.)

— Заканчивайте предложения, которые я начну.

— Ручкой можно. (писать). Ручку можно на стол. (положить). За ручку можно чашку. (держать, брать, взять). У кастрюли две. (ручки).

— Для чего нужна ручка?

— Вспомните, что сказала Таня, когда пришла к вам (сказала «здравствуйте», поздоровалась). А теперь что она делает? (Прощается, машет ручкой, говорит «до свидания!».)

ЧТО МЫ ЗНАЕМ ПРО СЛОВО ИГЛА

Цель: Познакомиться с разными значениями слова игла.

Кукла Таня загадывает детям загадки: «Под соснами, под елками ползет клубок с иголками» (еж); «Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год» (ель).

— Про какие иголки первая загадка?

— Про какие иголки вторая загадка?

— Какие иголки вы еще знаете? (Иголка швейная, иголка у сосны и т. п.)

Детям показывают картинки, на которых нарисованы разные иголки, спрашивают, какая это иголка, для чего она нужна, что ею можно делать.

— Придумайте короткий рассказ про иголку, какая она, что с нею можно делать, а мы угадаем, про какую иголку вы рассказываете.

Замените фразеологизмом

Подберите к каждому слову иллюстрацию фразеологического оборота:

(карточки с иллюстрациями)

Водить за нос –обманывать.

Развешивать уши – подслушивать.

Точить зуб – злиться на кого-нибудь.

Клевать носом –засыпать.

Делать из мухи слона –преувеличивать.

Прикусить язык – замолчать.

Чесать языки – болтать.

Строить глазки –кокетничать.

Не в своей тарелке – неуютно.

Данные упражнения не только обогащают словарный запас ребенка, формируют культуру высказывания, но и заставляют ребенка мыслить, развивают его познавательную активность.

Публикации по теме:

Дидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возрастаДидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. "Кто знает, пусть продолжает" (учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими значениями) Педагог называет родовое понятие слова,.

Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Пасхальные игры для детей дошкольного возрастаПасхальные игры для детей дошкольного возраста ПАСХАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПасха, торжество Светлого Воскресенья, не имеет определённого дня празднования. Его днём считается.

Перспективный план обогащения содержания творческой игры «Больница» в младшей группеПерспективный план обогащения содержания творческой игры «Больница» в младшей группе Цель: расширение представлений детей о труде врача 1. ТЕМА «Кукла Катя заболела» Форма проведения: кукольный театр (2 половина дня) Материал:.

Перспективный план обогащения содержания творческой игры «Парикмахерская» в младшей группеПерспективный план обогащения содержания творческой игры «Парикмахерская» в младшей группе Цель: расширение представлений детей о труде парикмахера 1. Тема: «Мама ведет дочку в парикмахерскую». Форма проведения: игра – инсценировка.

Перспективный план развития и обогащения сюжетно-ролевой игры в ясельной группеПерспективный план развития и обогащения сюжетно-ролевой игры в ясельной группе СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ. 1. Сюжетная игра «Катя проснулась» 2. Параллельная игра «Лисичка проснулась» 3. Дидактическая игра «Накроем стол к чаю».

Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 декабря 2021 в 11:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зотова (УИ 353905) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД