Елена Сорокина
Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей»
Уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию работу, для меня очень важную. На мой взгляд, не бывает не нужных тем для консультаций, а бывают темы, требующие досконального и тщательного изучения и понимания.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
С признательностью и уважением к вам, дорогие коллеги!
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
Одну из ведущих ролей в этой проблеме играет развитие словарного запаса дошкольника. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяется полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности. Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу.
Мало кто задумывается над тем, какую огромную роль играет достаточно большой и правильно систематизированный словарный запас. А ведь это на прямую связано с готовностью ребенка к школе. Хороший словарный запас дает возможность ученику не только усвоить грамматические правила, но включает и возможность применения их на практике. Бедность же и недостаточная систематизированность словарного запаса является одной из главных составляющих недостаточной сформированности устной речи.
Слабый словарный запас никак не мешает заучиванию правил, но простое запоминание не обеспечивает грамотного письма. Для практического применения грамматических правил, ребенок должен достаточно быстро и желательно без ошибок подбирать проверочные слова. Но этого не может сделать ребенок с отставанием в развитии словарного запаса.
Если же дело касается диктанта, то все обстоит просто катастрофически. Ученик оказывается совершенно беспомощным, соответственно с кучей ошибок в тексте, т. е. это письмо наугад. Как видите, это проблема из проблем. Довольно часто родители таких детей недоумевают, почему их ребенок хорошо знает правила, но не применяет на практике. А ответ лежит на поверхности. Слабый словарный запас!
Важно, чтобы педагоги обращали внимание родителей на этот очень важный вопрос, давали методические рекомендации, с помощью которых можно предупредить и вовремя устранить недостатки в развитии.
В дошкольном возрасте педагоги должны обращать внимание и на морфологическую составляющую слова, ибо это тоже очень важно для будущего ученика в овладении грамотным письмом.
Подводя небольшие итоги, можно сказать: необходимо вести систематическую работу над обогащением словарного запаса; обеспечивать точное понимание смыслового значения каждого усвоенного детьми слова; систематизировать уже имеющийся у них словарный запас; знакомить с переносным значением многих слов; воспитывать простейшие навыки словообразования; научить отличать «родственные» слова, от слов, лишь внешне похожих по звучанию, но совершенно различных по смыслу. Эта работа многоплановая. Она должна вестись поэтапно и систематически.
Обогащение, систематизация и усвоение словарного запаса должны протекать одновременно. Только тогда ребенок сможет приобрести достаточно большой и хорошо систематизированный словарный запас, который явится надежным залогом того, что в школе он хорошо усвоит грамматические правила, включая и возможность их применения на практике.
Спасибо за внимание!