Получи документы

Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Наталья Колмакова
Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Закономерности развития словарного запаса старших дошкольников в онтогенезе

Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.

При благоприятных социальных условиях ребёнок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято и сказано раньше.

Публикация «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дети - дошкольники в пять-шесть лет уже могут образовывать прилагательные от существительных, различные части речи от одного корня (бегун - бежать - бегущий, певец - петь - поющий, синий - синеть - синева, а также существительные от прилагательных. В этом возрасте у детей заканчивается формирование ядра словаря. Вместе с тем «семантическое» и частично грамматическое развитие остаётся ещё далеко незавершённым. К этому времени ребёнок, с одной стороны, уже в такой мере овладевает обширным лексиконом, всей сложной системой грамматики и связной речью, что усваиваемый язык становится для него действительно родным. Но это все является нормой.

Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. Дети пользуются всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества. Трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки и др.

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста

1. Развитие активного словаря

•Игра «Чудесный мешочек»

Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.

В мешочек помещаются разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.). Ребёнок опускает в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определяет и называет то, что он ощупывает.

•Упражнение «Запомни и назови»

Цель: развивать активный словарь детей.

Детям в определённом порядке показываются картинки с изображением фруктов (не более 5). Затем картинки убираются. Дети воссоздают увиденное в нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко.

•Упражнение «Что это?»

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.

Детям предлагается закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.

Берёза, осина, дуб — это. Ромашка, василёк, незабудка - это. Комар, кузнечик, жук - это. Заяц, лиса, волк - это. Кукушка, сова, орёл - это.

•Упражнение «Какой?»

Цель: развитие словаря признаков.

Детям предлагается подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий).

2. Усвоение значений слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов, противопоставления (антонимов)

•Игра «Скажи по-другому» (с волшебной палочкой).

Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.

Дети встают в круг и, отвечая, передают друг другу волшебную палочку.

Бой - битва, сражение.

Буря - ураган, шторм.

Доктор - врач.

Детвора - дети, ребята.

Холод - стужа, мороз.

Вежливый — любезный.

Дремучий - густой, глухой.

Жаркий - знойный, горячий.

•Игра «Упрямые дети»

Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.

Детям сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».

отъехал – приехал, вылетел – залетел;

въехал – съехал, взлетел – приземлился;

выехал – заехал, укатил – прикатил;

заплыл – выплыл, уплыл – приплыл.

•Упражнение «Угадай слово» (образование антонимов).

Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.

Детям предлагается закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина.

Сосна высокая, а куст.

Пчела летает, а гусеница.

Дорога широкая, а тропинка.

Опёнок съедобный, а мухомор.

3. Развитие словообразования

•Игра «Назови ласково

Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

блюдце -… овца -… собака -…

белка -… сани -… ложка -…

•Упражнение «Что приготовим?»

Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

Из яблока - яблочное повидло;

Из банана - банановое повидло;

Из лимона - лимонный сок;

Из груши - грушевый компот.

4. Усвоение лексической сочетаемости слов

•Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»

Цель: учить изменять существительные по числам (1 2 6 - тетрадь тетради тетрадей)

Лампа, кошка, стул…

•Упражнение «Один - много»

Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.

Это лимон, а это …. лимоны.

Это груша, а это. груши.

Это яблоко, а это …. яблоки.

•Упражнение «Какого цвета»

Цель: учить правильно согласовывать название предмета с названием признака. Образец: яблоко красное.

Майка, флажок, мяч, полотенце, тарелка.

Литература

1. Нарушение речи у дошкольников/Сост. Р. А. Белова-Давид – М. : Просвещение. 1972.

2. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.

3. Тихеева Е. И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение,1981.

Публикации по теме:

«Когда я вырасту, я стану…» Игра для расширения словарного запаса и кругозора ребенка«Когда я вырасту, я стану…» Игра для расширения словарного запаса и кругозора ребенка Цели: Познакомить, развивать речь, любознательность, воспитывать уважение к труду взрослых, познакомить с профессиями людей,расширять кругозор.

Методы и приемы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста У детей с общим недоразвитием речи отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, которые отрицательно отражаются на процессе.

Средства активизации и приемы обогащения театрализованной деятельности детей 4–5 лет В качестве ведущего вида деятельности на дошкольном этапе возрастного развития педагогика и психология определяет творческую игру. При этом.

Игры и упражнения для родителей детей старшего дошкольного возраста по обогащению и активизации словарного запаса По мнению многих специалистов, речевое развитие является ведущим в общем социальном развитии человека. Развитие речи и словаря детей, овладение.

Информационная среда как средство обогащения деятельности детей дошкольного возраста Для педагогов информационная среда составляет важнейшую часть их культурного жизненного пространства, способствует развитию критического.

Использование метода проектов для обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о водосбережении Кравченко В. А Ерёмина Е. А. (поселок Щеглово, Всеволожский район, Россия) (МДОУ «ДСКВ № 13» п. Щеглово) Использование метода проектов для.

Из опыта работы «Формирование словарного запаса у детей с речевыми нарушениями посредством физической культуры» Проблема формирования словарного запаса у детей с речевыми нарушениями, в частности с ОНР, остается актуальной. Поэтому комплексный подход.

Обмен опытом работы на тему «Обогащение словарного запаса антонимами и синонимами у детей с ОНР» Доклад из личного опыта учителя-логопеда на тему: «Обогащение словарного запаса детей с ОНР антонимами и синонимами». Большое значение для.

Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (Толз) в соответствии с ООП ДОв ДОУ На примере слова "СНЕГ" Технологическая карта работы со словом-доминантой «Снег» Этап Цель Дидактическое содержание Методические приемы.

Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 августа 2016 в 12:17
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Колмакова (УИ 760688) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД