Владлена Погосян
Информационная среда как средство обогащения деятельности детей дошкольного возраста
Для педагогов информационная среда составляет важнейшую часть их культурного жизненного пространства, способствует развитию критического мышления, интеллектуально обогащает их деятельность. Информационная среда предоставляет возможность получения педагогами и детьми необходимых сведений, гипотез, теорий и их преобразования. С помощью средств информационно-коммуникационной технологии у детей формируются практические навыки работы с информацией, реализуется комплекс интересов в сфере коммуникации со сверстниками. Это позволяет им приблизиться к реальной жизни в информационной среде, развивать индивидуальную культуру, отношение к действительности на основе воспитания гражданской позиции.
Публикация «Информационная среда как средство обогащения деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Существует несколько понятий «информационной среды» : как «проводник информации и активное начало, воздействующее на ее участников» (1); как «совокупность информационных условий существования субъекта (наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры)» (2).
Идеи об использовании средств информационно-коммуникационной технологии получают новое звучание в контексте современных концепций информационной среды (взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом) и компетентностного подхода в педагогике. Вместе с тем открываются новые тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить детей с использованием интеграции, вариативности. При этом постоянные поиски оптимального способа взаимодействия с детьми. За счет использования информационно-коммуникационной технологии, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение качества знаний, повышения мотивации, познавательных потребностей детей, учета их интересов и способностей, наряду с развивающим обучением личностно-ориентированном на основе понимания (общение, сотрудничество) и взаимопонимания (диалог) и технологиях, предполагающих построение педагогического процесса на опережающей основе (задания, наблюдения, эксперименты).
Опыт педагогов-новаторов используется нами в работе с детьми дошкольного возраста. Полученный результат свидетельствует о том, что овладение универсальными видами деятельности на основе знаний, полученных посредством собственного опыта и суждений в процессе работы в информационной среде помогут детям извлекать практическую пользу в соответствии со своими потребностями, познавая в деятельности технологию создания различных работ.
Литература:
1. Горвиц, Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю. М. Горвиц и др. – М. : Линка-Пресс, 1998
2. Новоселова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку. – М. : Новая школа, 1997. – 128 с.
3. Калаш, И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Аналитический обзор института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании в Российской Федерации / И. Калаш. - М., 2011. – 175 с.