Загадка как средство организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста

Наталия Кочеткова
Загадка как средство организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста

Участие ребенка в досуговой деятельности не только способствует формированию у него коммуникативных способностей, но и расширяет кругозор ребенка, обогащает познания характерных признаков предметов ближайшего окружения. Развивает целенаправленное внимание, воображение, смекалку, сообразительность. Немаловажная роль в решении данных задач отводится загадкам. Педагогическая ценность которых отмечена еще в глубокой древности. Поскольку загадки могут восприниматься как игры, как умственные состязания детей.

Литературная энциклопедия раскрывает загадку, как замысловатое, поэтическое описание какого – либо предмета, явления, испытывая сообразительность. Известный фольклорист В. И. Чигарев описывал загадку, как иносказательное описание какого – либо предмета и явления, данное обычно в форме вопроса.

Фольклорист Ю. Г. Илларионов определил, что в основе загадки лежит логический механизм, особенностями этого механизма определяются типы логических задач и характер мыслительных операций. Содержание загадок, отражает жизнь человека, окружающую его действительность.

По мнению исследователей загадкиразнообразны по видам: загадки с зашифрованными признаками; загадки с отрицательными сравнениями; загадки с добавлением; загадки – задачи; загадки – шутки; загадки – вопросы.Разная тематика: загадки о животных; загадки о птицах; загадки о продуктах; загадки о растениях; загадки о природных явлениях. По жанрам загадки бывают: литературные и народные. Народная загадка – краткая, литературная – более развёрнутая.

Детей в процессе отгадывания загадок в речи – рассуждении, в речи – доказательстве нужно учить соотносить описание одного предмета, с ранее увиденным описанием, пытаться самим придумывать загадки. В процессе ознакомления с загадками можно определить знания и интерес детей к предметам окружающего мира. Отгадывая загадки, дети должны мотивировать свои ответы, развивая слуховое внимание, быстроту мышления.

Разные виды загадок:

загадкис точными характерными признаками предметов:

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком!

загадкис зашифрованными признаками:

Cидит девица в темнице, а коса на улице.

загадки с отрицаниями:

Не дерево, а с листьями, не рубашка, а сшита.

загадки добавлялки:

Пушистый, симпатичный очень,

Желает всем спокойной ночи,

На нем с цветочками рубашка,

Он зайчик, а зовут его …

загадки задачки:

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

– Приходите все на чай!

– Сколько чаек? Отвечай!

Разгадывание загадок позволяет детям развивать доказательную речь – сложносочиненные предложения с союзами (а, но) и сложноподчиненные с союзами (потому что, так как).

На следующем этапе ребенку можно предложить дидактическую игру «Сочини загадку».Детям предлагается иллюстративный материал: картинки с изображением разных видов животных, птиц, насекомых, растений и разных природных явлениях.

Глядя на рисунок ребенку необходимо ответить на поставленные вами вопросы. Например,туча:

– Какая? (черная, серая); – На что она похожа? (на ночь, на корабль); – Чем отличается? (видна при ясном солнце, плывет не по волнам); – Что делает? (плывет, ползет).

При ответах на поставленные вопросы дети попеременно опираются то на свое логическое мышление,например:отвечая на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», то на образное мышление,память и воображение при ответе на вопрос: «На что похоже?».

После игры в ответы на вопросы детям можно предложить самим сочинить загадку о предметах. Например,о пчеле:

Пушистая, как сибирский кот, да без хвоста,

Мохнатая, как медвежонок, да о шести лапах,

С хоботом, как слон, да жужжит.

Или:

Живет большой семьей, как муравей, да в улье,

Летает, как птица, да без клюва,

Жалит, как скорпион, да с крыльями.

На следующем этапе ребенку можно предложить разгадывать народные загадки. Здесь он будет больше опираться на свою интуицию, воображение. Таким образом, игры с загадками, построенные в определенной последовательности, позволяли детям упражняться в придумывании и составлении загадок путем использования приема сравнения.

При этом развивается любознательность ребенка, увеличивается его словарный запас, речевая активность, что так необходимо для детей дошкольного возраста. Следует обратить внимание на то, что у детей активизируется умение сравнивать предметы по признакам. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что будет загадано, зависит простота или сложность загадки.

Таким образом, дидактические игры с использованием загадок приобщают детей к общению со сверстниками, взрослыми, в чем нуждаются дети, приучая детей к увлекательной и разнообразной деятельности. Они могут быть успешно использованы и организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста.

Организация досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием загадок может активно использоваться родителями, желающими организовать часы досуга с ребенком дома увлекательно, содержательно, наполняя их положительными эмоциями, создавая теплую атмосферу общения с ребенком.

Публикации по теме:

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Технологическая карта проекта: «Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного.

Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством культурно-досуговой деятельности Реагируя на все изменения социальных условий и требований общества, педагогика создает новые подходы к осуществлению образовательного процесса.

Игры для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возрастаИгры для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Игра для младшего дошкольного возраста"Барабан и погремушка" Цель: Развивать тембровое восприятие (звучание барабана и погремушки) Оснащение:.

Музыкально-театральная форма организации художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста В образовательном пространстве детского сада можно использовать разные культурные практики. Одним из таких направлений является музыкальная.

Особенности организации культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста Культурно-досуговая деятельность представляет собой сложное многоуровневое социальное явление, включенное в многообразие педагогически управляемой.

Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности Фетищева Е. В., воспитатель, МКДОУ №.

Программа организации игр с куклой как средство развития словаря детей раннего возраста Программа организации игр с куклой как средство развития словаря детей раннего возраста. В ходе работы с детьми раннего возраста составила.

Программа организации кружка по экспериментальной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Видео Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №144» г. Перми Программа организации.

Влияние культурно-досуговой деятельности на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста «Влияние культурно – досуговой деятельности на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста». Возрождение традиций прошедших столетий.

Взаимодействие с родителями по организации культурно-досуговой деятельности «Пусть всегда будет мама»Взаимодействие с родителями по организации культурно-досуговой деятельности «Пусть всегда будет мама» Звучит музыка (мамонтенка) в зал входят мамы, садятся на места. Вед. Здравствуйте, все! Сегодня замечательный праздник, День матери посвященный.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Космос
  • Транспорт
Автор публикации:
Загадка как средство организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 июня 2016 в 18:18
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...

14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...


Горячие темочки