Загадка как средство организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста

Наталия Кочеткова
Загадка как средство организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста

Участие ребенка в досуговой деятельности не только способствует формированию у него коммуникативных способностей, но и расширяет кругозор ребенка, обогащает познания характерных признаков предметов ближайшего окружения. Развивает целенаправленное внимание, воображение, смекалку, сообразительность. Немаловажная роль в решении данных задач отводится загадкам. Педагогическая ценность которых отмечена еще в глубокой древности. Поскольку загадки могут восприниматься как игры, как умственные состязания детей.

Литературная энциклопедия раскрывает загадку, как замысловатое, поэтическое описание какого – либо предмета, явления, испытывая сообразительность. Известный фольклорист В. И. Чигарев описывал загадку, как иносказательное описание какого – либо предмета и явления, данное обычно в форме вопроса.

Фольклорист Ю. Г. Илларионов определил, что в основе загадки лежит логический механизм, особенностями этого механизма определяются типы логических задач и характер мыслительных операций. Содержание загадок, отражает жизнь человека, окружающую его действительность.

По мнению исследователей загадки разнообразны по видам: загадки с зашифрованными признаками; загадки с отрицательными сравнениями; загадки с добавлением; загадки – задачи; загадки – шутки; загадки – вопросы. Разная тематика: загадки о животных; загадки о птицах; загадки о продуктах; загадки о растениях; загадки о природных явлениях. По жанрам загадки бывают: литературные и народные. Народная загадка – краткая, литературная – более развёрнутая.

Детей в процессе отгадывания загадок в речи – рассуждении, в речи – доказательстве нужно учить соотносить описание одного предмета, с ранее увиденным описанием, пытаться самим придумывать загадки. В процессе ознакомления с загадками можно определить знания и интерес детей к предметам окружающего мира. Отгадывая загадки, дети должны мотивировать свои ответы, развивая слуховое внимание, быстроту мышления.

Разные виды загадок:

загадки с точными характерными признаками предметов:

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком!

загадки с зашифрованными признаками:

Cидит девица в темнице, а коса на улице.

загадки с отрицаниями:

Не дерево, а с листьями, не рубашка, а сшита.

загадки добавлялки:

Пушистый, симпатичный очень,

Желает всем спокойной ночи,

На нем с цветочками рубашка,

Он зайчик, а зовут его …

загадки задачки:

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

– Приходите все на чай!

– Сколько чаек? Отвечай!

Разгадывание загадок позволяет детям развивать доказательную речь – сложносочиненные предложения с союзами (а, но) и сложноподчиненные с союзами (потому что, так как).

На следующем этапе ребенку можно предложить дидактическую игру «Сочини загадку». Детям предлагается иллюстративный материал: картинки с изображением разных видов животных, птиц, насекомых, растений и разных природных явлениях.

Глядя на рисунок ребенку необходимо ответить на поставленные вами вопросы. Например, туча:

– Какая? (черная, серая); – На что она похожа? (на ночь, на корабль); – Чем отличается? (видна при ясном солнце, плывет не по волнам); – Что делает? (плывет, ползет).

При ответах на поставленные вопросы дети попеременно опираются то на свое логическое мышление, например: отвечая на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», то на образное мышление, память и воображение при ответе на вопрос: «На что похоже?».

После игры в ответы на вопросы детям можно предложить самим сочинить загадку о предметах. Например, о пчеле:

Пушистая, как сибирский кот, да без хвоста,

Мохнатая, как медвежонок, да о шести лапах,

С хоботом, как слон, да жужжит.

Или:

Живет большой семьей, как муравей, да в улье,

Летает, как птица, да без клюва,

Жалит, как скорпион, да с крыльями.

На следующем этапе ребенку можно предложить разгадывать народные загадки. Здесь он будет больше опираться на свою интуицию, воображение. Таким образом, игры с загадками, построенные в определенной последовательности, позволяли детям упражняться в придумывании и составлении загадок путем использования приема сравнения.

При этом развивается любознательность ребенка, увеличивается его словарный запас, речевая активность, что так необходимо для детей дошкольного возраста. Следует обратить внимание на то, что у детей активизируется умение сравнивать предметы по признакам. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что будет загадано, зависит простота или сложность загадки.

Таким образом, дидактические игры с использованием загадок приобщают детей к общению со сверстниками, взрослыми, в чем нуждаются дети, приучая детей к увлекательной и разнообразной деятельности. Они могут быть успешно использованы и организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста.

Организация досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием загадок может активно использоваться родителями, желающими организовать часы досуга с ребенком дома увлекательно, содержательно, наполняя их положительными эмоциями, создавая теплую атмосферу общения с ребенком.

Публикации по теме:

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Технологическая карта проекта: «Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного.

Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством культурно-досуговой деятельности Реагируя на все изменения социальных условий и требований общества, педагогика создает новые подходы к осуществлению образовательного процесса.

Игры для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возрастаИгры для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Игра для младшего дошкольного возраста"Барабан и погремушка" Цель: Развивать тембровое восприятие (звучание барабана и погремушки) Оснащение:.

Музыкально-театральная форма организации художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста В образовательном пространстве детского сада можно использовать разные культурные практики. Одним из таких направлений является музыкальная.

Особенности организации культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста Культурно-досуговая деятельность представляет собой сложное многоуровневое социальное явление, включенное в многообразие педагогически управляемой.

Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности Фетищева Е. В., воспитатель, МКДОУ №.

Программа организации игр с куклой как средство развития словаря детей раннего возраста Программа организации игр с куклой как средство развития словаря детей раннего возраста. В ходе работы с детьми раннего возраста составила.

Программа организации кружка по экспериментальной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Видео Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №144» г. Перми Программа организации.

Влияние культурно-досуговой деятельности на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста «Влияние культурно – досуговой деятельности на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста». Возрождение традиций прошедших столетий.

Взаимодействие с родителями по организации культурно-досуговой деятельности «Пусть всегда будет мама»Взаимодействие с родителями по организации культурно-досуговой деятельности «Пусть всегда будет мама» Звучит музыка (мамонтенка) в зал входят мамы, садятся на места. Вед. Здравствуйте, все! Сегодня замечательный праздник, День матери посвященный.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Космос
  • Транспорт
Автор публикации:
Загадка как средство организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 июня 2016 в 18:18
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД во второй младшей группе. Рисование «Пушистые друзья для котенка Малыша»
Конспект НОД во второй младшей группе. Рисование "Пушистые друзья для котенка Малыша". Цель: учить детей рисовать жесткой кистью методом тычка....
НОД по художественно-эстетическому развитию «Изготовление светофора с использованием...
Цель: учить детей делать игрушку-светофор из различного бросового материала ( коробки, бутылки, пробки, крышки от коробки, нитки) Программные задачи: •...
Фотоотчет «Папин праздник»
Дети любого возраста всегда ждут праздника. А особенно любят что - то мастерить и дарить свои поделки, рисунки своим родителям. И вот намечался праздник 23...
Работа с родителями по приобщению детей к чтению
Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвящённой одной...
Отчет о тематической неделе «Дикие животные»
Тематическая неделя «Дикие животные» Вот и прошла неделя по теме «Дикие животные». Дети первой младшей группы познакомились с животными, которые живут в...