Елена Вотинова
Игры для развития фонематического слуха.
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития фонематического восприятия
и звукового анализа:
1. «УГАДАЙ, ГДЕ ЗВЕНИТ?» - ребенок отворачивается или ему закрывают глаза, логопед производит шум. Ребенок должен сказать, где он слышит этот шум (справа, слева, вверху, в низу, у уха, у правой ноги и т. д.)
2. «УГАДАЙ, ЧТО ЗВЕНИТ?» - логопед подбирает несколько предметов, которые производят какие-либо звуки, затем эти предметы убираются за ширму. Логопед производит шум каким-либо предметом, а ребенок должен отгадать, что звенело.
Публикация «Игры для развития фонематического слуха,» размещена в разделах
3. «ТИХО - ГРОМКО» - логопед стучит в какой-либо музыкальный инструмент, то тихо, то громко. Если звук тихий, то ребенок идет на носочках, если более громкий – обычным шагом, а если еще громче – бежит.
3. «НУ-КА, УШКО ЗВУК ЛОВИ» - ребенку предлагается вычленить заданный звук из ряда других звуков; слогов; слов.
4. «НУ-КА, ПОВТОРИ!»- ребенку предлагается повторить ритмический рисунок, либо звуков, либо слогов:
- по хлопкам, по топоту, по ударам по столу каким-либо предметом…
5. «ЧТЕНИЕ ЗВУКОВ И СЛОГОВ» - по рисунку (например, \\ \ \\\ \ \ \\, следовательно, ребенок должен прочитать – рара ра рарара ра ра рара,
- ребенку задается: синий кружок – ла, зеленый кружок – ра, затем рисуется узор из синих и зеленых кружков, ребенку нужно прочитать узор,
- логопед называет слоги: ла-ра-ла
Ребенок должен выложить узор из соответствующих кружков, т. е. синий - зеленый – синий, затем прочитать.
- говорим и рисуем. С ребенком договариваемся, какая фигура, какой звук обозначает, а затем ребенок прописывает узор в строчку и одновременно, чередуя, называет звуки.
6. «ВЫДЕЛИ ЗВУК» - ребенку нужно определить, какой звук чаще других слышится в тексте.
( Например: ЖУК ЖУЖЖИТ, ЖУК ДРОЖИТ, ЖУК ЖУЧОНКА СТОРОЖИТ.) 7. «В ЗООПАРКЕ»- ребенку предлагается ряд картинок (или игрушек)-животных и птиц, которых нужно разместить по клеткам; в низкие клетки располагаем животных и птиц в названии которых встречаются звуки /Н/ и /НЬ/, а в высокие клетки-животных, в названии которых есть звуки /Т/ и /ТЬ/.
(тигр, петух, кит, дятел, слон, носорог, синица, норка, пингвин, ворона).
8. «ТЕЛЕВИЗОР» - ребенку предлагается включить телевизор, но включится он только тогда, когда ребенок прочитает схему слова. (Например, выставляется схема из 3 окошек. Ребенку предлагают отгадать 3 загадки, и от каждой отгадки берется по одной букве, обозначающей первый звук, и буквы вставляются в окошечки схемы. Затем схема читается, и вместо нее появляется картинка по которой можно провести беседу. Загадки:
1. На крыше дома медведь пляшет. ДЫМ
2. Не на полу, не на потолке,
с улицы в дом глядит, а из дома - на улицу. ОКНО
3. Под полом таится, кошки боится. МЫШКА
В схеме получается слово ДОМ.)
В телевизоре могут оказаться несколько картинок и тогда ребенку можно предложить следующие задания:
-найди все слова со звуком /…/
-найди картинку, которая начинается со звука /…/, а заканчивается на звук /…/.
9. «ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК?» - ребенку предлагается найти место звука /…/ в словах (начало, середина, конец).
10. «ЧТО СЪЕЛ ЗВУКОЕДИК?»
Наприме: .ак, .от, .ука, то. т…
Если ребенок отгадывает, то выкладывается картинка.
11. Логопед читает текст, а ребенку предлагается выбрать из текста слова с заданным звуком:
-можно выкладывать фишкой во время чтения,
-можно запоминать, а затем назвать.
12. «ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА» - ребенку, по заданному звуку, предлагается отгадать, что лежит в коробочке. Если ребенок отгадывает, то та картинка, которая там лежала, преподносится ребенку в подарок.
13. «КАК ЗОВУТ ДЕТЕЙ?» - перед ребенком выкладываются картинки, в которых нужно определить первый звук.
а/ Сложив звуки, получишь имя.
( Например: картинки-автобус-ножницы-танк-окна-ножницы.
Получается имя мальчика – АНТОН.)
б/ Добавь или поменяй звук в имени на другой:
Аня-Саня
Аня-Ася
Аня-Аля
14. Игра-соревнование «КТО БОЛЬШЕ ПРИДУМАЕТ СЛОВ НА ЗВУК/…/». За правильный ответ ребенку дается фишка. У кого больше фишек, тот и победил, дается приз.
15. Ребенку дается карточка, на которой наклеены картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенку предлагается слова со звуком /…/ обозначить кружком, а слова со звуком /…/ - квадратом.
16. «НАЙДИ ПАРУ».
А). Перед ребенком выкладываются 2 кучки картинок. Ему нужно взять картинку из первой кучки, определить последний звук, а из второй кучки взять картинку, которая начинается на этот последний звук первой картинки. Т. о. составляются парочки картинок. ( Н-р: цыпленок - курица).
Б). Парочки составляются по принципу: первые звуки картинок из обеих кучек должны совпадать. ( Н-р: каска - кошка).
В). Парочки составляют по принципу: последние звуки картинок из обеих кучек должны совпадать. ( Н-р: мышь – ковш).
17. «ЦЕПОЧКА».
Перед ребенком выкладывается несколько картинок из которых нужно сложить цепочку, т. о., что последний звук первого слова является первым звуком следующего и т. д.
( например: дом-мышь-шар-рубанок-кошки-индеец-цыплята-арбуз)
18. «ПРИНЕСИ ЗВУК»
Приходит гость, его имя или название разбирается по звукам. Звуки обозначаются кружком, а затем под каждым кружком выставляется соответствующая буква.
19. «КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЕТ ВЕЩИ АСЕ, ЗОЕ».
Ребенку предлагается распределить вещи-картинки между девочками. Асе кладутся картинки в названии которых есть звук /с/, а Зое – со звуком /з/.
(Можно подбирать детей и картинки и на другие дифференцируемые звуки.)
20. «ПОДБЕРИ СЛОВО К СХЕМЕ» - на доске выставляется схема. Ребенку дается несколько картинок, ему нужно выбрать только те, которые соответствуют схеме.
(Например, дается схема: синий-красный-синий. Ребенку даются картинки: пес, кот, мак, рак, семечки, дом, коробка, замок, стол. Следовательно, к схеме подходят – кот, мак, рак, дом.)
21. «ЧТО ПРОДАЮТ В МАГАЗИНЕ?»
А/. Ребенку-продавцу предлагается распределить картинки по полкам: на первой полке стоят картинки в названии которых есть звук /С/, на второй картинки со звуком /Ш/, на третьей - со звуком /З/, на четвертой – со звуком /Ж/.
Б/. Ребенку-продавцу нужно распределить картинки по полкам: на первой стоят слова, состоящие из 3 звуков, на второй – из 4 звуков, на третьей – из 5 звуков…
В/. Ребенку - продавцу нужно распределить картинки по полкам: на первой слова, состоящие из 1 слога, на второй – из 2 слогов, на третьей – из 3 слогов, на четвертой – из 4 слогов.
22. «ЧТО КУПИЛИ В МАГАЗИНЕ?»
Ребенку предлагается отгадать загадки, за каждую отгадку ребенку дается денежка (на денежках разные картинки с дифференцируемыми звуками, например, мишка и мышка, если дифференцируются звуки /М/ и /МЬ/). Затем ребенок отправляется в магазин делать покупки. Если он дает денежку с мишкой, то должен попросить предмет с мягким звуком /МЬ/, а если с мышкой, то с твердым звуком /М/.
23. Игры на анализ и синтез слов (составлено автором) :
А/ Выбрать картинки с определенным количеством слогов. Например, ежик отправился собирать листочки. Брал только те листочки, картинки на которых состоят из двух слогов (дракон, кенгуру, утка, эскимо, торт, телевизор, бубен). Выбрать первые звуки с этих слов, узнаешь под каким деревом ежик собирал листья (дракон, утка, бубен - /Д/,/У/,/Б/).
Б/. Из группы картинок выбери картинки с определенным звуком. По первым звукам этих слов составь новое слово. ( Например: белочка, готовясь к зиме, собирает орешки. Если с каждого орешка из названия картинки, которая приклеена на нем, взять по первому звуку, то узнаешь, куда белочка кладет свои запасы. Дровосек, улитка, пони, луна, орден – дупло.)
В/. Из группы картинок выбери картинки с определенным звуком. По последним звукам этих слов (или оставшихся) составь новое слово. ( Например: пчелка полетела собирать мед с цветов. Она садилась только на те цветы, картинки на которых заканчиваются на звук /К/. Если сложишь первые звуки с тех цветов на которые пчелка не садилась, то узнаешь с каких цветов пчелка на этом поле собирала мед. Мост, маяк, градусник, автобус, наездник, подбородок, чеснок, кактус, носик – мак, следовательно, поле было – маковое.)
Г/. С первой картинки берем 1 звук, со второй – 2, с третьей – 3 и т. д., получаем новое слово. ( Например: белочка собирает грибы. Если с каждой картинки взять по звуку – С 1-первый звук, со 2- второй звук, с 3- третий, а с 4- четвертый, то узнаешь, к какому времени года готовилась белочка. Звонок, нитки, самокат, роза – зима.)
24. «ЗВУКИ РАЗЛЕТЕЛИСЬ» .
Ребенку предлагается отгадать загадку. Звуки в слове - отгадке все разлетелись. Попробуйте собрать их в одно слово. Отдохнули звуки и решили снова полетать, первым полетел звук /…/ (ребенок убирает из схемы этот звук, он стал звать с собой другой звук /…/ и т. д.
25. «КУБИК» - ребенок бросает кубик и составляет слово из того количества звуков, которое соответствует количеству точек на кубике. (На первых порах можно сначала предложить ребенку выбрать картинку, название которой соответствует количеству звуков.)
27. «ЗАПИШИ СЛОВА» - логопед называет слова, а ребенок записывает только одну букву, которая встречается во всех словах.
Например: луна, стол – Л
рак, топор – Р …
28. «ПОЕЗД» - ребенку предлагается сделать слого-звуковой анализ слова, следовательно, составить поезд: в поезде столько вагонов, сколько слогов в слове; в вагоне столько окон, сколько звуков в слоге.
29. «ПОСТРОЙ ДОМ» - ребенку предлагается разобрать предложение, следовательно, построить (нарисовать) дом: в доме столько подъездов, сколько слов в предложении, в подъезде столько этажей, сколько слогов в слове, на каждом этаже столько окон, сколько в слоге звуков.