Светлана Тюлякова
Народные игры и упражнения с грамматическим содержанием
▼ Скачать + Заказать документы
Народные игры и упражнения с грамматическим содержанием
(старший дошкольный возраст)
МАКОВОЕ ЗЕРНЫШКО
(народная игра)
Цель. Активизировать глаголы, соотносить глагол и дополнение. Чувствовать игру звуков в глагольной рифме.
Материал. Элементы костюма Вороны
Организация. Из участников игры выбирают ведущего и Ворону. Ведущий переговаривается с Вороной.
- Ворона, ворона, куда полетела?
- К кузнецу на двор. (К ковалю).
- На что тебе кузнец?
- Косы ковать.
- На что тебе косы?
Публикация «Народные игры и упражнения с грамматическим содержанием» размещена в разделах
- Траву косить. На что тебе травка?
- Коровок кормить.
- А на что коровы?
- Молоко доить.
- А на что молочко?
- Пастухов поить.
- На что пастухи?
- Кабанов пасти.
- На что кабаны?
- Гору рыть.
- На что горы?
- На тех горах маковое зерно.
- Для кого зерно?
Ворона загадывает загадку.
Кто первый отгадает загадку, тот становится Вороной и загадывает новую загадку.
КУЗОВОК
(народная игра)
Цель. Образовывать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие и производный глагол.
Материал. Кузовок, расписной платок.
Организация. Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:
Вот тебе кузовок, Клади в него что на – ок,
Обмолвишься – отдашь залог.
Дети поочередно называют слова с рифмой на – ок:
- Я положу в кузовок клубок (замок, сучек, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и проч.).
По окончании разыгрываются залоги - покрывают кузовок платком, и один из детей спрашивает:
- Чей залог вынется, что тому делать?
Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп: попрыгать по комнате на одной ножке или в четырех углах дело поделать: в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться;
Или басенку сказать, загадку загадать, или сказочку рассказать, или песенку спеть.
ОГОРОДНИК
(русская народная игра)
Цель: Закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу) Чувствовать игру звуками в глагольной рифме.
Материал: палка.
Организация. Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редисом и т. д. и становится в круг. Один из участников игры – огородник – выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:
- Кто там?
- Огородник.
- За чем пришел?
- За репой!
После этого все водят хоровод, приплясывают и поют:
Сверху репа зелена,
По середке толста,
К концу востра, прячет хвост под себя.
Кто к ней не подойдет, всяк за вихор возьмет.
Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот на кого ведущий укажет (глазами или жестом, подает голос, стараясь его изменить:
- Я репа, ау!
Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадает верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.
ПОЛЕТУШКИ
(народная игра)
Цель: быть внимательным, быстро определять, кто летает (не летает) Соотносить действие и глагол
Организация. Все дети садятся вокруг стола и кладут один палец на стол.
Ведущий начинает игру, называет какую-нибудь птицу либо летающее насекомое (воробей, синица, снегирь, ворона, кукушка, стрекоза, муха и т. д.) и назвав, поднимает палец вверх и быстро опускает его на стол.
Дети должны делать то же. Если же кто-то прозевает, когда нужно «лететь», то есть поднять и опустить палец, или полетит тогда, когда вожак обманывает, называя не летающее животное или вещь, тот дает залог (фант). Фанты в конце игры разыгрываются. Например ведущий, поднимая палец, говорит:
- Сова летит, сама летит!
Дети поднимают и опускают пальцы.
- Котелок летит! – говорит ведущий, поднимая и опуская палец.
Кто из детей «полетел» с котелком, тот дает залог (фант).
Разыгрывая фанты, придумывают шуточные задания:
По кукарекать, по куковать, по чирикать, по каркать, по дудеть, позвенеть, побренчать и т. д. (производные глаголы). Одновременно решается задача образования глагольных слов и их форм.
ГОРШКИ
(народная игра)
Цель. Отзываться на игру звуками при рифмовке производных и однокоренных слов.
Организация. Дети разделяются на пары и образуют круг таким образом, что один ребенок из пары сидит на корточках (он – Горшок, а второй (Хозяин) стоит рядом. К кому-нибудь из этих стоящих подходит водящий, который стоит вне круга (его выбирают по жребию) Водящий дотрагивается до Горшка 9 (кладет руки на голову сидящего ребенка) и спрашивает: «Нет ли горшков на продажу?». Хозяин отвечает: «Нет, уходи со двора!» (отрицательный ответ). Водящий обращается с тем же вопросом к соседу. Утвердительный ответ: «Купи. Что дашь?». Водящий: «Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотенце!» или «Шильце, мыльце, золотое зеркальце!». «Ладно по рукам!» - Отвечает Хозяин. Оба ударяют по рукам в знак того, что покупка совершена, и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему, тот и становится Хозяином, а опоздавший делается водящим.
В этой игре могут принимать участие и младшие дошкольники, исполняя роль Горшков. В разновозрастном коллективе создаются естественные условия для передачи игрового опыта от старших детей к младшим.
КОРОЛЬ
(народная игра)
b]
Цель. Соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию.
Организация. Кто-то из играющих по желанию становится королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:
- Здравствуй король!
- Здравствуйте! – отвечает он.
- Нужны Вам работники?
- Нужны.
- Какие?
Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачки и т. д.) Король должен назвать работу каждого, и если сразу назовет все верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их, и кого поймает, тот становится королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работ. Но если король назовет изображаемую работу неверно, то называет ее во второй, в третий раз и т. д., пока наконец не угадает. Ловить работников Король может только тогда, когда они еще не добежали до назначенного места, и если не поймает никого, то опять становится королем на следующую игру. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую было бы трудно угадать. А через это заставить Короля подольше исполнять свою роль.
КОРШУН
(народная игра)
Цель. Активизировать употребление глаголов.
Организация. Ведущий – Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и начинается диалог.
- Вокруг коршуна хожу, я на коршуна гляжу.
- Коршун что делаешь?
- Ямочку рою.
- Зачем ямочка?
- Денежку ищу.
- Зачем тебе денежку?
- Иголку купить.
- Зачем тебе иголку?
- Мешочек сшить.
- Зачем мешочек?
- Камешки класть.
- Зачем камешки?
- В твоих детей шуркать - буркать.
- За что?
- Они ко мне в огород лазят.
- Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, лови их!
Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет, игра кончается, когда переловит всех.
___
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.