Анна Щипанская
Игры на развитие познавательной сферы младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания :
«Найди два одинаковых предмета»
Из пяти и более предметов, нужно найти два одинаковых и объяснить свой выбор.
«Найди отличия»
Предлагается две картинки, имеющие несколько различий. Необходимо найти отличия как можно больше и быстрее.
«Узор из счётных палочек»
Ребёнку предлагаются карточки с изображением узоров из счётных палочек. Он должен выложить узор по образцу.
«Лабиринт»
Публикация «Игры на развитие познавательной сферы младших школьников» размещена в разделах
Нужно пройти путь по лабиринту на картинке, глазами, если ребёнок затрудняется пальцем или карандашом.
«Путаница»
Детям даются рисунки с замаскированными (неполными, перечёркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Ребёнок должен назвать то, что видит.
«Зачеркни»
Детям предлагается таблички, где в несколько рядов нарисованы предметы, геометрические фигуры, цифры, буквы. И даётся задание, например: зачеркнуть все цифры, все треугольники и т. д.
«По клеточкам»
Детям даётся листок в клеточку с нарисованным на нём орнаментом, необходимо перерисовать узор по клеточкам так же как на образце.
«Четыре стихии»
Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
«Запомни и опиши»
Выбранный ребёнок выходит пред другими детьми, дети внимательно смотрят на него и запоминают в чего он одет. Затем ребёнок выходит за дверь. И воспитатель задаё т вопросы: какого цвета у него рубашка, носки, глаза и т. д. дети отвечают.
«Съедобное – несъедобное»
Ведущий, стоя в центре кидает детям по очереди мяч и называет предметы, если предмет съедобен ребёнок должен поймать мяч, если нет – оттолкнуть.
Игры и упражнения, способствующие развитию мышления :
«Назови одним словом»
Детям зачитываются несколько слов и затем просят их назвать одним словом.
Лиса, заяц, волк, лось – дикие животные;
Лимон, яблоко, банан, груша – фрукты;
Огурец, морковь, капуста, картошка – овощи и т. д.
Так же можно изменить игру, говорить обобщающее слово и предлагать им назвать предметы относящиеся к этому обобщающему слову: Птицы — …., Насекомые — …., Посуда — ….
«Найди лишнее слово»
Детям зачитывается серия слов, затем они должны выбрать лишнее слово и объяснить почему:
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Час, минута, лето, секунда;
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь.
«Классификация»
Детям предлагается набор картинок с изображением различных предметов. Рассмотрев ребёнок должен их разложить на группы, т. е. подходящие с подходящими (фрукты к фруктам, транспорт к транспорту и т. д.)
«Найди лишнюю картинку»
Подбирается серия картинок, три картинки должны быть определены по общему признаку, а четвёртая картинка лишняя. Ребёнок должен найти лишнюю картинку и объяснить почему.
«Чередование»
Детям предлагается нарисовать, раскрасить, сложить геометрические фигуры, чтобы предметы чередовались в определённой последовательности.
«Отвечай-ка»
Взрослый бросает детям мяч, по одному, называя цвет, а ребенок, возвращая мяч должен назвать любой предмет этого цвета. Можно назвать так же и любое качество (вкус, форму) предмета.
«Нелепицы»
Детям предлагаются рисунки, в которых содержаться противоречия, нарушения поведения персонажей. Ребёнок должен найти ошибки и противоречия и объяснить свой ответ, и как это бывает на самом деле.
«Размышлялки»
В игре используются серии сюжетных картинок. Детям предлагается рассмотреть их, и разложить их по порядку развёртывания событий. В заключении ребёнок составляет рассказ по картинкам.
«Угадай по описанию»
Детям предлагается угадать, о чём или о ком говориться и даётся описание этого предмета. Например: он овальный, зелёный, длинный, с семечками (огурец). Если у ребёнка возникнут затруднения, можно выложить картинки овощей, чтобы ребёнок нашёл нужный предмет.
«Бывает, не бывает»
Бросая мяч ребёнку называется ситуация. Ребёнок ловит мяч в том случае если ситуация бывает, если нет, то мяч надо отбить. Ситуации разные: мама, варит кашу; мясо сладкое; машина летает; яблоко кислое и т. д.