елена демьяновская
Проект «Игры наших предков»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Демьяновская Е. О.
должность: воспитатель
МБДОУ Д/С "Красная шапочка"
с. Вареновка, Неклиновский р-н
Пояснительная записка
Стоит ли говорить в нынешних реалиях о необходимости приобщения современного поколения к культуре нашего народа, ее традициям! Наше поколение создает новые традиции соответствующие нынешнему времени и тенденциям. Именно поэтому наши наследники должны знать историю своей страны, своего края, своей малой родины. Ее культурные ценности: это русские народные танцы, нравы, обычаи, народный фольклор. Так как основной вид деятельности дошкольника является игровая, я думаю, что особенно интересно для детей данного возраста будет изучение народной игры. Игра в народе, всегда была неотъемлемой частью воспитательного процесса. Она учила ловкости, быстроте, настойчивости, честности, умению преодолевать сложности. Так же учила доброте, справедливости, ответственности. Помимо этого игры давали представление о жизни предков, их укладе. Так как игры, так же как и песни, частушки, танцы, были частью народных обрядных праздников, которые проходили соответственно народному календарю. Можно сказать, именно игра являлась тем самым фундаментом при формировании высоконравственной личности. Тем самым мы прививаем детям чувство патриотизма, любви к своей Родине, не забывая о том, что именно они являются участниками формирования новых ценностей современного общества.
Публикация «Проект „Игры наших предков“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Игры для детей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта
Современные привязанности к телевизору и компьютерным играм, заставляют задуматься о том, что наши дети сейчас малоподвижны. Чтобы активизировань детей, нужно поддержать в них интерес к подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом. Поэтому правильно организованный педагогом воспитательный процесс способствует формированию правильного представления у ребенка об окружающем мире, обществе, своем месте в данном обществе.
Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Именно народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до нас из глубины веков, передавались из поколения в поколение. Таким образом можно выделить некоторые игры и забавы, в которые играли наши бабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. В народных играх много юмора, соревновательного задора, они часто сопровождаются неожиданными элементами, которые обычно очень нравятся детям, это различные считалочки и зазывалочки.
Ребёнок, став участником проекта, реализует себя в разных видах деятельности, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду предков.
Проект направлен на знакомство детей с народными традициями, народным творчеством, народными играми. Способствует развитию познавательных способностей.
Направление: -духовно-нравственное воспитание
-познавательно-игровой
Участники проекта : - дети старшего дошкольного возраста
- воспитатель
- музыкальный руководитель
-родители
Вид проекта : - долгосрочный, 9 месяцев.
Цели:
Знакомство детей с народной культурой, традициями и обычаями русского народа, приобщение к ним по средствам народных игр.
3
Задачи:
-Познакомить детей с разнообразием народных игр (колядки, хороводы, игры);
-Вызвать интерес и желание у детей играть в русские народные игры;
-Прививать детям любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, воспитывать уважение к родному краю;
-Развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость;
-Развивать память, творческое воображение, познавательную активность, фантазию;
-Обогащать словарный запас детей, используя в играх старорусские слова, ушедшие из обихода у современного поколения.
Ожидаемый результат:
- формируются знания о традициях и культуре народов России
- дети умеют играть, проявляют интерес к русским народным играм
- усвоение правил и содержание игр детьми
- использование полученных знаний в свободной деятельности детей
- установление устойчивых взаимоотношений дети-родители
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
- Беседы с детьми о традициях российского народа связанных с народным календарем.
-Изучение подвижных игр и забав, в соответствии с календарными народными праздниками.
- Знакомство с художественной литературой (стихи, загадки, потешки, песни, рассказы, сказки).
- Рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов.
- Музыкальная релаксация, прослушивание колыбельных на время тихого часа.
- Совместная продуктивная деятельность детей с воспитателем и родителями (изготовление атрибутов и элементов костюмов для подвижных игр и забав народов России).
Материально-технические ресурсы необходимые для выполнения проекта :
- подбор необходимой литературы;
- подбор русских народных игр, хороводов, потешек, считалок;
-составление картотеки русской народной игры (хороводные, подвижные, малоподвижные); считалок.
- подбор наглядного материала (фотографии);
-создание условий для проведения мероприятия (атрибутов, подбор костюмов).
План реализации проекта :
Подготовительный этап:
-определение целей, задачей, методов работы
-подбор необходимого материала
Основной этап реализации проекта :
-подборка конспектов для проведения бесед, игр, считалок, потешек
-разработка перспективного плана использования подвижных народных игр
-изготовление атрибутов для игр и мероприятий
-проведение ключевых занятий
Заключительный этап:
-разучивание игр, потешек, считалок, использование их детьми в повседневной жизни.
-проведение отчетных занятий «Осенины», «Рождество», «Весенние заклички»
Период Периодичность Вид деятельности
Осень 1 игра в две недели Хороводные игры «Долговязый журавель», «Чучело», «Соберем урожай», «Дождик и дети», «Флажок», «Пузырь»
1 считалочка в месяц Считалочки:
«Белки зайцев угощали», «Шел баран по крутым горам», «Раз, два- в лесу трава, три, четыре, круг пошире»,«Ехал Ваня из Казани»,
1 игра в две недели: Игры :
«Ведьмина метелка», «Пирог», «Перетяни веревку», «Звонарь», «Утка-Гусь», «Мы веселые ребята»
1 закличка в две недели Заклички: про дождь
Зима 1 игра в две недели Хороводные игры : «Метелица», «Зайка», «Колпачок», «Карусель», «Мы матрешки», «Мы топаем ногами»
Считалочки:
«1,2,3,4,5- надо солнышку вставать», «Начинается считалка», «Тили-Тели-птички пели»,2Шли бараны по дороги»
1 игра в две недели Игры :
«Курочки и петушки»,«Горелки», «Масленичная игра с платочком», «Ловишка», «Пройди в воротца», «Жмурки»
1 закличка в две недели Заклички: про зиму и зверей
1 игра в две недели Хороводные игры : «Ходит Ваня», «Родничок», «Березка», «Пчелы», «Огородник воробей», «Гуси и волк»
Весна 1 считалочка месяц Считалочки:
«Шишел-вышел вдруг пришёл», «Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час,.», «Сидел петух на лавочке», «Катилось яблоко
мимо сада»,
1 игра в две недели Игры : Игра с «козликом», Игра с «петушком», Игра «У медведя во бору», «Жмурки с колокольчиком», «Заря-заряница», «Земля – вода – небо»
1 закличка в две недели Заклички: про солнце
Отчетное занятие: праздник «Осенины»
Цели: формирование интереса к русской культуре
Задачи: - знакомство с традициями и обычаями празднования и встречи осени на Руси.
- воспитание уважительного отношения к предкам, их труду
- обозначить роль фольклорной деятельности в повседневной жизни русского народа.
Дети заводят хороводную песню: «Осень – рукодельница».
Ведущая Хозяюшка:
Осень в крестьянском календаре начиналась 2 августа, в Ильин день. В это время 2-3 дня люди не работали, они наряжались, надевали свои лучшие праздничные наряды и ходили друг к другу в гости.
Песня «Кто хозяин во дому, да в высоком терему»
Хозяюшка:
А после праздника начиналась уборка урожая. Сначала убирали рожь, а после Спаса (19 августа) убирали яблоки. На жатву выходили все женщины. Работа была тяжелая, требовала выносливости, терпения. Для поддержания сил женщины пели частушки, они для них использовали специальный долгий напев
Девочки житницы с частушками:
На горушке на крутой,
На раздольице широкой
А стоит народ всей толпой
Глядит народ толоку.
А чья это толока?
Богатого мужика,
Богатого мужика,-
Акимова толока.
А я, молоденька, рожь топчу,
Рожь топчу, рожь топчу,
Травку-муравку вытопчу,
Вытопчу, вытопчу,
Зеленое жито вырастет,
Вырастит, вырастит,
А я, молоденька, буду жать,
Буду жать, буду жать,
И да у снопочки вязать,
Да вязать, да вязать….
Хозяюшка:
Позже всего собирали овес, самый последней его сноп (его называли бородой) почитали и использовали в разных ритуалах. Вязание бороды так же сопровождалось пением:
Девочки житницы:
Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!
Хозяюшка:
Сноп - бороду приносили домой и размахивали им, выгоняя разных насекомых из избы
Девочка житница: «На покрову скрываются все гады - ужи и все»
Хозяюшка: А на Покрову, когда уже животных не пасли на лугах, этот сноп делился на всех животных и проводился обряд закармливания, чтобы защитить животных от болезни.
Девочка житница: «Кормилец-батюшка, как я люблю этих коровушек (овец, свиней и т. д.) так и ты их люби и холи»
Хозяюшка:
Женщины впервые разводят в печи огонь из веток плодовых деревьев, чтобы будущий год тоже был урожайным и семья процветала. А с дымящийся веточкой обходили женщины все жилье, говоря : «Дыму виться, к небу стремиться, моим желаниям сбыться, а богатству в моем кошеле поселиться»
Женщины пекли блины, символ солнца, каравай, которым угощали родственников и соседей. Считалось, что это принесет богатство.
Мужчины в это время утепляют жилье, готовясь к зиме: «Не утеплишь дом до Покрова-всю зиму будешь мерзнуть!»
«На Покров до обеда-осень, а после обеда-уже зима». В этот день часто идет первый снег.
Считалось, что с 21 сентября, наступает конец лету и осень вступает в свои права.
Дети кричат закличку:
Осень, осень, в гости просим,
Осень, осень, погости
Недель восемь
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.
Хозяюшка:
Уже прошла уборка всего урожая. Народ собирался на народные посиделки. Молодежь собиралась в одном доме дружным коллективом рубили капусту, квасили ее. Это был чисто женский праздник, так как капуста символ семьи и дружбы. А так же символ крепкой, довольной жизнью женщины
Песня хоровод «Капуста»
Хозяюшка:
Так же играли в различные игры
Игры : «У медведя во бору», «Тяпа - распяпа», «Цепи кованные»
Хозяюшка:
А для незамужних девушек начиналась пора осенних свадеб. Девушки водили хороводы, пела песни. А юноши глядя на них выбирали себе жену.
Хоровод «В лес пошли»
Хозяюшка:
Вот так веселился народ в старину.
На осенних - супрятках посидели,
На традиции народа поглядели
А где весело поется – там и весело живется!
Коли понравилось вам у нас, просим в гости в другой раз!
Отчетное игровое-развлекательное занятие «Проводы масленицы»
Цель: Приобщение детей к русской народной традиции празднования Масленицы
Задачи: Расширить представление о Масленице, её обычаях и традициях. Знакомство с русским народным фольклором. Воспитание интереса к праздникам и истории своего народа.
Ведущий:
Добрый день дорогие друзья!
Собирайтесь скорее сюда
Приглашаем всех сегодня
Мы на проводы зимы,
Ждут вас игры, песни, шутки
И горячие блины.
Подходи честной народ
Масленица к нам идет,
С понедельника по воскресенье
Нам неделя для веселья!
Понедельник звался встречей
Хоть остался он до лече.
Будем мы весну встречать
Будем масленицу провожать.
Песня: «А мы Масленицу дожидались»
Вторник заигрыш у нас
Это русский перепляс,
Ну-ка весь честной народ
Заводика хоровод.
Хоровод. Песня: «Ой, блины, блины, блины»
Среда лакомкой зовется,
Сытно естся, сладко пьется.
Масленица наша дорогая,
Гостюшка наша золотая
К нам с весельем ты пришла, и блиночков принесла.
Ах, вы блинчики, блины
Вы пришли из старины,
Много ведь старинных блюд
Где и жарят, и пекут.
Игра: «Блины-лепешки»
Вот и лакомка прошла
Хороша она была,
А в четверг большой
Веселись-ко всей душой.
Эй, вы хлопцы выходите
Свою удаль покажите.
Игра: «Перетягивание каната»
Масленицу мы с радостью встречаем
И по-разному величаем:
Сырная, блинная, честная, удалая,
Широкая, разгульная.
А как вы сможете назвать Масленицу?
Игра: «Как у деда Трифона»
Ну а в пятницу у нас тёщи вечерочки.
Тёща в пятницу хозяйка
Зять амбары открывай-ка
Не скупись своим добром
К тёще приезжай с мешком
Да мешок, чтоб не пустой,
А мешок, чтоб был с мукой.
Частушки про тёщу
Наконец пришла суббота
Ну какая там работа,
Надо в гости нам сходить,
Воду к чаю наносить,
Самовары растопить
У золовки чай попить!
Эй, вы молодцы, да девицы
Гулять будем - веселиться!
Игра: «Прыжки в мешках»
Воскресенье день прощенья
День последний для веселья
Выходи народ во двор,
Разводи большой костёр.
Вместе с чучелом сгорят
Все заботы и печали,
Что зимой вас повстречали.
Выносят чучело.
Ты пришла к нам в воскресенье
Всю неделю шло веселье
А сегодня в воскресенье
Наше кончилось веселье.
Прощай, наша Масленица!
Здравствуй, Весна – красна!
Отчетное занятие «Весенние заклички»
Цель: познакомить детей с таким народным обрядом, как закликание весны.
Задачи:- дать детям представление о празднике, какое значение для народа он имел.
- закрепление знаний закличек, хороводов, игр народного фольклора.
- развитие творчества детей: умение выразительно петь, читать стихи, отгадывать загадки.
Хозяюшка:
Здравствуйте гости дорогие. Рада видеть вас снова, в добром здравии. Сейчас я вам поведаю, как на Руси встречали весну – красну. Какие загадки о ней складывали:
Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица -.
Дети: (Весна)
Считалось, чтобы весна пришла, её нужно было выкликнуть, позвать. Отсюда и народное название – заклички. В это время года они назывались веснянки. Это были настоящие заговоры:
На встречу друг другу выходят парами дети с закличкой «Весна - Красна приходи». Затем парами читают:
Жаворонки-жавороночки,
Прилетите к нам, принесите нам
Лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную;
Нам холодная зима наскучила,
Руки, ноги отморозила.
Весна, весна красная
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
Ой, вы, жаворонки-жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье, второе – овечье, третье – человечье.
Хозяюшка:
Один из древних обычаев на Руси — печь «жаворонки» — птичек из теста, чтобы отметить начало весны и возвращение птиц из теплых стран. На Руси единого дня или недели для праздника встречи весны не было. В каждой местности эта дата определялась по народным приметам. «Жаворонков» пекли постных, но для детей можно было печь и сдобные. Пекли их всей семьей, в изготовлении «птичек» вместе со взрослыми традиционно принимали участие и дети. Так же дети играли в характерные игры. И мы с вами поиграем.
Игра «Жаворонки»
Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок)
ходит за кругом с колокольчиком,
проговаривая слова:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.
Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком,
Нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.
Игра: «ПТИЦЕЛОВ»
Для этой игры понадобится толстая веревка, на конце которой завязан узел. С
помощи считалки выбирается водящий – «птицелов». Он крутит веревку
примерно на уровне колен, то ускоряя, то замедляя вращение, стараясь задеть
кого-нибудь из играющих – «птичек». Птички же стараются перепрыгнуть
через веревку, не поддаваясь на уловки птицелова. Пойманная «птичка»
водит в следующем туре.
Хоровод «Летели две птички».
1. Летели две птички, ростом невелички.
Припев: Барыня ты моя, сударыня ты моя!
2. Летели, летели - сели посидели.
3. Сидели, сидели, взвились – полетели.
4. Стали расставаться – крепко обниматься.
Звучит жалейка, пение птиц. Девушки поочереди встают со своих мест.
1-я дев. : Смотрите, смотрите: птицы!
2-я дев. :Наконец-то, весна! Прощайте, морозы да вьюги!
3-я дев. : Здравствуй, солнышко ясное, деньки теплые!
Пропевают:
1-я группа: Приходи, весна! Приходи, красна!
2-я группа: Пусть солнца улыбка будет ясна!
3-я группа: Пусть цветы пестреют всюду!
4-я группа: Подари, весна. Тепло честному люду!
Все: Здравствуй! Здравствуй!
Хозяюшка:
Еще при закличках весны девушки собравшись на зеленой поляне или на улице берутся за руки, делают круг и начинают созывать подружек в хоровод. Во время пения они ходят кружком:
Девочка читает:
Пойдем, девочки,
Завивать веночки!
Завьем веночки, завьем зеленые.
Стой, мой веночек, всю неделю зелен,
А я, молодешенька, увесь год веселешенька!
Хоровод для девочек «Веночек»
Хозяюшка:
Как у нашего широкого двора
Собирались красны девушки в кружок:
Они думали, какой игрой играть:
Сем-ка, в жмурки. сем, в веревочку начнем.
И мы с вами поиграем:
Игра «Бубен»
Дети становятся в круг. Ведущий, с бубном в руках, заходит в центре круга. Ведущий ударяет в бубен любой ритмический рисунок, подходит к одному из детей подаёт ему бубен для того чтобы выбранный ребёнок повторил этот ритмический рисунок. Если ребёнок повторяет правильно, то он отходит из общего круга назад, если не правильно, то остаётся на месте. Нужно выбрать из общего круга четырёх детей, которые правильно повторят ритмический рисунок. После этого ведущий кладёт бубен на стул в центре круга и становится в общий круг. Все дети, стоящие в кругу берутся за руки и двигаются под музыку по кругу. Когда музыка останавливается, дети останавливаются и говорят слова: раз, два, три бубен бери. На слово бери, дети поднимают руки вверх. Стоящие дети за кругом забегают в круг и берут бубен. Кто первый возьмёт тот ведущий.
Игра «Горелки».
Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет «гореть»,— отсюда и название игры.
Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нарас-пев слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле:
Ходят грачи
Да едят калачи.
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:
Раз, два, не воронь.
Беги, как огонь!
Двое детей бегут вперёд, ловко увёртываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не стра-шен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит».
Если водящий и при повторении игры не поймает бегущих, тогда он «горит» во второй раз. Если он и в третий раз никого не поймал, играю-щие могут спеть такую песенку:
Огарушек, огарушек!
Плохо стоишь —
Стань на чёрный камушек!
Совсем сгоришь!
(Огарок, огарушек — остаток недогоревшей свечи.)
Но если водящему удаётся поймать одного из убегающих, он встаёт с ним впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.
Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.
Правила.
1. Водящий не должен поворачиваться назад.
2. Он догоняет убегающих сразу же после слов: «Беги, как огонь!»
3. Игроки последней пары начинают бег только с последними словами: «Колокольчики звенят!»
Играющих может быть много, чем больше, тем веселее.
Хозяюшка: Весну красную мы встретили
Да как праздник наш прошел – не заметили
Под веселый перепляс
Распрощаемся сейчас. (Звучит веселая музыка.)
Список литературы:
1. Картотека русских народных подвижных игр.
2. Куприянова Л. Л. "Русский фольклор", М., Мнемозина, 2002г.
3. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. – М., 2001
4. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2013 (переиздание от 2000г.).
5. Якуб С. К. "Вспомним забытые игры", М., Детская литература, 1988г.
6. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2016г.