Папки-передвижки

Игры по развитию математических способностей детей дошкольного возраста

Ольга Мельникова
Игры по развитию математических способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Предмет математики настолько серьезен,

что надо не упускать случая

сделать его занимательным.

Блез Паскаль

Актуальность темы: Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.

Публикация «Игры по развитию математических способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Сегодня, а тем более, завтра математика необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Следовательно, одной из наиболее важных задач, воспитателя и родителя - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Математику недаром называют «Царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление. Однако часто мы можем услышать, что математика – это скучно.

Сегодня я хочу поделиться, рассказать и показать какие игры и материал использую на занятиях по математике и в свободной деятельности, чтобы скучно детям не было. А было наоборот интересно и занимательно, ведь тогда материал усваивается проще и быстрее. И все мы воспитатели к этому стремимся.

Математика оживет и станет яркой и интересной, если ее правильно организовать. И хотя математика – один из сложных предметов, наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием!

Всем известно, что: «Послушаешь – и ты узнаешь!

Посмотришь – и ты поймешь,

А сделаешь – и ты научишься».

Все мы любим играть. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому.

Наша с вами задача - привить детям любовь к математике. В детском саду эту любовь можно привить через игру, через сказки. Ведь математика в сказках это не та обычная математика к которой мы привыкли. Здесь есть волшебная история, которая чему то учит. А наблюдая за жизнью сказочных персонажей, дети усваивают математические понятия (сложение 1+1 в сказке «Теремок», большой – маленький, порядковый счет, навыки пространственного мышления и т. д.)

Каждую сказку можно попробовать наполнить математическим содержанием, включая задания для героев посредством дидактических игр. Сами сказки есть с математическим началом: «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и многие другие. И в каждой сказке есть целая уйма математических ситуаций. Проведение таких сказок с использованием дидактических игр способствует тому, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника.

Сегодня я хочу остановиться конкретно на играх, которые я применяю на занятиях по математике и дети самостоятельно играют в свободной деятельности.

Все математические игры делятся на изучение или закрепление:

Количество и счет

• Совершенствование умения считать в пределах 5, 10 или 20 (соответственно возрасту): «Считай дальше», «Игры с пальчиками», «Рыбаки и рыбки», «Летающие колпачки», «Отсчитай столько же», «Найди пару» (счет по образцу, «Найди свой аэродром» (счет по образцу, «Наведи порядок» (счет по образцу, «Динь-динь» (счет на слух, «Посчитай, сколько» (счет на слух, «Больше, меньше», «У кого больше пуговиц», «Сделай столько же» (счет движений, «Исправь ошибку», "Сколько пар", "Покупаем парами (десятками)"

• Закрепление навыков порядкового счета: «Который по счету?», «Угадай, что изменилось», «Исправь ошибку», «На котором месте стояла?», «Стройся по порядку», «Кто ушел и на котором месте стоял?»

• Формирование понимания отношений рядом стоящих чисел (в пределах 10): «Найди на один меньше (больше)» (лото, «Найди соседей числа» (лото, «Найди пропущенное число»; игры с мячом: «Назови число на один меньше (больше)», «Назови следующее число», «Назови соседей».

• Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 5 или 10 (соответственно возрасту): «Составь число», «Подбери столько же разных предметов», «Я знаю пять названий цветов» (игра с мячом).

Величина

• Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке: «Наведи порядок», «Сломанная лестница», «Исправь ошибку», «Найди недостающее», «Матрешки» (лото, «Расставь по порядку».

• Развитие глазомера: «Сколько шагов», «Дополни предложение», «Найди такой же по величине», «Поручение», "Взвесь на руках", "Что тяжелее, что легче?",

• Закрепление умения делить предмет на 2-8 равных частей (соответственно возрасту): "День рождение", "Раздели на всех", "Поручение", "Найди целое и его части", "Покажи и сравни 2/4, 3/4".

Форма

• Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: «Найди пару», «Найди (назови) предмет такой же формы», «Подбери предмет», «Дорисуй предмет», «Кто больше увидит предметов такой же формы?», «Не ошибись» (составление плоских и пространственных фигур); "Найди на ощупь", "Найди по описанию", "Собери фигуру", "Разложи по коробкам".

• Развитие умения анализировать форму предметов и их частей и воссоздавать предметы разной формы: "На что похоже?", "Дорисуй предмет", "Танграм", "Найди, назови предмет такой же формы", "Колумбово яйцо", "Нарисуй, потом построй"

Ориентировка в пространстве

• Упражнения в умении двигаться в заданном направлении: «Правильно пойдешь, секрет найдешь», «Поручение», «Где спрятались игрушки?»

• Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги: «Найди пару», «Найди такую же картинку», «Запомни и повтори», «Что изменилось?», «Художники», «Расскажи про свой узор», «Составь узор», "Что снаружи - что внутри", зрительные и слуховые диктанты.

Ориентировка во времени

• Расширение представлений о временных отрезках, уточнение понятия «сутки»: «Наш день», «Назови соседей», «Когда это бывает?», «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь», «Наоборот», "Подбери правильно", "Круглый год", "Дополни предложение", "Составь времена года и т. д.

• Формирование представлений о последовательности дней недели: «Живая неделя», «Дни недели, стройтесь», «Исправь ошибку», «Вчера, сегодня, завтра…».

• Упражнение в определении и установлении времени по часам: "Который час?", "Проверь время", "Раньше - позже".

Я вам предлагаю поиграть в эти игры. И на некоторое время превратиться в детей. Для начала сделаем массаж пальчиков.

1. «Игра – разминка»

1,2,3,4,5 – научились мы считать.

1,2.3,4,5 – надо нам умнее стать!

2. А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки». Игра

может служить разминкой, физминуткой.

Задания:

- Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (5)

- Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (4)

- Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (6)

- Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (2)

- Сколько жучков, столько язычком щелчков. (3)

- Сколько точек видишь в круге, столько раз поднимем руки. (8)

3. "Математические цветочки" (игра с прищепками)

Цель игры: закрепить состав числа, знаки (больше, меньше, равно, вставить пропущенное число, найти соседей заданного числа, решить примеры на сложение и вычитание.

4. "Вылепи цифру"

Детям загадывается загадка о цифре, ответ предлагается вылепить из пластилина или выложить из фасоли.

Кто-то ночью старый стул

Спинкой вниз перевернул.

И теперь у нас в квартире

Стал он цифрою. (4) Эта циферка с секретом.

И зимой, и жарким летом

Различишь едва-едва,

Где в ней ноги, голова. (8)

Цифру эту угадай-ка!

Она большая зазнавайка.

Единицу сложишь с двойкой,

И получишь цифру. (3) Как-то ночью под кусточком

Грибы выросли опять.

Два грибочка, три грибочка.

Сколько будет? Ровно. (пять)

Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело

Сколько всех их прилетело? (семь) Два кубика у Маши,

Четыре у Наташи.

Вы кубики все эти

Скорей считайте, дети. (шесть)

5. "Колумбово яйцо"

Почему данная игра так популярна? Все потому, что она способствует развитию у детей: логического мышления; моторики рук; сенсорных способностей и пространственного представления; фантазии; самостоятельности; лидерских качеств; смекалки и сообразительности;

самоконтроля.

Когда ребенок занимается такими головоломками, он учится принимать решения, у него активизируется умственная деятельность, и что самое главное – оба полушария мозга работают одновременно, что в дальнейшем очень пригодится ему в жизни.

Основной фигурой в игре «Колумбово яйцо» является овал, который поделен на определенное количество элементов – геометрических фигур.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей в свободное от занятий время. Дидактические игры определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.

Благодарю вас за терпение, активность и желаю успехов и профессионального оптимизма! Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Дидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 летДидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Авторская дидактическая игра по ФЭМП «Белочки» для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Бирюкова Наталья Юрьевна Организация: МБДОУ.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры по развитию математических способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 июня 2022 в 17:20
+164Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры по развитию математических способностей детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мельникова (УИ 103904) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 65.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД