Илона Гермогенова
Игры с кругами Луллия
▼ Скачать + Заказать документы
Круги Луллия - это одна из методик ТРИЗ, которая позволяет обучать познанию мира.
Раймонд Луллия ((1235–1315 гг. Испания)-поэт, философ, один из наиболее влиятельных и оригинальных мыслителей европейского высокого Средневековья.
В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов.
Публикация «Игры с кругами Луллия» размещена в разделах
А вот дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста. Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги.
• Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом.
• Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами.
• Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.
Круги Луллия-чудесные кольца или загадочные круги. Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона.
На стержень нанизывают несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливают стрелку, все круги разделяются на одинаковое количество секторов. На них располагают картинки предметные, сюжетные или слова. Круги и стрелки свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах и объединить, казалось бы, не совместимые объекты.
Задается вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо будет расшифровать, подключив воображение.
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т. д., на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т. п.)
2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по ИЗО деятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи.
Пособие позволяет решать задачи:
• Развивать познавательную активность; мелкую моторику и координацию движений рук;
• Формировать элементарные математические представления;
• Совершенствовать грамматически строй речи;
• Развивать внимание детей;
• Развивать навыки воображения;
Авторы методики «Кольца Луллия» используют такое понятие, как тренинг. Это серия игр, объединенных одной темой. Тренинги состоят из заданий 4 типов:
1-й тип: «Найди реальное сочетание». Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например, Лист березы – клякса зеленого цвета. Лист березы зеленого цвета. Листья у березы бывает зелеными летом.)
Игра №1 "Кто что ест и где живет?"
Игра №2 "Подбери цифре количество предметов"
2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия. Например, лист березы клякса черного цвета. Березовый листок может быть черного цвета ночью.)
Игры с элементом случайности в установке колец
В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования.
Игра «Придумай фантастическую историю или сказку».
Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребенка.
4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
К сожалению, у данного пособия есть и ряд небольших недостатков – сложно подобрать подходящий и удобный стержень для кругов, раскручивание и совмещение кругов иногда затруднительно для малышей, все картинки находятся перед глазами, что отвлекает внимание дошкольников.
Творчески работающие педагоги усовершенствовали Круги Луллия, изготовили пособие, более удобное в работе с детьми дошкольного возраста.
В данном пособии используется одновременно только два круга. Сами круги помещаются в коробку с окошком посередине, в котором и совмещаются нужные изображения.
Края кругов выходят за край коробки, что обеспечивает удобное вращение.
Таким образом, использовать Круги Луллия можно в любых областях: закреплять знания цифр и умение пересчитывать предметы (на одном кольце группа предметов, на другом соответствующая ей цифра, знания геометрических фигур (соединять предмет определённой формы с эталоном, развивать фонематический слух (соединять картинку с буквой, обозначающей первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и считать слоги в словах).
Варианты использования этой методики безграничны. Педагоги активно ее осваивают, детям она очень нравится.