Наталья Глазина
Игры с мячом в оздоровительной работе с воспитанниками
▼ Скачать + Заказать документы
Мяч и физическое совершенствование
Мир движений очень разнообразен. В любых жизненных ситуациях, решая сложные двигательные задачи, человек всегда должен уметь действовать расчетливо, быстро, энергично, точно, изящно. Мы восхищаемся уверенным действиям ученых, золотыми руками тружеников колхозных полей, заводов, разнообразных фирм, мастерством артистов цирка, спортсменов с их фантастическими рекордами. Но следует всегда помнить, что искусство движений можно строить только на прочном фундаменте- той «азбуке движений», которую осваивают люди с раннего детства. Чем шире круг двигательных умений и навыков, чем богаче двигательный опыт, тем лучше и быстрее осваиваются новые движения.
Публикация «Игры с мячом в оздоровительной работе с воспитанниками» размещена в разделах
С появлением мяча неизмеримо расширились возможности конструирования множества физических упражнений, которые позволяют направленно решать задачи физического воспитания. Упражнения с мячом- это предметные действия. Роль предметных действий в развитии способности управления движениями велика.
Ученые, исследовав с помощью современной аппаратуры механизмы метания, обнаружили, что это сложнейшее из упражнений. В акте метания участвуют все звенья тела, которые, по выражению Н. А. Бернштейна, надо превратить в «управляемую систему», соразмерить работу сотен мышц в десятках сочленений, закрепляя одни звенья тела и обеспечивая точную координацию движений других во времени, в пространстве и по величине мышечных усилий.
Зрительный контроль за полетом мяча и объективный результат броска позволяют получить срочную информацию и оперативно сверить свои мышечные ощущения и сигналы других органов чувств, чтобы внести нужные коррективы при последующих бросках.
Цель может находиться на разном расстоянии, а если она и движется, то необходим не только хороший глазомер, но и умение осмысливать программу своих действий, определить расстояние, направление и скорость перемещения цели, чтобы сделать нужное упражнение. Если цель появляется внезапно и так же быстро может исчезнуть, то надо мгновенно отреагировать на принятую информацию и на большой скорости выполнить необходимые действия. Броски на большое расстояние требуют отлично развитых мышц, прочных суставов и связок. А сами упражнения в метании различных мячей являются хорошим средством развития скоростно-силовых качеств. Это используется для тренировок во многих видах спорта.
Особую значимость имеют упражнения с мячом в воспитании «ручной ловкости». Разнообразные действия в передаче, перекатывании, бросках и ловле мячей одной и двумя руками оказывают положительное воздействие на развитие быстроты, силы, ловкости и точности движений рук, кистей, пальцев, что необходимо для жизни человека.
Главную причину увлечения упражнениями с мячом я вижу в разнообразии действий, требующих точности и согласованности движений, а в парных и групповых играх- в бесконечном разнообразии ситуаций, требующих быстроты реакции, ловкости, находчивости, сообразительности. Это является хорошим оздоровительным эффектом. Упражнения с мячом очень динамичны. Ведь это круглый, упругий снаряд при отсутствии опыта может быть непослушным. Кроме основных упражнений с мячом- бросков, ловли, прокатывании, дети выполняют и много других движений, полезных и значимых для организма, это: наклоны, повороты, приседания, пробежки. В активную работу включаются многие группы мышц, что способствует более интенсивной деятельности и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме. В подвижных и спортивных играх с мячом обязательно сочетаются бег, прыжки, что дает более высокую физическую и психическую нагрузку.
Поэтому упражнения с мячом занимают достойное место в программах по физическому воспитанию дошкольников. Являясь незаменимым средством всестороннего физического совершенствования воспитанников ДОУ, упражнения с мячом одновременно имеют и огромный оздоровительный эффект.