Игры, способствующие развитию слухового восприятия у детей младенческого возраста

Татьяна Окунева
Игры, способствующие развитию слухового восприятия у детей младенческого возраста

Очень скоро после рождения малыш начинает реагировать на различные звуки и, в первую очередь, – на голос матери. Исследования в сфере слухового восприятия младенцев показали, что самые маленькие дети предпочитают звуки человеческого голоса всем другим звукам и шумам окружающим их.

К концу первого года жизни малыш может легко повторять за взрослым разнообразные звуки, а к концу года произносит 6 - 10 облегченных слов, называя ими игрушки или знакомые действия.

Ухаживая за своим малышом помните ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:

- Каждый раз беря малыша на руки, пеленая, купая, баюкая, нежно и ласково разговаривайте с ним. Напевайте ему песенки, рассказывайте забавные детские стишки. Теплые, мягкие, повторяющиеся интонации вашего голоса успокаивают малыша.

- Побуждайте малыша прислушиваться к различным звукам, когда он спокойно бодрствует. Используйте не только музыкальные игрушки и инструменты, но и окружающие малыша предметы: шуршащую бумагу, льющуюся воду, сигналы машины за окном, чириканье птичек, тиканье и бой часов и т. п.

ПОМНИТЕ! Все малыши по-разному реагируют на звуки: одним нравятся громкие звуки, других они пугают. Внимательно наблюдайте за своим ребенком, чтобы понять, что ему нравится, а что – нет.

- При овладении малыша предметными действиями побуждайте его извлекать различные звуки из игрушек и предметов.

- Побуждайте малыша подражать вам при произнесении слогов лепета и первых лепетных слов. Устраивайте «переклички» с малышом, когда вы готовите или стираете и вас нет рядом с ним.

- Подберите для своего малыша такие игры, которые помогут ему развиваться.

С первых дней жизни до 3 месяцев

Развитие умения прислушиваться к голосу взрослого

Игра «Ах ты, котенька»

Наклоняйтесь над лицом ребенка и удаляйтесь от него, напевно произнося слова:

«Ах ты котенька, Ты мой серенький, Хвостик беленький! Как тебя не любить!»

Пощекочите малыша за ушками, погладьте шейку, потормошите его за грудку, улыбнитесь ребенку, нежно и ласково поговорите с ним, еще раз рассказав ему пестушку.

Игра «Высокие и низкие звуки»

Положите себе под голову валик или подушку перед тем, как лечь на коврик. Положите малыша на животик себе на грудь так, чтобы ваши лица были напротив друг друга. Медленно проведите рукой от шеи ребенка к его бедрам, надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника. Этот прием поможет малышу приподнять голову. Произнесите имя малыша высоким голосом. Теперь произнесите его имя нежным, но низким голосом. Несколько раз меняйте тон своего голоса.

Развитие умения прислушиваться к звучанию различных игрушек и предметов

Игра «Колокольчик»

Сядьте на пол на коврик, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях а позе «на спине». Вам понадобится звонкий колокольчик. Потряхивая колокольчик, находящийся на расстоянии 60-70 см над грудью ребенка, привлеките внимание малыша. Поместите колокольчик в поле его зрения, перемещайте его вправо-влево, вверх-вниз, приближая и удаляя его от ребенка. Вы можете помочь малышу, подложив свою ладонь под его шею и голову.

Игра проводится 2-3 раза подряд в течение 3-4 дней.

Игра «Бубенцы»

Для проведения игры вам понадобятся бубенцы (или свирель, бубен, погремушки, бумага, деревянные ложки, неваляшка, шарманка).

Позвените бубенцами слева или справа от ребенка на расстоянии 60-70 см так, чтобы малыш мог их еще и видеть. Дайте звуку затихнуть. Посмотрите на ребенка – прислушивается ли он к звучанию бубенцов, затормозив свои движения. Позвените еще раз, и, после того, как малыш затихнет, а звук угаснет, покажите их ребенку. Добейтесь прослеживания за звенящими бубенцами. Игру повторите 2-3 раза.

Развитие умения поворачивать голову в сторону голоса взрослого

Игра «Поиск взрослого»

Положите малыша на диван или на большую кровать, а сами прилягте рядом справа или слева от малыша, но так, чтобы он вас не видел.

Позовите малыша по имени нежно и ласково, нараспев произнесите его имя.

Внимательно наблюдайте за ним. Если малыш только прислушивается к вашему голосу, а не пытается его найти, поверните его голову в свою сторону. Предоставьте ребенку возможность увидеть вас и еще раз услышать, как вы ласково и нежно зовете его. А теперь позовите его с другой стороны.

Повторите эту игру несколько раз, все меньше и меньше помогая малышу.

В следующий раз зовите его то голосом нормальной громкости, то шепотом.

Игра «Пока все заняты»

Наиболее привлекательным объектом для малыша являетесь вы. Поэтому, когда у вас нет времени с ним поиграть, напевайте ему, используя самые простые мотивы и самые простые стишки:

«Ты скажи, барашек наш,

Сколько шерсти ты нам дашь?»

или

«Как у наших ворот

Муха песенку поет.

Ай, люди, вот поет.

Ай, люли, вот поет!»

Насвистывайте что-либо или просто разговаривайте с ним, делая что-то на кухне, в ванной или в другой комнате.

Стимулирование ищущих поворотов головы при длительном звуке

Игра «Шарманка»

Вам понадобится детская шарманка.

Поиграйте на шарманке, привлекая внимание малыша к игрушке и тем звукам, которые она издает. Отклоняйте ее то вправо, то влево от малыша, побуждая его следить за игрушкой и прислушиваться к ее звучанию. Затем поиграйте на шарманке справа от малыша, побуждая его повернуть голову в сторону звука, а затем слева. Если малыш не пытается искать музыкальную игрушку, вновь покажите ее малышу, стимулируя умение прослеживать за ней, прислушиваясь к ее звучанию.

Игра «ищем музыкальную шкатулку»

Сядьте на пол на коврик, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях а позе «на спине».

Приготовьте музыкальную шкатулку или игрушку. Включите шкатулку с одной стороны от ребенка, предоставляя ему возможность прислушаться к мелодии. Внимательно наблюдайте за ним. Если малыш только затихает, услышав первые звуки музыки, а не пытается слегка повернуть голову в сторону игрушки, покажите ему шкатулку. Включите ее еще раз, предоставив малышу возможность увидеть ее и услышать мелодию. Отклоняйте музыкальную шкатулку вправо и влево от малыша, побуждая его поворачивать голову, прослеживая за игрушкой и прислушиваясь к ее мелодии.

Повторите игру, включив шкатулку с другой стороны от малыша.

Развитие умения поворачивать голову в сторону невидимого источника звука и находить его

Игра «Шуршащая бумага»

Сядьте на пол на коврик, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях а позе «на спине».

Вам понадобится различная бумага: фольга и оберточная бумага, бумагу для компрессов и белый лист простой бумаги.

Прошуршите бумагой с одной стороны от ребенка. Внимательно наблюдайте за ним. Если малыш только прислушивается к звуку, а не пытается его найти, поверните его голову. Предоставьте ребенку возможность увидеть эту бумагу и еще раз услышать ее шуршание. Повторите игру 2-3 раза подряд, меняя бумагу.

Помогайте малышу только тогда, когда это необходимо. Побуждайте его самостоятельно поворачивать голову и находить источник звука.

Игра «Деревянные ложки»

Вам понадобятся деревянные ложки.

Малыш лежит перед вами на животе, его бедра должны быть разведены. Одной рукой вы прижимаете таз ребенка к столу, а другой – приподнимаете его грудь.

Возможно, вам понадобится второй взрослый, который будет постукивать ложками справа или слева от ребенка.

Если малыш не пытается повернуть голову, помогите ему. Поверните его голову на звук ложек, предоставьте ему возможность увидеть их.

ПОМНИТЕ! При повороте головы подбородок ребенка должен быть обращен к плечу, а таз ребенка не должен отрываться от стола.

Проделайте тоже самое с другой стороны.

Играя в эту игру, ваш малыш научится поворачивать голову, услышав шум игрушки.

Игра «Мышка»

Малыш лежит перед вами на животе. Проведите пальцами по ручкам ребенка, пощекочите его под подбородком, приговаривая:

«Мышка, мышка, что не спишь,

Что соломою шуршишь?

– Я боюсь уснуть сестрица,

Кот усатый мне приснится.»

Пусть ваши два пальчика погуляют по подстилке перед малышом вправо-влево, поцарапают ее, шурша, как мышка. Убедитесь, что малыш наблюдает за вашими пальчиками, поворачивая голову вправо-влево и прислушивается к шороху и царапанью.

А теперь пошуршите справа, проговорив:

«Мышка, мышка, что не спишь,

Что соломою шуршишь?»

А потом слева:

«– Я боюсь уснуть сестрица,

Кот усатый мне приснится.»

Ваш малыш будет прислушиваться к вашему голосу, поворачивая голову за звуком вправо-влево, лежа на животе.

Развитие умения по-разному реагировать на спокойную и плясовую мелодию

Песенка «На зеленом на лужку»

Возьмите малыша так, чтобы одна ваша рука поддерживала грудь, а другая – ягодицы ребенка. Поднимите его и разверните лицом к себе.

Слегка подбрасывая и поворачивая малыша, напевайте ему песенку на мелодию «Во саду ли, в огороде»:

«На зеленом на лужку

Мотыльки летают

И с цветочка на цветок

Весело порхают.»

Ваш малыш научится эмоционально реагировать на плясовые мелодии.

«Колыбельная»

Покачивая ребенка, наклоняйтесь к его лицу и удаляйтесь от него, напевайте колыбельную песенку:

«Баю-баю, баю-бай,

Ты собачка здесь не лай,

Белолапа, не скули,

Мою детку не буди».

Ваш малыш научится прислушиваться к спокойным колыбельным мелодиям.

Напевая колыбельную мелодию, покачивайте и поглаживайте малыша:

«Спи, моя радость, усни.

В доме погасли огни,

Птички уснули в саду,

Рыбки уснули в пруду,

Мышка за печкою спит,

Дверь ни одна не скрипит.

Глазки скорее сомкни.

Спи моя радость усни».

Песенка «Застучали ножки»

На мелодию «Краковяк» пойте следующую песенку, выполняя «скользящие шаги» ножками малыша:

«Застучали ножки

По ровненькой дорожке,

Застучали много раз

– Будет весело у нас».

Постукивая кулачком малыша о свою ладонь, пойте:

«Кулачком сильнее бей,

Только ручки не жалей,

Постучим мы кулачком

И покружимся волчком!»

При последних словах возьмите малыша на руки, поворачивая его к себе то лицом, то спиной.

Слушай музыку

Держите малыша на руках и танцуйте под ритмичную мелодию. А под медленную, спокойную мелодию покачивайте его или поглаживайте, положив животиком на свое плечо.

Вы научите малыша различать плясовые и спокойные мелодии.

Игра «Что звучит»

Держите малыша на руках и танцуйте под ритмичную, плясовую мелодию, напевая ребенку:

«Шла коза по мостику

И болтала хвостиком,

Зацепилась за перила

– Прямо в речку угодила!»

Публикации по теме:

Консультация для молодых родителей «Музыка в жизни младенца» Уважаемые родители! Вы вправе усомниться: а не рано ли говорить об этом сейчас? Неужели это крохотное существо уже пора приобщать к искусству?.

Консультация для родителей «Звуки, которые нас окружают» Мир звуков окружает ребенка с момента рождения (а вернее,он живет в нем еще до рождения). В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Игры, способствующие развитию слухового восприятия у детей младенческого возраста
Опубликовано: 3 января 2015 в 20:50
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома», приуроченного...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку. Старшая группа
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...
Целевая прогулка «Я — пешеход»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8 Улыбка», группа №8 «Непоседы» Целевая прогулка «Я - пешеход» Подготовили и провели...