Приложение МААМ

Консультация для педагогов и родителей «Проблемные ситуации в социально-нравственном развитии ребенка»

Светлана Ишунина
Консультация для педагогов и родителей «Проблемные ситуации в социально-нравственном развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

III. Консультация для педагогов и родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

«Проблемные ситуации и этические задачки в социальном-нравственном развитии ребенка. Как следует решать проблемы в общении с ребенком

Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Проблемные ситуации в социально-нравственном развитии ребенка“» размещена в разделах

Любое нравственное качество в ребенке возможно благополучно воспитать, если следовать правилу трех ключевых слов: «Знаю! Хочу! Умею!».

«Знаю!». Ребенок должен точно знать этическое представление («Я знаю, как надо», «Я знаю, как вести себя в магазине», «Я знаю, кто такой аккуратный (доброжелательный, ответственный) человек», «Я знаю, как поступает честный человек», «Я знаю сказку, где говориться о трудолюбивом человеке»). Эти представления нужно давать ребенку не как информацию, а каждый раз уточнять их («Кто у вас в садике доброжелательный?», «Как ты узнал, что он доброжелательный?», «Как ты сам к другим проявляешь доброжелательность в гостях, в садике, у бабушки?»). И если ребенок не совсем точно формулирует представление, задача взрослых на этом этапе –корректировать ответ, поправить ребенка, уточнить его знание о качестве посредством сказок, мультфильмов, личного примера, примера других людей.

«Хочу!». Ребенок начинает хотеть через сказку (чтение, драматизация, просмотр мультфильма). «Хочу быть как Буратино!» или «Не хочу быть как Стрекоза! Хочу быть другим!», «Хочу быть как Рукодельница и не хочу как Ленивица». И на этом этапе очень важно поощрять ребенка и обращать внимание на проявление у ребенка какого-либо нравственного качества. Поощрять это качество не только друг у друга, но и у других членов семьи. Одним словом, многократно обращать на проявление качества внимание.

«Умею!» Опыт поведения сначала в привычных, а в последующем и в проблемных ситуациях, которые даже провоцируют на нарушение норм. («Я умею убирать за собой игрушки. И книги тоже должны быть на своем месте. И обувь я всегда ставлю на коврик. И в гостях ставлю красиво».) Из примера видно, что ребенок все умеет держать в порядке.

Важно понимать, что любое нравственное качество воспитывается у ребенка лишь через систему этих ключевых слов. Убедимся в этом на примерах.

Допустим, у ребенка сформированы представления о дружбе, но они неточные. Он знает, что друг всегда должен делиться, уступать, подчиняться, дарить, во всем потакать, но не знает, что сам он тоже должен поступать так, причем безусловно. И если ребенок это не понимает, то непременно между детьми произойдет конфликт. В таком случае нужно корректировать, уточнять представления о дружбе; объяснить, что друг познается в беде, а не в радости.

Другая ситуация. Ребенку дали представление о качестве, но при этом не закрепляли, поэтому опыта у него нет. И тогда ребенок непременно будет нарушать нормы, как только окажется вне поля зрения взрослого. И это не значит, что он плохой, а потому что он просто не умеет себя вести в непривычных условиях. А ведь в нашей жизни ситуации все не похожи друг на друга. Получается, что ребенок не готов к жизни. А причина в том, что ребенок умеет проявлять качество только в типичных ситуациях.

Третья ситуация. Представления о качестве у ребенка есть, и оно тренировалось в незнакомых ситуациях, а желания нету. Соответственно не будет и толка.

Таким образом, ключ к успеху – три ключевых слова : «Знаю! Хочу! Умею!». Но ключевым компонентом является «Хочу!». Если у ребенка нет желания, то сколько бы сил и времени не тратилось на представления и тренировку, результат будет отрицательным.

В таком случае, важно разобраться в индивидуальных особенностях ребенка и «ключ» к нему подобрать индивидуально.

Р. С. Буре предлагает применять предвосхищающую оценку. «В дошкольном возрасте у детей развиваются предвосхищающие формы эмоциональной коррекции поведения. Эмоциональное предвосхищение позволяет ребенку не только предвидеть, но и прочувствовать тот личностный смысл, который будут иметь для него и окружающих последствия совершаемых действий. Это способствует развитию у старших дошкольников умения самостоятельно определять предполагаемый поступок, соответствующий моральной норме». «У нас Петя очень смелый. Таким как он в армии честь отдают» -и в этом случае Петя непременно будет первым.

Возможно у ребенка заниженная самооценка. В этом случае надо будет повышать ее (стать другом ребенку, хвалить, учить его уверенности и т. д). Добившись признания, ребенок поймет, что он – хороший, сможет гордиться собой, станет ценить и уважать себя и этот положительный опыт даст сил справиться со сложностями в других жизненных ситуациях. Он теперь сам захочет быть хорошим - и приветливым, и ответственным, и доброжелательным, т. е. научится культурно себя вести.

Культура поведения – это взаимодействие личности с окружающей ее средой.

В нравственном воспитании очень важно довести каждое качество до культуры поведения. И тогда ребенок будет поступать хорошо не потому что «мама так сказала», а потому что «он по-другому не умеет», «он уважает себя».

Совсем маленькие дети в силу своего возраста часто не умеют себя хорошо вести (могут ударить, укусить). Поэтому задача взрослого – накапливать его позитивный опыт, т. е. замечать малейшие проявления нравственного качества, хвалить, поощрять. И тогда он поймет, что он – хороший и не будет поступать плохо. Даже в самого проблемного ребенка нужно верить. Для него важны такие фразы как «Ты такой хороший!», «Я знаю, у тебя в следующий раз все получится». Таким образом мы не даем ему отступить, а заставляем идти только вперед.

Как помочь детям до 3-х лет научиться подчиняться этическим нормам и правилам?

1. Правил не должно быть много, но действовать они должны всегда и везде («нельзя бить человека, потому что это больно»; если «нельзя проходить в комнату в обуви», то это касается всех членов семьи; «нельзя проходить в комнату в обуви, даже если ты гостишь у бабушки» и т. д.);

2. Неоднократно показывать способы взаимодействия с другими людьми (поздороваться, вежливо попросить игрушку, играть по очереди и т. д.). Ситуации каждый раз должны быть разными.

3. Вовлекать ребенка в общие дела семьи (готовить подарки на день рождения, дарить цветочки, прочитать стишок – поздравление, вовлекать в уборку квартиры и др.)

4. Предвосхищающая положительная оценка, похвала. Необходима до 4-х лет. («Леночка умница, уже научилась сама игрушки убирать, помнит, что ей мама говорила!» Услышав это, Леночка непременно уберет игрушки)

5. Показ сценок с целью научить способам взаимодействия («Как цыпленок и утенок яблоко делили (в гости ходили, с воробышком знакомились)» и т. д.) Разыгрывать сценки из жизни вместе с малышом.

Как помочь научиться подчиняться этическим нормам и правилам детей после 4-х лет?

1. учим анализировать жизненные ситуации («Как можно поступить?», «Что нужно сделать?»)

2. Не даем предвосхищающей оценки, а учим находить способ самому и хвалим за найденное решение.

3. Проверять навыки ребенка в игровых ситуациях («Незнайка пришел в гости, но не умеет поздороваться. Ну-ка, научи Незнайку» и т. д.)

Как помочь научиться подчиняться этическим нормам и правилам детей 5-ти лет?

(Детей 5-ти лет учим культуре поведения, чтобы они и без взрослых могли выполнять правила и нормы)

1. Проводить этические беседы и уточнять их представления (беседа целесообразна после того, как ребенок стал свидетелем какой-то негативной ситуации и спросил взрослого об этом)

2. Специально создавать провоцирующие проблемные этические ситуации; учить находить из них выход (например, кому-то не хватило пластилина);

3. Обсуждать с детьми этические задачи с неоднозначными ответами («Мама предложила Кате сходить к соседке за сказками Андерсена. Катя вошла в дом к соседке и сказала «Т. Лена, дайте мне сказки». Соседка дала книжку и Катя пошла домой. Все ли правильно сделала Катя?»)

Очень важные правила для взрослых по воспитанию нравственных детей

1. Опираться на имеющиеся положительные качества ребенка и его достижения;

2. Не сравнивать ребенка с другими детьми;

3. Оценивать не ребенка, а его поступок

4. Доводить воспитание качества до привычки.

Публикации по теме:

Консультация «Проблемные ситуации, их сущность» «Проблемные ситуации, их сущность». Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Беликова Г. Н. Джон Дьюи считал, что: «Человек, по-настоящему.

Консультация для педагогов «Проблемные ситуации при проведении НОД по ИЗО» Выступление на семинаре «Проблемные ситуации при проведении НОД по ИЗО» Подготовила воспитатель: Захарова М. Н. 2017 Проблемные ситуации.

Консультация для педагогов из опыта работы «Значение игровой деятельности в речевом развитии ребенка» 1. Теоретические предпосылки значения игровой деятельности в речевом развитии ребенка Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка.

Консультация для педагогов «Значение театрализованных игр в развитии ребенка» Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в младшем школьном возрасте является театрализованные игры, которые.

Консультация для родителей «Игра, как средство социально-коммуникативного развития ребенка» Социально-коммуникативное развитие детей по настоящему может осуществляться лишь в контакте со взрослыми. С поступлением ребенка в детский.

Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в нравственном воспитании ребенка» Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношение к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребенка культуры.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром,.

Консультация для родителей. Значение игры во всестороннем развитии ребенка Значение игры во всестороннем развитии ребенка. «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного.

Консультация для родителей «Значение книги в развитии и воспитании ребенка» Уважаемые родители! Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Семья – источник вдохновения, Где.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Проблемные ситуации в социально-нравственном развитии ребенка»
Опубликовано: 9 марта 2019 в 14:45
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов и родителей «Проблемные ситуации в социально-нравственном развитии ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ишунина (УИ 179568) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД