МААМ-картинки

Конспект занятия по ИКТ в старшей группе «Виды транспорта»

Людмила Фарзалиева
Конспект занятия по ИКТ в старшей группе «Виды транспорта»

Виды транспорта

Конспект занятия в старшей группе по теме Транспорт.

ТемаВиды транспорта.

Задачи:

- познакомить детей с разным видом транспорта;

- закреплять понятия «наземный» «подземный» «водный» «Воздушный» транспорт;

Публикация «Конспект занятия по ИКТ в старшей группе „Виды транспорта“» размещена в разделах

- развивать навыки зрительного обследования предметов, формировать умение объединять части в целое (зрительный анализ, синтез) ;

- развивать умение использовать зрительный контроль, активизирующий зрительное внимание детей;

- воспитывать познавательный интерес;

- воспитывать положительное отношение к деятельности.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки из серий «Транспорт»; разрезные картинки с изображением разных видов транспорта; наложенные друг на друга изображения транспорта, незаконченные изображения транспорта.

Ход занятий.

- Здравствуйте, дети. Мы сегодня с вами поговорим о разных видах транспорта.

Д: Это стихотворение про машину.

По среде перемещения выделяют несколько видов транспорта : наземный и подземный, водный, воздушный и космический.

Наземный и подземный транспорт

На поверхности «царствует» наземный транспорт. Его так много, и он такой разнообразный, что необходимо разделить его на виды.

Выделяют рельсовый и безрельсовый транспорт. К рельсовому наземному транспорту[1] относят железнодорожный. Поездам для передвижения обязательно нужна железная дорога с двумя полосами рельсов.

К безрельсовому наземному транспорту относится транспорт, которому не нужны рельсы. Автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, велосипеды и другой наземный транспорт передвигается по обычным дорогам, без железнодорожных путей.

Также важно, с помощью чего транспортное средство движется. Транспорт может быть колесным (передвигаться с помощью колес, гусеничным (передвигаться с помощью гусениц) или использующим животных (передвигаться с помощью домашних животных).

Важно и количество колес.  Так, моноциклы имеют одно колесо. Их используют в цирке и для перемещения по городу. Есть велосипеды и мотоциклы, которые имеют не два, а одно колесо.  Бициклы имеют два колеса. К ним относятся велосипеды, мотоциклы и мопеды.  Трициклы соответственно имеют три колеса. К этим транспортным средствам относятся некоторые велосипеды, мотоциклы (трайки, ряд автомобилей.  Квадроциклы — четырехколесные транспортные средства. К ним относится большинство автомобилей, мотовездеходы и четырехколесные велосипеды.

Попробуем разобраться в этих видах наземного транспорта.

Рельсовый наземный транспорт

Железные дороги связали металлической паутиной почти все населенные пункты на суше. Железнодорожный транспорт остается надежным и необходимым людям видом транспорта. Грузовые поезда перевозят по железным дорогам самые разные грузы. Пассажирские поезда дают возможность людям добраться не только до городов, но и до поселков, полустанков. Электрички помогают тысячам дачников добраться до своих любимых дач. Не все пассажиры отдают предпочтение быстрым самолетам. Многим по сердцу место в купе поезда и мирный стук колес.

Современные скоростные железные дороги дают возможность поездам значительно увеличить скорость движения. К тому же электрифицированные железные дороги намного экологичнее автомобильных дорог.

К путям сообщения железнодорожного транспорта относят : железнодорожные пути, мосты, туннели и эстакады. В пути машинистам помогают железнодорожная сигнализация и стрелки.  Стрелки (стрелочный перевод) — устройство, служащее для разветвления путей. Они позволяют подвижному составу переходить с главного пути на одну из двух (или более) веток. Стрелки переключают стрелочники.

Формируются, отправляются и прибывают поезда на железнодорожные станции или железнодорожные вокзалы.  Работники депо проводят технический осмотр вагонов и локомотивов, ремонтируют или заменяют их. Депо — предприятие, осуществляющее эксплуатацию и ремонт подвижного состава железных дорог, а также городского транспорта, пожарных машин.

К рельсовому наземному транспорту относится и трамвай.  В отличие от поезда, он используется как уличный общественный транспорт в городах. Трамвай перевозит пассажиров по заданным маршрутам. В соответствии с маршрутом каждый трамвай имеет свой номер. Движется он с помощью электричества. Это удобный городской вид транспорта, так как для него не существует автомобильных пробок. Проигрывает он автомобилям по скорости движения.

Конструкторы создали новый вид поезда на магнитной подушке, или маглев. Он тоже относится к монорельсовому транспорту. Этот поезд при движении не касается поверхности рельса. Между ним и рельсом создается магнитная подушка, которая значительно уменьшает трение. Скорость такого поезда, как у самолета. Для него нужны специальные дороги.

Выделяют среди рельсового наземного транспорта и легкорельсовый транспорт.  Его разновидностью является скоростной трамвай.  Скорость движения у него намного выше, чем у обычного трамвая.

Безрельсовый наземный транспорт

Безрельсовому транспорту не нужны рельсы. Одним транспортным средствам необходимы хорошие, ровные, асфальтированные или бетонные дороги без ям и выбоин, другим достаточно узкой тропинки.

К безрельсовому наземному транспорту, прежде всего, относится автомобильный.  У каждого автомобиля есть свой двигатель (мотор).

Автомобильный транспорт перемещается по автомобильным дорогам, мостам, путепроводам и эстакадам. Его управление осуществляется с помощью правил дорожного движения, светофоров, дорожных знаков и автотранспортной инспекции.

Для автомобильного транспорта построены автостанции, автовокзалы и автостоянки.  На них производятся посадка и выгрузка пассажиров из общественного транспорта, его стоянка. Заправляется автотранспорт на автомобильных заправочных станциях.  Технический осмотр и ремонт производятся на станциях технического обслуживания автомобилей, в троллейбусных и автобусных парках.  Дороги в порядке содержат автодорожные службы.

Транспортные автомобили служат для перевозки грузов и пассажиров. Они бывают легковыми, грузовыми и общественными.  Легковые автомобили перевозят людей, они считаются автомобилями индивидуального пользования; грузовые автомобили перевозят разнообразные грузы; общественный автомобильный транспорт (автобусы, троллейбусы, маршрутное такси) используется для перевозки пассажиров внутри города, между населенными пунктами (городами, городом и селом).

Специальные автомобили применяются для различных целей. К ним относятся машины: пожарные, «скорой медицинской помощи», МЧС (Министерства по чрезвычайным ситуациям, мусоровозы, автокраны и другие.

Гоночные автомобили используются для спортивных соревнований и тренировок, установления рекордов скорости.

Весь автомобильный транспорт относится к колесному наземному транспорту.

Велосипедный транспорт.  Экологически чистым видом наземного транспорта является велосипедный.  Во многих крупных городах разных стран мира для него выделяют специальные дороги, организуют многочисленные стоянки, пункты проката. В некоторых странах (Вьетнам, Китай, Индонезия) часто используют веломобиль (своеобразное такси) — велосипед, к которому присоединена коляска для пассажиров.

Подземный транспорт

Метрополитен — еще один вид рельсового, но уже не наземного, а подземного транспорта. Строят метрополитены в больших городах, в которых живет много людей. Это железная дорога, проложенная в туннелях под землей, по поверхности земли и на эстакадах. По ней курсируют поезда. Каждый поезд имеет свое направление и расписание движения. Пассажиров поезда забирают и высаживают на станциях метрополитена, каждая имеет свое название.

Поезда по линиям метрополитена перемещаются с большой скоростью и на большие расстояния, поэтому пассажиры могут быстро добраться с одного конца города на другой. Пробок в метрополитене не бывает.

Водный транспорт

По рекам, озерам, морям и океанам, через каналы и шлюзы людей и грузы перевозит водный транспорт. К нему относится и подводный транспорт.

Среди всех видов транспорта водному отводится важная роль, ведь вода занимает большую часть нашей планеты. Особенно значимы грузовые суда, паромы и круизные лайнеры. Водный транспорт — самый древний. На водных путях грузовым и пассажирским судам помогают маяки и буи.  Маяки в ночное время указывают путь судам.  Буи (сигнальные поплавки) обозначают на реках или озерах отмели.

Чтобы морские и речные суда могли причалить к берегу, выгрузить или загрузить грузы и людей, провести технический осмотр, ремонт, существуют морские и речные порты и вокзалы.  Они называются морскими или речными транспортными узлами.  Только в них никто не завязывает узлы, а встречаются и пересекаются разные виды судов, железнодорожный и автомобильный транспорт.

Подводный транспорт представляют в основном подводные лодки (субмарины, на которых выполняют боевые задачи военные моряки-подводники. Подводные лодки и другие подводные аппараты (батискаф) служат и для научных исследований. Пока океаны открыли человеку лишь самую малую частичку своих тайн.

Воздушный транспорт

Воздушным пространством владеет воздушный транспорт. Самолеты и вертолеты помогают людям и грузам попасть в самые труднодоступные районы. Воздушный транспорт считается самым быстрым, но в то же время и самым дорогим. Миллионы людей пользуются воздушным транспортом, чтобы быстро преодолевать большие расстояния.

На грузовых летательных аппаратах в основном перевозят скоропортящиеся продукты, особо ценные грузы и авиапочту. Особая роль отводится грузовым самолетам и вертолетам в строительстве крупных объектов (гидроэлектростанций, атомных станций, военных сооружений, при перемещении техники.

Путями сообщения для воздушного транспорта служат воздушные коридоры — специальные проходы, воздушные дороги, по которым летают самолеты и вертолеты.

Космический транспорт

К космическому транспорту относят космические корабли, которые доставляют к космическим станциям необходимые грузы и космонавтов. Эти летательные аппараты работают только с помощью ракетных двигателей. Чтобы вывести космический аппарат на орбиту, используют ракеты-носители с мощными ракетными двигателями, способными разогнать аппарат до космических скоростей.

Собирают и запускают космический корабль на космодроме.

Вопросы и задания

Для чего люди используют транспорт? Где может перемещаться транспорт?

Какой транспорт можно назвать наземным?

Какой вид наземного транспорта относится к рельсовому транспорту? К безрельсовому?

С помощью чего может передвигаться наземный транспорт?

Сколько колес может быть у наземного транспорта? Приведите примеры.

Найдите картинки с изображением рельсового наземного транспорта. Расскажите о нем.

Расскажите о безрельсовом автомобильном транспорте. Сгруппируйте картинки с его изображением. На какие виды делится автомобильный транспорт?

В чем преимущество велосипедного транспорта?

Придумайте сказки с героями — разными видами транспорта.

Распределите предложенные картинки с изображением разных видов транспорта по группам. Расскажите о каждом виде транспорта.

Сказка «Как самолет научился плавать»

Цель: ознакомление детей с видами транспорта, в которых совмещены среды перемещения.

Жил-был самолет. Самолет как самолет, ничего особенного. Аэродром, где он жил, находился рядом с морем. Самолет часто наблюдал за морскими судами. Особенно ему нравились белоснежные круизные лайнеры. Они, словно чайки, парили над морем.

Самолет был мечтателем. Часто в своих мечтах он превращался в корабль и скользил по глади воды. Летая над морем, он любовался его красотой. Самолет так притягивала вода, что однажды он стал стремительно к ней приближаться, чтобы лучше рассмотреть, и чуть не разбился. Хорошо, что вовремя опомнился и снова набрал высоту.

Морские мечты самолета не давали ему покоя. Он стал меньше летать, в полете был рассеянным. Небо надоело ему. Уже не радовали прекрасные облака, яркое солнце и безбрежная синь.

Однажды в ангар, где ночевал самолет, пришел человек. Он оказался авиаконструктором. Самолет доверился ему и рассказал о своей мечте. Сначала авиаконструктор долго смеялся. Он стал весело подпрыгивать и восклицать:

— Ай да молодец! Чего задумал. Тот, кто летает в воздухе, не может плавать. Такого просто не может быть! Ай да мечтатель! Ай да фантазер! Не может птица стать рыбой.

Самолет даже немного обиделся на человека. Но вдруг авиаконструктор призадумался. В его голове стали рождаться какие-то мысли. Он что-то быстро стал рисовать на листе бумаги. Самолет внимательно следил за изменением выражения лица авиаконструктора. Появилась маленькая надежда. Не обращая больше внимания на самолет, человек что-то чертил, разговаривал сам с собой вслух, что-то себе доказывал, за что-то ругал. Через какое-то время он подошел к самолету, похлопал его по фюзеляжу и сказал:

— Ты знаешь, друг, а ведь в твоих мечтах не все сказка. Я думаю, что скоро смогу осуществить твою мечту. Ты будешь ходить по воде, как морские суда. Только надо немного потерпеть. Ты согласен?

Самолет даже подпрыгнул от радости.

— Конечно, согласен! — воскликнул он. — Я готов ждать сколько угодно!

Дни ожидания тянулись бесконечно. Авиаконструктор все не появлялся. Самолет подумал, что он про него совсем забыл. От тоски самолет не выезжал из ангара и даже не заправлялся топливом.

Однажды утром, когда самолет еще дремал, а под его глазом застыла горестная слеза, в ангар пришел авиаконструктор. Он громко закричал:

— Эй, дружище, ты еще спишь? Ну-ка быстро вставай. Я тебе новые ноги привез.

От неожиданности самолет даже вздрогнул. Слеза сразу высохла, а на лице появилась улыбка.

— Какие ноги? — недоуменно спросил он у человека. — У меня уже есть ноги. Вот мои шасси, посмотрите.

— С помощью колесного шасси на воду не сядешь, сразу утонешь, — ответил авиаконструктор, — я тебе другие шасси привез. Они на водные лыжи похожи. Смотри, какие устойчивые. На воде тебя будут прекрасно держать. Скорее примеряй!

Самолет примерил новые ноги, но в ангаре проверить их надежность было нельзя. Тогда самолет вместе с авиаконструктором полетел прямо к морю.

Новые ноги-шасси самолета работали, как поплавки. Они легко держали самолет на поверхности воды. От новых ощущений у самолета даже закружилась голова. Он потерял равновесие и чуть не свалился в воду. Хорошо, что человек был рядом.

С этого дня самолет стал вместе с человеком тренироваться. Каждый день они прилетали к морю. Самолет учился взлетать с поверхности воды и садиться на нее. Учился скользить по глади воды. Проходящие мимо корабли с удивлением наблюдали за необычными тренировками. Многие из них скептически относились к попыткам самолета укротить море. Некоторые открыто посмеивались и отпускали злые шутки в адрес самого самолета и его новых ног. Но самолет никого не видел и не слышал. Он всем сердцем стремился к своей мечте. Никто не мог его остановить. Вскоре самолет стал более уверенным на воде, начал получать удовольствие от плавания.

В один прекрасный день человек сказал самолету:

— Теперь я тебе не нужен. Ты осуществил свою мечту. Я горжусь тобой! Только как тебя теперь называть? Ты же самолет, который умеет плавать. С этого дня ты будешь гидросамолетом. Первая часть твоего имени — «гидро» — означает «вода». Пусть все знают, что ты водный самолет.

Самолет загрустил. Он полюбил человека. Ему не хотелось с ним расставаться. Он опять оставался один.

— Ты что загрустил? — участливо спросил человек. — Ты же добился своего. Я лишь тебе помог.

— Да, я осуществил свою мечту, — грустно ответил самолет, — но теперь я такой совсем один. Я даже друга не могу себе найти. Обычные самолеты со мной не будут дружить.

— Друга? — удивился человек. — В этом я тебе, наверное, смогу помочь. Несколько дней подряд за твоими полетами следит вон тот самолет. Может, он подружится с тобой? Я даже новые ноги и для него подготовил втайне от тебя. Только они не на поплавки, а на лодки похожи. Ты будешь поплавковым гидросамолетом, а он лодочным. Можно и летающей лодкой его называть.

И человек показал рукой в сторону берега. Там стоял какой-то самолет. Человек позвал его, и тот с радостью к нему подкатил.

С этих пор два друга вместе летали и плавали. Корабли больше не смеялись над ними. Они теперь сами мечтали полетать.

Вопросы и задания

О чем эта сказка?

К какому виду транспорта относится самолет?

Каким видом транспорта он хотел стать?

Кто помог самолету осуществить его мечту?

Кто такой авиаконструктор? Какие ноги-шасси он придумал для самолета? Почему они помогали самолету не тонуть в воде?

Как стал называться самолет после того как научился плавать? К какому виду транспорта он стал принадлежать?

Как изменились шасси у самолета и его друга?

Почему корабли перестали смеяться над самолетом?

Нарисуйте гидросамолет с разными шасси. Расскажите, в чем его отличие от обычного самолета.

Общественный транспорт

Цель: ознакомление детей с видами и назначением общественного транспорта, используемого в разных средах перемещения.

Без общественного транспорта мы не мыслим сегодня своей жизни, хотя почти в каждой семье есть автомобиль, мотоцикл, мопед или велосипед.

Общественный транспорт создан для перевозки сразу большого количества пассажиров по определенному маршруту и расписанию.  Чтобы средства общественного транспорта не попадали в дорожные пробки, для них в больших городах выделяют специальные дорожные полосы. В этом случае не нарушается расписание движения, а пассажиры своевременно попадают в пункт назначения. Все большее количество автолюбителей оставляют свои автомобили на парковках и добираются до работы или в другие нужные места города на общественном транспорте. Это частично решает проблему дорожных пробок.

Проезд в общественном транспорте платный. За безбилетный проезд пассажиров штрафуют. Месячные проездные билеты более удобны, так как не надо каждый день оплачивать проезд. По единому проездному билету можно ездить на любом виде транспорта в пределах одного города. Особенно это важно для таких больших городов, как Москва.

В городах пассажиров перевозят автобусы, городской электрический транспорт (троллейбусы и трамваи, такси, метро, речные трамваи, катера (если на территории города протекает река).

Пригородное сообщение осуществляют электрички и автобусы. При перемещении на дальние расстояния пассажиры пользуются железнодорожным и воздушным транспортом. Такой общественный транспорт называют междугородным.  Если необходимо пересечь океан, пассажиры выбирают воздушный или морской транспорт. Такой общественный транспорт называют международным.

В странах Южной и Восточной Азии есть такой вид общественного транспорта, как рикша.  Это такой человек, который впрягается вместо животного в двуколку (двухколесную повозку) и перевозит седоков и грузы.

Общественный транспорт обслуживается в автобусных, троллейбусных и трамвайных парках, таксопарках, на речных и железнодорожных вокзалах.

Вопросы и задания

Для чего предназначен общественный транспорт?

Чем путь движения общественного транспорта отличается, например, от передвижения личного автомобиля?

Почему общественный транспорт становится все более популярным в больших городах?

Как пассажиры оплачивают проезд в общественном транспорте?

Какой общественный транспорт используется в городах? В пригородном сообщении? При перемещении на далекие расстояния? При перемещении через океаны?

Где общественным транспортом могут быть животные? Люди?

Где у общественного транспорта место стоянки, ремонта и технического осмотра?

Расскажите, на каком общественном транспорте вы ездили.

Расскажите, какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Виды транспорта»Дидактическая игра «Виды транспорта» На тематическую неделю о транспорте сделала вот такую дидактическую игру. Идею игры нашла в интернете. Игровое поле нарисовала на старой.

Дидактическая игра «Виды транспорта»Дидактическая игра «Виды транспорта» Добрый день всем гостям моего блога. Предлагаю Вам свой вариант дидактической игры "Виды транспорта". Цель: упражнять детей в различении.

Конспект итоговой НОД по лексической теме «Виды транспорта» (старшая группа) Цель: Уточнить представление детей о транспорте (водном, воздушном, наземном) Образовательные задачи: - закреплять знания детей о разнообразных.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта» Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта». Цель: Познакомить.

Конспект НОД в старшей группе «Зимние виды спорта» Конспект ООД в старшей группе: «Зимние виды спорта». Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, речевое, познавательное,.

Конспект занятия по физическому развитию на тему «Зимние олимпийские виды спорта» для детей старшей группыКонспект занятия по физическому развитию на тему «Зимние олимпийские виды спорта» для детей старшей группы Цель: Ознакомление детей с зимними Олимпийскими видами спорта и символикой Олимпиады. Задачи: - Закрепить навыки и умения, приобретенные.

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Зимние виды спорта. Спортсмен»Конспект занятия по лепке в старшей группе «Зимние виды спорта. Спортсмен» Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

КВН в средне-старшей группе «Знатоки транспорта» Итоговое мероприятие в средне – старшей группе по теме «Транспорт» в форме игры КВН «Знатоки транспорта». Цель: закрепить знания детей о.

Лепбук «Виды транспорта»Лепбук «Виды транспорта» Лепбук «Виды транспорта» Цель: дать детям представление о различных видах транспорта. Задачи: 1. Формировать умение детей классифицировать.

Конспект урока «Транспорт. Виды транспорта». Мир природы и человека. 1 подготовительный класс для РАС Тема урока: Транспорт. Виды транспорта. Цель: познакомить обучающихся с различными видами транспорта и научить правильно их классифицировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ИКТ в старшей группе «Виды транспорта»
Опубликовано: 23 ноября 2022 в 01:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД