Абдулатиф Мавланов
Имидж и стиль в школьных и дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Имидж и стиль в образовательных учреждениях.
В последние годы значение имиджа в деловом общении в целом все более возрастает. Понятие имиджа очень широкое. Под имиджем может пониматься имидж руководителя, компании, имидж товара, имидж организации, имидж политического деятеля, менеджера, работника сферы социального обслуживания, руководителя образовательных учреждений, педагога школ и детского сада.
Публикация «Имидж и стиль в школьных и дошкольных учреждениях» размещена в разделах
Руководители образовательных учреждений – это люди, которые всегда на виду, и безупречное владение профессией – только первая ступень профессионализма, на втором месте стоит такое качество, как имидж.
Имидж – это специально конструируемый образ для потенциальных обучающихся и всех участников целостного образовательного процесса, который должен соответствовать их ожиданиям и потребностям [3]. Психологи неоднократно убеждались, что в восьми из десяти случаев, наше первоначальное впечатление о других людях складывается по их внешним данным. Внешность является важной, но не единственной составляющей имиджа. Есть еще внутренняя и процессуальная составляющие. Внешняя составляющая имеет множество качеств. Как говорят, «от носков до самой головы», т. е. от обуви до прически, включая манеры, одежду, походку, жесты, мимику, голос. Внутренняя составляющая – это менталитет, т. е. образ мыслей, интеллект, профессионализм, интересы и многое из того, что относится к разуму и душе. Например, внутренняя составляющая имиджа для руководителя образовательного учреждения и каких-либо образовательных организаций – это идеи. Руководитель без идей является как бы безликим. Он ничего не отстаивает, ни за что не борется, ни к чему не призывает. Разработка идей – это то, что делает руководителя, а то, как он отстаивает свои идеи, является процессуальной составляющей имиджа. Для руководителя образовательного учреждения процессуальной составляющей имиджа будет предпочитаемый им стиль ведения дел, заключения договоров, формируемая им политика образовательного учреждения. Внутренний имидж характеризуется взаимоотношением руководителя и персонала образовательного учреждения, точнее, восприятием руководителя работниками образовательного учреждения. Руководитель должен стремиться к формированию положительного образа у персонала, причем руководителю следует самому работать над созданием своего же имиджа. В образовательном учреждении руководитель имеет возможность формировать свой имидж путем непосредственного взаимодействия со всеми сотрудниками образовательного учреждения.
Процесс создания имиджа многогранный и сложный. На впечатление влияет буквально каждая деталь и черта. Здесь важно все: стиль одежды и внешний вид, стиль интерьера и аксессуары – даже эти составляющие говорят о предпочтениях их владельца и об уровне его успешности. Любой неверный шаг – и впечатление о руководителе может повлиять на доверие к образовательному учреждению или организации [1].
Следует также отметить тонкости в имидже руководителя : у него может быть безупречный внешний вид, но недостаточное знание делового этикета или преднамеренное его игнорирование с целью эпатажа. Отрицательный имидж, как известно, также привлекает внимание общественности, создает рейтинг, но такая стратегия в руководстве образовательного учреждения чаще всего только усиливает недоверие родителей, учащихся к образовательному учреждению и его услугам. При прочих равных условиях положительный имидж руководителя образовательного учреждения будет являться ее конкурентным преимуществом.
Имидж – это грамотное управление впечатлением. Если говорить о руководителе образовательного учреждения, то его имидж, складывается из таких составляющих, как безупречный внешний вид, деловой стиль одежды и деловой этикет. Каждая из этих составляющих должна находиться в гармонии с другими, и при наличии двух качеств отсутствие третьего недопустимо.
В имидже важно чувство меры. Кроме того, имидж может быть постоянным или ситуативным. Ситуативный конечно же можно понять, что зависит от той ситуации, в которой находится руководитель современного образовательного учреждения : деловая встреча, совещание, педсовет, презентация или корпоративная вечеринка. В неформальной обстановке можно дать себе слабину, но при этом соблюдая чувство меры [2].
При формировании имиджа подвергаются оценке такие профессионально важные качества, как гибкость, хозяйственность, информированность, умение принимать рациональные решения, находить выход из любых конфликтных ситуаций, быть компетентным в вопросах экономики, психологии, делопроизводства, маркетинга, быть методически грамотным во всех смыслах. На формирование имиджа большое влияние оказывает, занимается ли руководитель самообразованием, повышением своего профессионального уровня и повышению квалификации, а также опыт работы с людьми.
Наибольшее влияние на формирование имиджа руководителя образовательного учреждения оказывают черты характера, качества деятельности и особенности взаимодействия с сотрудниками [4]. Работа руководителя образовательного учреждения в наши дни – это в первую очередь общение, коммуникации различного уровня и типа. В любом общении, большую роль играет впечатление, которое производят участники общения друг на друга. Должность обязывает никогда не забывать о том, что в любую минуту на руководителя может быть устремлено множество глаз. И именно он задает тон и создает дух коллектива, которым руководит.
Для формирования имиджа современного руководителя образовательного учреждения необходимо наличие и использование им специальных знаний, средств, методов, а также осознанной цели, связанной с задачами его профессиональной деятельности. Процесс подготовки руководителей должен строиться с учё том следующих принципов:
учёт имеющегося опыта у руководителя к самоимиджмейкингу;
оперативное реагирование на запросы образовательного учреждения и личностные потребности руководителя;
реализация свободы выбора собственной стратегии обучения.
Анализ научно-педагогической литературы показал, что в практике обучения взрослых сегодня используют различные технологии обучения: традиционная, интенсивное обучение, проектная, модульная, контекстная, активное обучение, коучинг и др. Несомненно, использование разнообразных технологий обучения в процессе подготовки руководителя к самоимиджмейкингу обеспечит его творческую активность и возможность самореализации. В то же время, Е. С. Заир-Бек, И. Я. Ланина, В. Оконь и др. подчеркивают, что чрезмерное увлечение различными технологиями обучения, как и их однообразие, рождает полу-деятельность. Ученые предлагают различные критерии выбора технологий обучения: по целям, по направленности действия, по предметной среде, по этапам организации обучения и др. При выборе технологий необходимо учитывать, что технология обучения должна соответствовать целям и задачам, которые решаются на конкретном этапе подготовки руководителя к самоимиджмейкингу; методика использования разных технологий должна подчиняться принципу гибкости, суть которого заключается в подборе и импликации форм, методов и приемов конкретной технологии в зависимости от уровня подготовленности руководителя и учета его индивидуального стиля учения.
По мнению психологов, понятие опыт неразрывно связано с проведением тренинга, так как он является успешным методом обучения и изменения человека. Это связано с тем, что все переживания и поток опыта, порождаемые в группе, позволяют каждому участнику тренинга проанализировать и переоценить ограничивающие его установки и убеждения. В процессе тренинга участники могут смоделировать различные умения и навыки, качества, которые в дальнейшем они могут перенести в обычную жизнь.
В науке и практике «тренинг» трактуется многозначно, в частности как: способ профессионального и личностного развития; способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своим поведением и деятельностью; процесс создания новых функциональных образований, управляющих поведением; комплекс активных групповых методов преобразующего воздействия на личность; практика психолого-педагогического воздействия на личность, группу; многофункциональный метод преднамеренного изменения психологических феноменов человека, группы и т. д. В ходе тренинга при активной позиции есть возможность получить навыки практической работы. Тренинговые занятия позволяют слушателям не только получить нужные знания от преподавателя, но и обменяться собственным опытом. Участники тренинга могут интуитивно находить творческие и результативные приемы и технологии. Важно то, что тренинг – это один из специфических способов получения личностного опыта, поскольку он позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы, не имитируя общепринятые стандарты, а само-развивать себя. В ходе тренинга происходит смена внутренних установок участников, пополняются их знания и появляется определённый опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом.
В психолого-педагогической литературе представлены различные виды тренингов, в числе которых и тренинг самоимиджирования, отличительной характеристикой которого является то, что он включает в себя как составляющие различные виды тренингов.
В современных условиях становится очевидно, что все большую роль в жизнедеятельности человека играют новые информационные технологии (НИТ). Научный прогресс, стремительное развитие рынка информационных технологий, и их массовая доступность предоставляют руководителю возможность выйти на более высокий и качественный уровень по формированию своего позитивного профессионального имиджа у социально значимого окружения. Анализ НИТ показал, что для формирования имиджа руководителя наиболее эффективными могут быть «Web-технологии», в частности – технология «Web-потрфолио».
Основными источниками информации о профессиональной деятельности современного руководителя образовательного учреждения являются СМИ, радио, телевидение, внутренние отчеты, конференции и т. д. В результате социально значимая для руководителя аудитория получает постепенную, но разрозненную по событиям и источникам информацию о нем, не способствующую формированию целостного образа – его профессионального имиджа. Где можно ознакомиться с его деятельностью с одного единого места – это электронное портфолио или web-портфолио, доступное в любой момент времени и с любого места (работа, дом и т. д.) в сети Интернет. При выборе образовательного учреждения родители смогут обратиться в глобальную сеть Интернет, запросить номер или адрес сайта учреждения и познакомиться с web-портфолио каждого руководителя. В результате пользователь web-портфолио получит полноценную информацию о профессиональной деятельности руководителя, которая накапливалась постепенно, совершенствовалась в течение ряда лет.
Web-портфолио руководителя – это персональный электронный раздел или сайт в сети Интернет, в котором фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения и динамика профессионализма руководителя за определенный период времени в разнообразных видах деятельности, умения руководителя творчески решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения. При публикации своих материалов в СМИ, их представления на радио и телевидении руководитель может ссылаться на адрес своего web-портфолио в сети Интернет или сайта образовательного учреждения, что непосредственно повысит посещаемость и расширит круг пользователей его интернет-страницы. Web-портфолио руководителя осознается не только как способ зафиксировать профессиональные достижения, но и как импульс к самореализации и постоянному саморазвитию.
От того, каким увидят руководителя коллеги, руководители других образовательных учреждений, воспитанники, их родители, зависит от работы руководителя над собственным имиджем и в целом над собой. Как показывают исследования, чем больше прилагается усилий в формировании собственного имиджа, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные и информационные характеристики личности. Имидж является результатом сознательной работы, особенно когда касается ситуаций, где имидж является частью профессионального успеха.
Список использованной литературы
Галиуллина Н. В., Левшина Н. И. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 29-31;
URL : https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5538 ( дата обращения: 01.03.2023).